Запасы артиллерийских снарядов в России снизились до 30%, остатки ракет почти исчерпаны, а максимум российского производства – около 40 крылатых ракет в месяц. Все это вынудило Москву отказаться от амбициозных планов захвата Киева и сместить свои усилия на попытку оккупации всей Луганщины и Донетчины.
Об этом, подводя итоги года большой войны в Украине, рассказал в интервью Forbes глава ГУР Кирилл Буданов
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Кирилл Буданов, 37 – один из самых медийных военных Украины, он дал десятки интервью украинским и международным СМИ. Разведчик категоричен в своих ответах: Россия почти истощена, Украина вскоре победит.
Такие прогнозы звучат как успокоительное для истощенных войной украинцев, однако имеют тенденцию сбываться. Буданов был одним из немногих официальных представителей власти, предупреждавших о вторжении России в 5 утра 24 февраля. Он спрогнозировал и первые победы украинских защитников по деоккупации Харьковщины и Херсона.
- Категория
- Мир
- Дата
Слова Буданова, ставшего главой ГУР уже в 34 года, имеют вес и для президента. Источники Forbes на Банковой рассказывают, что главный разведчик – один из немногих в стране, имеющих прямой доступ к Зеленскому.
Буданов встречает журналистов Forbes в своем полутемном кабинете. На стенах – фото. На них – миссия ГУР, которая эвакуировала людей из Афганистана во время падения Кабула в 2021 году, и защитники «Азовстали» во время глухого окружения россиянами. Позади Буданова больше нет карты с разделенной на части Россией. Она лежит сложенной на столе. «Теперь мы ее режем», – шутит глава ГУР.
В интервью Forbes он рассказал, стоит ли бояться наступления на Киев, откуда ГУР берет информацию и как долго Украина готова держать Бахмут.
Российское наступление и мобилизация
Сейчас идет наступление России почти по всему восточному фронту. Это то большое наступление, о котором много говорили последние два месяца, или нам еще чего-то ждать от России в марте?
Большое наступление России, которое они поставили целью, уже длится. Но оно так длится, что не все это даже видят – такого качества это наступление. У них есть стратегическая задача – до 31 марта выйти на административные границы Донецкой и Луганской областей.
Вы думаете, это тот максимум, который они могут анонсировать? Анонсы обычно амбициознее реальных возможностей.
Я не думаю, я знаю. Это то, о чем они мечтают, им не удастся этого сделать.
Западные СМИ активно писали о том, что в России начнется массовая мобилизация в конце января или начале февраля. Они предрекали цифры до 500 000 человек . Сейчас не выглядит так, что она началась.
А кто вам сказал, что ее нет? Она скрыта.
Можно ли скрыто набрать такое количество людей?
В стране, где население более 100 млн, в чем проблема набрать 500 000.
Что мы сейчас знаем о мобилизации в России, ведь цифры разнятся?
Во время первой открытой волны мобилизации они набрали чуть больше 316 000. Здесь вопрос: если в России все хорошо и они призвали еще 316 000, то для чего продолжать мобилизацию? Значит, не все хорошо. Это наведет нас на простой вывод: сколько потерь у Российской Федерации? Эта цифра заоблачная.
Из этих 316 000 сколько уже непосредственно на фронте?
Более 90% сразу отправили. Их никто не учил – сразу на фронт.
Условного запаса нет?
Небольшой процент пошел на формирование новых подразделений, но большинство пошло на восстановление пострадавших подразделений, они все на фронте.
Есть предположение, что нам нужно очень внимательно присматриваться именно к новостям о мобилизации. Если России удастся набрать 300 000 или 500 000 человек, то участок фронта станет слишком коротким для такого количества людей с их стороны, и тогда можно ожидать наступления на Киев. Что вы об этом думаете?
Это сомнительная логика, я не разделяю такое мнение. Наступление на том или ином направлении никак не лимитируется количеством людей, которое ты где-то хочешь или можешь разместить.
Но это увеличивает возможности России.
У нас идет открытая война. Что удивительного, что есть такая возможность? Кроме возможности, есть еще реальность. Реальность такова, что они ставят своей целью до 31 марта выйти на админграницы Донецкой и Луганской областей. Чувствуете разницу: взять Киев за три дня и выйти когда-нибудь на какие-то границы.
Есть понимание, сколько они могут призвать не с точки зрения количества людей, а сколько они могут выдать автоматов, бронемашин, танков?
Автоматов хватит на любое количество, бронемашин не хватает и сейчас, но это им совершенно не мешает. Сейчас много подразделений, формируемых с нуля. Они идут без техники, на «Уралах» и «Камазах». У них в штате уже нет БМП, БТРов. Техника вся снимается с долгосрочного хранения, они сняли уже более 60%, осталось около 35%, которое можно быстро восстановить. Производство единично, и оно не покрывает потребностей.
Как насчет заявления Медведева о 800 танках в год?
800 танков в год они не могут сделать не то, что в военное время, а в лучшие годы.
О Бахмуте
Не в первый раз выходят материалы в иностранных СМИ , где они советуют нам уменьшать свое присутствие в Бахмуте для того, чтобы сохранить силы для возможного контрнаступления на Юге. И говорят, что значение города не столько стратегическое, сколько политическое.
Я хотел бы увидеть, как такое предложение сделали бы президенту Франции. Сказать, что у вас проблема, оставьте город Марсель, он же не так стратегичен.
В удержании Бахмута сейчас больше политической целесообразности или военной?
Вы представляете, чтобы президенту США сказали бы: «Давайте Нью-Йорк временно сдадим, так надо сделать»?
Если мы вспомним Вторую мировую войну, Сталину говорили, что от Киева нужно отступить. Он также говорил: «Как можно отступить от матери городов русских». Мы знаем, к чему это привело.
Если идти дальше по вашей логике, то это привело к победе Советского Союза.
Но 400 000 человек были уничтожены и захвачены в плен в ходе этой операции.
Для меня как для патриота и военного сдача даже миллиметра территории является катастрофой. Это моя личная логика, можете с ней соглашаться, можете – нет. С военной точки зрения удержание Бахмута дает нам сдерживание россиян в этом районе и причинение им катастрофических потерь.
Таким образом мы их истощаем?
Мы их истощаем и защищаем свою территорию, которая ни в коем случае не может оцениваться в контексте: целесообразно или нецелесообразно оставить.
Речь идет о перераспределении сил, а не о том, чтобы просто сдать город. Может быть, эффективнее использовать людей на других направлениях?
Не соглашаюсь с этой логикой.
Об остатках вооружения РФ
Вы ранее упоминали о том, что в России существенно истощаются запасы техники, снарядов, в том числе 152 калибра. Что у них осталось снарядов на грани 30% от общего количества. Как с таким количеством снарядов и таким оснащением они могут идти в наступление?
Никак. Поэтому это «огромное наступление» даже не все замечают. Относительно запасов вооружения они сейчас налаживают массовое производство артиллерийских снарядов. Это еще раз подтверждает, что запасов снарядов нет, их не хватает.
Уже два месяца действующие у нас российские группировки живут в режиме максимальной экономии боеприпасов. Более или менее нормально боеприпасы сейчас применяются исключительно в Бахмуте и на Лиманском направлении. Они несколько раз пытались штурмовать Угледар, и дальше будут пробовать, так что добавилась еще эта локация. На всех других участках – режим экономии боеприпасов.
Дефицит артиллерийских снарядов в России
Из-за высокой интенсивности применения артиллерии Россия вынуждена использовать снаряды, изготовленные более 40 лет назад. Если РФ не снизит темп, то может исчерпать запасы вполне годных боеприпасов уже в начале 2023 года, писало Reuters 13 декабря со ссылкой на чиновника Министерства обороны США.
В русских Вооруженных силах наблюдается значительный дефицит артиллерийских снарядов, поэтому россиянам сложно поддерживать высокий темп военных операций. Учитывая это, новое наступление РФ с территории Беларуси маловероятно, утверждал 1 января Институт изучения войны (ISW).
Сколько сейчас их производится в России?
Они производят значительно меньше, чем используют.
Когда и удастся ли им развернуть производство, достаточное для ведения артиллерийской войны?
Никогда не получится. Россия не Советский Союз. Они это уже почувствовали и поняли, это факт.
Но снаряд – это же не дрон, для него не нужно импортировать электронику.
Это не так легко, для этого нужно очень много производств, которые за 30 лет уничтожены. 30 лет Россия, как и многие другие страны постсоветского пространства, продавала запасы.
Есть ли у них возможность найти эти снаряды в Северной Корее?
Теоретически возможность есть. Возят ли они оттуда? По поводу Северной Корее подтвержденных случаев нет. Из Ирана завозилась пробная партия, сейчас пытаются завезти еще одну, уже не пробную партию, это около 20 000 снарядов. Это ничто по сравнению с используемыми цифрами.
Как уменьшалась интенсивность русских артиллерийских обстрелов с начала войны
В начале лета русские войска имели преимущество в артиллерийских установках в 10–15 раз на поле боя. В сутки Вооруженные силы Украины выпускали 5000–6000 артиллерийских снарядов, тогда как россияне – до 60 000, говорил представитель ГУР Вадим Скибицкий 10 июня.
В январе артиллерийский огонь России резко сократился, в некоторых местах – на 75% сообщило CNN со ссылкой на официальные лица США и Украины.
Американская и украинская стороны приводят разные оценки интенсивности российского огня. В США говорят, что количество упало с 20 000 выстрелов в день до примерно 5000. По оценкам Украины, показатель снизился с 60 000 до 20 000 в день.
У нас и у наших партнеров тоже есть дефицит этих снарядов.
Конечно есть. Сравнивать оборонно-промышленный комплекс Советского Союза, наш и большинства стран Запада с мощностями, которые были во время холодной войны, невозможно.
Что это значит? Война перейдет от артиллерийской к другой тактике?
Переход к другой тактике все видят в Бахмуте. Угледар был ярким тому примером. В Бахмуте вообще волна за волной просто идет пехота. Их артиллерия только поддерживает, бронетехники вообще единицы. В Угледаре происходило применение бронетехники, но она была уничтожена в первые часы и так же все перешло в стрелковые бои.
Раньше вы говорили о том, что у России осталось ракет на три-четыре залпа, а дальше придется выстреливать с конвейера. Этот момент настал?
Остались небольшие проценты от общего количества. Производится меньше, чем они применяют в одном залпе, не успевает производство. Россия – это не Советский Союз.
Вы говорили об их условном максимуме – производить 50 ракет в месяц.
Меньше. В общей сложности за месяц они производят иногда 20, иногда 22 ракеты типа «Калибр». Это те, которые с моря пускают. Около 15, иногда до 20 доходит, ракет типа «Х-101». Вот почему в каждом залпе количество ракет уменьшается. Интенсивность обстрелов падает. Сначала массированные ракетные обстрелы были по понедельникам, потом – раз в восемь дней, теперь – раз в десять дней, две недели. Они уменьшают количество ракет и увеличивают промежуток времени.
Что мешает россиянам нарастить производство ракет?
Нет мощностей, это мыльный пузырь. Нельзя, если ты 30 лет ничего не делал, за один день, в условиях войны и действия санкций, сделать так, как тебе хочется.
Ввоз электроники из Китая вырос на 500%, в шесть раз за прошлый год. Там есть компоненты, необходимые для изготовления ракет. С нашей стороны мы что-то делаем и можем ли что-нибудь сделать, чтобы эти компоненты в Россию не попадали?
Это исключительно гражданские товары и микросхемы, которые могут иметь двойное применение. Это проблема. Если вы ввозите пылесос – это пылесос. Исходя из тех реалий, в которых живет Россия, им приходится покупать миллионами такую технику и разбирать ее на микросхемы.
Это большой позор даже для российской идеологии, потому что они пришли к тому, что покупают стиральные машины, пылесосы и разбирают на микросхемы, которые потом будут вставлять в ракеты.
В СМИ анонсировано строительство ирано-российского завода по производству «шахедов» в Татарстане.
Кто анонсировал?
Financial Times, New York Times, уважаемые медиа.
Если я начну критиковать уважаемые медиа, то сам подвергнусь критике. Мне нечего сказать. Может быть, я просто не знаю ответа.
У вас сейчас такой информации нет?
У меня нет никакой подтвержденной информации, что в Татарстане собрали «шахед» и он где-то существует. Возможно, я просто этого еще не видел.
Об информационной политике ГУР
Вы в интервью говорили, что используете для своих выводов множество источников. Можете отранжировать пятерку источников, которыми пользуется украинская разведка в XXI веке?
Это стандартно. Как любая специальная служба в мире, они примерно одинаково работают. Это технические средства разведки, технические проникновения, проникновение в киберпространство, телефоны, компьютеры. Но самое главное – это агентурная работа. Только агентурная работа может дать ответы на сложные вопросы.
Ваш заместитель сказал, что у них есть источники среди олигархов, бизнесменов, ближайшего круга Путина. Если они у нас есть, то зачем об этом говорить?
Он сказал фамилию или что-то, что может натолкнуть на ответ? В России более 100 олигархов, есть разные степени приближенности. Одни приближены к Патрушеву , одни – к Бортникову, одни приближены к условному президенту, другие – к Кириенко. Так о ком идет речь?
То есть это наша информационная тактика?
Пусть проверяют всех 100 (смеется). Знаете, что они найдут? Я дам реальный ответ на вопрос.
2,5 года назад мы совершили контролируемый слив по одному вопросу, очертив круг, откуда такая информация могла поступить. Знаете, какова была реакция россиян? Они начали тщательно проверять всех, кто под этот круг попадал. Сузили его примерно до 30 человек. После этого дошли до того, что кто-нибудь из этих 30 точно должен быть. Начали проверять всех полиграфами и искать родственные связи.
Как итог, все 30 человек попали под раздачу – определенное количество уволили, а определенное количество село. Потому что у каждого из них родственные связи привели в Украину, так получилось, что наши страны тесно связаны. Если они последуют той же логике, то весь мир будет аплодировать.
Россия как будто ведет эту войну онлайн, происходит чуть ли не анонсирование военных действий. Кажется, даже РФ так раньше не воевала.
Это ведение информационной войны. Как Россия все это время делала? Даже взять пример того же Бахмута. Если вы будете читать официальные источники Российской Федерации, я уже не говорю о неофициальных, то они его уже 10 раз взяли с июня. Сейчас февраль, а они говорят: еще немного.
Это выглядит странно, анонсирование своих наступлений.
Если мы говорим о той стороне, нужно помнить, что глупости россиян нет предела. Кроме того, не забывайте, хотя Россия – максимально вертикально ориентированная структура, ее трудно назвать государством, там все равно две башни. Две башни Кремля, которые друг с другом сталкиваются, кто победит, и анонсируют наперед.
Это ФСБ и военные?
Это не только ФСБшники и военные, там все поделены на две башни. Условные ястребы и условные либералы, причем что те, что те очень условны. Они о деньгах больше, чем о том, о чем они заявляют.
О пожарах и взрывах в России
В конце прошлого года OSINT-агентство Molfar посчитало , что только за ноябрь–декабрь 2022 года статистика пожаров, крупных инцидентов в России выросла вдвое. Что из этого случайность и совпадение, а что – следствие войны?
Многое из этого не случайность. Постоянно что-то горит. Сигнализационная аппаратура на железных дорогах, она горит каждый день несколько раз, на разных магистралях постоянно на два–три часа, иногда на пять–шесть часов, приостанавливается на всем участке движение. Понятно, что она не просто так горит.
Помогают украинцы в России?
Почему только украинцы? Я бы сказал так: деньги совершают чудеса.
Об окончании войны: счет 1:1, а минута 70-я
У вас в Украине репутация главного и хорошего прогнозиста. Человека, чьи прогнозы сбываются чаще, чем не сбываются.
Я не являюсь прогнозистом и никогда им не был. Мы делаем выводы, а не прогнозы, это разные вещи.
Ваши выводы о боевых действиях до конца весны и до конца года.
Ничего не изменилось. С середины и до конца весны будут решающие бои.
В них будет решаться судьба войны?
Да, это переломный момент.
Если наложить футбольную аналогию на 12 месяцев большой войны. Какой сейчас счет и какая минута матча?
Счет 1:1, а минута 70-я. Это субъективное видение.
Три причины, почему нам удалось выстоять.
Если я скажу, что с нами Бог, вы воспримете ответ? (Смеется, намекая на нарратив русской пропаганды – ред.). Вторая – мы защищаем свою землю, это помогает. На своем поле играть легче. Третья причина – вместе с нами борется весь цивилизованный мир, мы не сами.
А если взять три величайших победы и поражения?
Я буду говорить субъективно. Первое крупнейшее поражение – временное поражение Украины в районе Северодонецка. Второе – первый период войны, когда была проломлена линия в районе Волновахи. И третье, это будет общий ответ – это то, что мы допустили в 2014 году временную оккупацию Донецкой и Луганской областей, Автономной Республики Крым. Вот три самых больших наших поражения, но они все исправимы.
А победы?
Победы – это отвержение врага с Киевского направления, это действия на Харьковском направления и возвращение контроля над городом Херсон.
Давайте поговорим о будущем. Представим ситуацию, что в ближайшее время мы освободили деоккупированные территории, нам удалось освободить Крым и выйти на границу с Россией. Мы будем идти дальше?
Это вопрос исключительно к верховному главнокомандующему, не ко мне. В моем видении, мы должны создать условия для зоны безопасности вокруг нашей границы. Как этого добиться, есть много вариантов. 100 км зона оправдана, но и 40 км будет более или менее нормально.
Чтобы вы правильно поняли мою логику. Идти ли нам дальше – вопрос не ко мне, а создать зону безопасности вокруг границы – необходимость. Есть много вариантов, как добиться этой цели.
Как эта зона должна выглядеть?
Демилитаризованная зона, без никаких вооружений, с нормальным контролем. Для того, чтобы мы всегда имели время на реагирование.
Вот мы вышли на границы 1991 года, и в обществе есть чувство, что это окончание войны. Но ведь это не факт. Что заставит Россию закончить войну?
Вы совершенно правы, это может означать окончание, может означать не окончание. Можно перевести войну в совсем другой формат, можно перейти к неизменной оборонительной операции. Хороший пример – Израиль, живущий постоянно в состоянии войны, проводит оборонную операцию по своим границам. Вероятнее всего, это приведет нас к решению внутренних на ранее оккупированных оккупированных территориях, это огромный блок вопросов.
Что может окончить войну? Какие для этого условия с обеих сторон?
У нас условие одно – выйти на админграницы 1991 года, все остальное будем решать потом.
Упрощенный вопрос, но ответа на него ждет вся Украина. Когда кончится война?
Я могу вам ответить только как она закончится. Закончится первой фазой для нас – выход на админграницу. Но поскольку мы проговорили с вами, что сейчас 1:1 и 70-я минута матча, сделайте хронометрическую параллель.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.