Минобороны с 1 февраля отменяет дополнительное вознаграждение в 30 000 грн военным и силовикам, не находящимся на передовой. Мотивация – «для справедливого подхода». Каковы причины и последствия такого решения?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
С февраля выплаты военным в Украине дифференцируют. Сумы будут зависеть от районов пребывания и сложности боевых задач. Тем, кто на передовой, оставят 100 000 грн вознаграждения, как и для семей пленных и пропавших без вести.
При этом минимальную зарплату для ВСУ, Нацгвардии и Госпогранслужбы увеличат до 20 100 грн. Для ГСЧС и Нацполиции – до 17 000 грн.
Кому уменьшили выплаты?
- военнослужащие и сотрудники системы МВД, находящиеся вне зоны боевых действий в разных регионах Украины
- срочники
- курсанты
- офицеры управлений и штабов
- некоторые другие категории
Урезание выплат военным во время войны – значимое решение. Оно поможет снизить расходы дефицитного бюджета, но, вероятно, повлияет на мотивацию бойцов и темпы мобилизации.
Forbes собрал мнения экономиста, военного и депутата оборонного комитета ВРУ, которые объяснили бы логику и последствия решения.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина
Решение об уменьшении выплат рано или поздно должно было быть принято, с таким большим дефицитом бюджета (911 млрд грн в 2022-м) Украина не самодостаточна. Вопрос был только в том, когда этот момент должен наступить.
Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр заявила, что в течение 2022 года Минобороны профинансировало почти в 10 раз больше средств на денежное довольствие воинов и дополнительные выплаты, чем было в 2021 году.
На 2021 год в оборонной сфере (это не только Министерство обороны, но и Нацгвардия и другие) денежное довольствие и зарплата с начислениями была запланирована на уровне почти 150 млрд грн.
То есть на это направление обороны в 2022-м потратили более 1 трлн грн. Это примерно треть всех бюджетных расходов в год. Фискальный разрыв в 2022 году (дефицит + финансирование за счет грантов) 1,3 трлн грн. Правительству на фоне такого дефицита приходится задумываться о путях экономии.
Каков потенциал экономии средств вследствие уменьшения выплат военным не на передовой? Сейчас сложно оценить, поскольку в публичном доступе нет достаточно информации.
Однако при принятии бюджета 2023 года расходы на оборону уже предусматривались меньше, чем на 2022 год. В частности, план по расходам Минобороны на 2022 год – 989,5 млрд грн (с учетом последних изменений), а план по расходам Минобороны на 2023 год – 857,9 млрд грн.
Несомненно, потенциальная экономия будет использована для сокращения фискального разрыва.
Олег Берестовый, лейтенант, командир подразделения 15-й бригады артразведки, продакт-менеджер в Uklon
Я понимаю, что нужно оптимизировать бюджет и справедливо упорядочить боевые выплаты. На войне есть разные уровни риска: есть пехота, гибнущая первой и выполняющая задачи на расстоянии одного километра от «нуля», где возможно поражение даже стрелковым оружием. Есть подразделения, выполняющие задачи в 10 км — уровень ежедневной опасности здесь кардинально иной.
Какая может быть градация? Например, вознаграждение 150 000 грн военным, воюющим в условном Бахмуте, 100 000 грн – в пяти километрах от линии столкновения, командные пункты на расстоянии 20–40 км, куда может долететь артиллерия, – 50 000–70 000 грн.
Нас ждет серьезная волна мобилизации, деньги для многих новобранцев мотивационный фактор. Маленькие зарплаты могут стать стоп-фактором – если мужчина уходит в армию из частного сектора, семья может ощутимо терять в семейном доходе. Инфляция в 2022 году была огромной, 20 000 грн до большой войны и сейчас имеют разную ценность.
Еще и психологический фактор. Если бы выплаты с февраля прошлого года составляли 20 000–25 000 грн, это воспринималось бы как данность. Но когда у военного в тылу была зарплата 45 000 грн, на которые он привык планировать жизнь, и ее снижают, это демотивирует.
Добавилось и хаоса. Сейчас не опубликован четкий перечень, кто сколько будет получать. Во всех военных чатах идет обсуждение вариантов подсчета зарплат. Сколько выплатят – сюрприз, который раскроется в конце февраля.
Это накаляет ситуацию и не поможет нам выиграть войну.
Соломия Бобровская, народный депутат из оборонного комитета ВРУ
Сам приказ Минобороны еще не опубликован, я как депутат профильного комитета его не видела. Можем комментировать только публичные заявления и сообщения ведомства.
То, что сейчас говорят в МО, – это дифференциация оплаты. К примеру, курсантам нет смысла дополнительно выплачивать 30 000 грн наряду с военными, участвующими в активных боевых действиях.
Необходимость распределения возникла давно и неоднократно дискутировалась. В Украине огромный дефицит бюджета, лежит экономика и мы живем на средства дотаций и иностранных вливаний.
Более того, и раньше эти 30 000 грн выплачивались по усмотрению командования. К примеру, в прошлом году были случаи в южных областях, в Одессе, когда штаб их не получал. Случалось так, что 30 000 грн получали моряки, а пограничники нет. Таково было решение внутренней пограничной службы.
Важный нюанс – части специального назначения, которые, находясь в тылу, не отдыхают, а приезжают с боевых выездов на место постоянной дислокации и готовятся к следующему выезду. Будет ли правильно для них использовать такие ограничения? Сомневаюсь. Если это будет в постановлении, его нужно пересматривать.
Это вопрос мотивации, и мы уже видим недовольство военных.
Решение вынужденное. Но мы должны к нему подойти правильно, чтобы не вызвать возмущения бойцов. Недавно Рада одобрила закон об усилении военной ответственности, сейчас возник этот финансовый вопрос. Следует подходить вдумчиво. В пятницу будет заседание оборонного комитета, мы пригласили министра Резникова, будем обсуждать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.