Весной 2022 года депутаты наспех добавили в Уголовный кодекс статьи «Пособие государству-агрессору» и «Коллаборационизм». Почему они могут стать экзистенциальной проблемой для значительной части украинского бизнеса?
Во время новогодних праздников произошли знаковые события для украинского бизнеса: соучредители и топ-менеджмент двух крупных компаний, лидеров на своих рынках, получили подозрения от СБУ по громкой статье 111-2 – «Пособничество государству-агрессору». Это подпункт одной из самых жестких статей Уголовного кодекса – «Государственная измена».
Вечером 29 декабря 2023 года СБУ заявила о подозрении и заочном аресте основателю алкогольного холдинга Global Spirits Евгению Черняку – за возможное пособничество России в ее вооруженной агрессии, из-за уплаты налогов в РФ. А уже 4 января СБУ проводила обыск в «Киевгуме» – было задержано и объявлено подозрение соучредителю компании Антону Кравцу. Статья та же – 111-2. По версии следователей, «Киевгума» осуществила поставки резиновых средств через одну из европейских стран в РФ на 40 млн грн.
Владельцы обеих компаний отвергают обвинения и говорят о давлении силовиков на бизнес. СБУ демонстрирует доказательства (или то, что ими считает), которые ставят неудобные, по крайней мере в этической плоскости, вопросы к предпринимателям. Судебные процессы по обоим делам продолжаются.
За время полномасштабного вторжения Служба безопасности открыла 830 дел по статье 111-2, сообщила ее пресс-служба. Львиная доля не касается предпринимателей. По просьбе Forbes редакция «Наші гроші» проанализировала судебный реестр и нашла 13 дел, в которых именно бизнес обвиняли в пособничестве РФ.
Более распространена соседняя статья – 111-1 «Коллаборационизм». По ней заведено 4900 дел, из которых 27 связаны с бизнесом. Теоретически под нормы этой статьи попадают все предприятия, которые находятся сейчас или находившиеся ранее под оккупацией, считает управляющий партнер юрфирмы «Армада» Александр Кузнецов. Вести предпринимательскую деятельность без взаимодействия с администрацией временно оккупированных территорий практически невозможно, объясняет он.
«Многие компании прямо выражают оговорки относительно последствий подобных расследований, опасаясь национализации и передачи активов в управление государства», – отвечает Совет бизнес-омбудсмена по запросу Forbes. По оценке Совета, на данный момент преследование бизнеса по этим статьям не носит массовый характер.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.