Прослухати матеріал
Прослухати матеріал
07:13 хвилин
В творчестве украинского продюсера Владимира Яценко – фильмы «Люксембург, Люксембург», «Домой» и «Атлантида», которые показывали на Венецианском и Каннском кинофестивалях. Сколько стоит снять полнометражное кино в Украине и какие суммы можно собрать в прокате?
Подарунок для справжніх лідерок та лідерів
Сертифікат Forbes — 365 днів доступу до якісної аналітики, інсайтів та історій успіху, що змінюють мислення. Купуйте зараз
«Сейчас почти на каждом фестивале есть украинское кино, все к этому привыкли», – говорил совладелец кинокомпании ForeFilms и рекламного продакшена Limelite Владимир Яценко в выпуске YouTube-проекта Forbes Next.
Клиентами Limelite были Mercedes, MasterCard, T-Mobile, Uniqlo и Lacoste, американская певица Майли Сайруз.
В 2020 году предприниматель решил выделить направление кино в отдельный бизнес. За четыре года продакшен ForeFilms снял восемь фильмов с совокупным бюджетом до 200 млн грн. В 2022-м Яценко добровольно мобилизовался в ВСУ, но кинопродакшен продолжает работать под руководством соучредителя Анны Яценко. Сколько украинский фильм может заработать в прокате – в интервью Forbes с Владимиром Яценко.
Беседа сокращена и отредактирована для ясности.
Сколько стоит снять фильм в Украине
Полтора года режиссер Антонио Лукич писал сценарий «Люксембург, Люксембург», а мы искали деньги на съемку. Стоимость сценария к 2022 году в Украине составляла €10 000-25 000, звездные сценаристы получали вдвое больше. Это первый и самый дешевый этап – девелопмент, когда у продюсера есть идея или черновик сценария, и режиссер.
Снять хороший фильм в Украине стоит около €500 000, бюджет на съемку экшена – свыше €1 млн. Комедии, хорор, камерное кино, где немного локаций и актеров, обойдется в €150 000-200 000.
Например, бюджет на съемку фильма «Домой» в 2019 году был 20 млн грн, «Атлантиды» того же года – 42 млн грн. Научно-фантастический «Ты – космос» в 2024 году обошелся в 31 млн грн, из которых 20 млн грн предоставило государство, остальные – средства ForeFilms и ко-продюсеров.
Что касается последнего фильма, обратились к специалистам в Нидерландах: ты показываешь им сценарий, а они оценивают, сколько будет стоить постпродакшен в различных странах. Только постпродакшен для фильма «Ты – космос» в Нидерландах стоил бы €800 000, в США – €10 млн. Нам сказали, что это математически невозможно, мы никогда не сделаем этот фильм.
Средний бюджет фильма – €500 000, из которых:
- €50 000 – девелопмент;
- €50 000 – режиссерская разработка;
- €60 000-70 000 – подготовка съемочной группы к съемкам;
- €150 000-200 000 – съемочный процесс;
- €100 000 – постпродакшен.
Гонорар основных актеров за фильм варьирует от €10 000 до €30 000. Оператор в зависимости от количества съемочных дней может заработать €20 000-40 000.
В среднем один съемочный день стоит €10 000–20 000. Но бывают исключения. В 2019 году мы снимали фильм «Домой», там была сцена об операции Буданова в Крыму. 30 секунд перестрелки мы снимали с самой дорогой командой каскадеров пять дней, а подготовка продолжалась несколько месяцев. На площадке было более 200 человек. Только основных камер задействовали семь. Купили несколько автомобилей, полностью разбившихся в процессе. Такой съемочный день стоил €70 000-80 000.
Как заработать на кино
Доход продюсера от показов в кинотеатрах – до 20%. Половину кассовых сборов занимает кинотеатр, остаток распределяется между локальным дистрибьютором, расходами на промо, Госкино, если последние финансировали съемки.
Как распределяются кассовые собрания кинотеатров:
- 50% – забирает кинотеатр;
- от 10% – плата локальному дистрибьютору;
- 5-10% – затраты на промо;
- 20% – доход продюсера.
Фильм «Люксембург, Люксембург» обошелся в 24 млн грн. В кинотеатральном прокате он собрал 36 млн грн, из которых 18 млн грн сразу забрал кинотеатр. 2 млн грн потратили на промо, столько же – отдали локальному дистрибьютору. Осталось 14 млн грн. Половину вернули Госкино. Заработали – 7 млн грн, из которых 4 млн грн вложили ранее.
Украинское телевидение может купить фильм за €5000-10 000. Для сравнения, за серию сериала они платят €30 000-50 000. Хотя полнометражный контент гораздо качественнее и справедливее была бы цена от €60 000.
Заграничный путь фильма начинается с кинофестивалей. Каннский и Венецианский – не платят за премьеру, но если фильм зашел, критики написали хорошие рецензии, то показать фильм захочет еще сотня меньших кинофестивалей. И они уже будут платить $1000-2000 за показ.
Это небольшие деньги, но локальные дистрибьюторы, зная, что ваш фильм покажут на фестивале, могут купить права на его показ внутри страны.
Со стриминговых платформ в Украине можно заработать от $10 000 до $30 000. До прихода Netflix эта цифра была примерно в десять раз меньше. Зарубежным стримингам продает отдельная компания, специализирующаяся на этом.
Из наших фильмов в хороший плюс вышел только «Люксембург, Люксембург». Продажи далее идут, так что заработок будет расти. «Минус» от других фильмов покрываем за счет рекламного продакшена Limelite. Но мы покупаем опыт, репутацию в Европе: фильм, который я выпущу, посмотрят те, кто отбирает фильмы для Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей. Это путь, который позволит в будущем заработать больше.
Сейчас мы снимаем англоязычный фильм «Кричащая девушка» (Screaming Girl) Антонио Лукича с бюджетом – €4 млн. Я готов заработать меньше, но получить знания и контакты крупных голливудских студий. Это как в бизнесе: сначала ты инвестируешь, а потом зарабатываешь.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.