С 1 октября УЗ отказывает бизнесу в перестановке частных вагонов на европути /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Ищите, как переобуваться. Как изменение правил доступа к европути посорило крупнейший агрохолдинг страны Kernel и «Укрзализныцю»

С 1 октября УЗ отказывает бизнесу в перестановке частных вагонов на европути Фото Shutterstock

«Укрзализныця» хочет пересадить бизнес на свои вагоны. В противном случае тот рискует не вывезти свою продукцию на экспорт. «Кабмин поставил задачу выйти до конца года на безубыточность», – объясняет логику железнодорожного монополиста заместитель коммерческого директора УЗ Валерий Ткачев. Хотя цена вопроса невелика, предприниматели бьют тревогу. Что происходит

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, Diia.City United, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

«В очередной раз в начале «высокого сезона» на железной дороге происходят события, которые негативно влияют на перевозку агропродукции», – посетовал 3 октября Михаил Кравченко, исполняющий обязанности заместителя руководителя департамента перевалки и флота агрогиганта Kernel на своей странице в Facebook. Позже Кравченко удалил сообщение.

Для агробизнеса железная дорога – ключевой перевозчик. В сентябре ж/д путями экспортировали 52% из 2,1 млн зерновых. Препятствием на пути украинской продукции в ЕС служит разная ширина пути: в Украине – 1520 мм, в ЕС – 1435 мм. Для ее преодоления используют железнодорожные тележки. «Переобувает» вагоны под европути государственная компания «Укрзализныця» (УЗ).

С 1 октября УЗ отказывает бизнесу в перестановке частных вагонов на европути и доступе к тележкам, указывал Кравченко. Теперь бизнес должен либо брать вагоны УЗ в аренду, либо покупать собственные тележки. Стоимость новой тележки может достигать 900 000 грн, говорит Андрей Рязанцев, экс-директор по развитию бизнеса УЗ. «Это несправедливо и разрушает тщательно выстроенные цепи поставок агропродукции», – писал Кравченко.

6 октября между бизнесом и руководством «Укрзализныци» запланирована встреча по решению вопроса с тележками. Пока продолжается переговорный процесс, несколько аграрных компаний, включая Kernel, отказали Forbes в комментариях для этого текста.

В чем суть конфликта и придут ли аграрии и УЗ к компромиссу?

Ищите, как переобуваться

Из-за внезапного решения УЗ украинский экспорт может оказаться под угрозой, что повлечет за собой уменьшение валютных поступлений в экономику страны, говорится в заявлении Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) от 2 октября. Ассоциация обратилась к правительству и председателю правления «Укрзализныци» с просьбой отменить решение.

Forbes обратился к ЕБА с просьбой предоставить подробные расчеты о том, как решение УЗ может повлиять на аграрный экспорт. Однако пресс-служба ассоциации не предоставила расчет, ссылаясь на то, что не может их публиковать, пока происходит переговорный процесс между УЗ и бизнесом.

В УЗ заявления об ограничении доступа называют манипуляцией. «С 1 октября ничего не изменилось», – уверяет заместитель директора департамента коммерческой работы «Укрзализныци» Валерий Ткачев. УЗ, продолжает он, будет оказывать и далее услугу по перестановке вагонов на европути. «Просто предупреждаем бизнес: хотите «переобуваться», думайте, где получите тележки», – указывает он.

Чем вызвано такое решение? С начала войны УЗ активно инвестировала в парк тележек – сейчас ими можно перевести на европути 905 вагонов, говорит Ткачев. В то же время частный бизнес не покупал тележки, а арендовал их у УЗ. «При этом 70% грузов по Украине перевозят именно в частных вагонах», – сообщает менеджер УЗ. А парк из 50 000 вагонов УЗ, в том числе 5000 зерновозов – почти не задействован. «Наше желание просто: используете тележки УЗ, используйте и наши вагоны», – настаивает Ткачев.

Сколько УЗ рассчитывает заработать сейчас? Пока неизвестно, говорит Ткачев, все будет зависеть от того, сколько вагонов компании удастся «продать». 5 октября УЗ объявила первый тендер на Prozorro с комплексной услугой: при заказе зерновоза УЗ экспортер получает доступ и на тележку.

Цена конфликта

Новые условия будут даже более выгодны для бизнеса, убеждает менеджер УЗ. До 1 октября тариф на аренду вагона УЗ был 500 грн/сутки. Теперь УЗ будет предоставлять вагоны в аренду через аукционы на понижение. Стартовая цена 600 грн/сутки может упасть втрое – до 204 грн/сутки.

Зерновозы будут предоставляться по заявкам как украинских экспортеров, так и иностранных компаний. Оперированием за границей этих вагонов будет заниматься UZ Poland по своим ставкам.

При условии, что все тележки вместе с 905 вагонами УЗ будут задействованы круглогодично, по приблизительным расчетам Forbes компания сможет заработать около 200 млн грн. Цифра может быть несколько больше, объясняет экс-директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев. Forbes пригласил расчеты в УЗ, однако пресс-служба компании не успела их предоставить в публикацию.

Однако для украинских экспортеров это очевидно подъемная сумма. К примеру, крупнейший агрохолдинг Украины Kernel закончил третий квартал 2023-го с EBITDA на уровне $155 млн.

Вопрос не в общей сумме, а в том, как это удорожание отразится на перевозке тонны продукции, уточняет экс-директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев. «Эти вагоны не перевезут весь урожай, а часть – дороже, – говорит он. – Аграрии будут вынуждены отдать УЗ часть маржи, которая и так сейчас не слишком широкая. А они всегда борются за каждую копейку».

Так проблема раздута на ровном месте? Не совсем. Бизнес не имеет доверия к постоянно меняющей правила «Укрзализныце», отмечает Юрий Щуклин, основатель и директор транспортно-логистической компании «Груз», член логистического комитета ЕБА. За последние десять лет «Укрзализныця» сама подтолкнула агробизнес приобрести собственный вагонный парк, поскольку у тех не было гарантий, что смогут вывезти урожай, объясняет он. Да, в собственности Kernel 3500 вагонов.

Если бизнес примет это предложение, УЗ станет полноценным гегемоном в экспорте зерновых по железнодорожному пути, объясняет Рязанцев. Для компании – это хорошо, для рынка – не очень, говорит он. Подобные решения точно несут коррупционные риски справедливости дальнейшего распределения колясок УЗ, указывает Владислав Криклий, экс-министр инфраструктуры Украины (август 2019-го – май 2021 года).

К тому же нет никаких гарантий, что впоследствии «Укрзализныця» не повысит стоимость платы за пользование своими вагонами и поставит бизнес в безвыходное положение, как уже делала не раз, высказывает сомнения Дарья Сичкарь, менеджер Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) .

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине