Прослухати матеріал
Прослухати матеріал
07:13 хвилин
В творчестве украинского продюсера Владимира Яценко – фильмы «Люксембург, Люксембург», «Домой» и «Атлантида», которые показывали на Венецианском и Каннском кинофестивалях. Сколько стоит снять полнометражное кино в Украине и какие суммы можно собрать в прокате?
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
«Сейчас почти на каждом фестивале есть украинское кино, все к этому привыкли», – говорил совладелец кинокомпании ForeFilms и рекламного продакшена Limelite Владимир Яценко в выпуске YouTube-проекта Forbes Next.
Клиентами Limelite были Mercedes, MasterCard, T-Mobile, Uniqlo и Lacoste, американская певица Майли Сайруз.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
В 2020 году предприниматель решил выделить направление кино в отдельный бизнес. За четыре года продакшен ForeFilms снял восемь фильмов с совокупным бюджетом до 200 млн грн. В 2022-м Яценко добровольно мобилизовался в ВСУ, но кинопродакшен продолжает работать под руководством соучредителя Анны Яценко. Сколько украинский фильм может заработать в прокате – в интервью Forbes с Владимиром Яценко.
Беседа сокращена и отредактирована для ясности.
Сколько стоит снять фильм в Украине
Полтора года режиссер Антонио Лукич писал сценарий «Люксембург, Люксембург», а мы искали деньги на съемку. Стоимость сценария к 2022 году в Украине составляла €10 000-25 000, звездные сценаристы получали вдвое больше. Это первый и самый дешевый этап – девелопмент, когда у продюсера есть идея или черновик сценария, и режиссер.
Снять хороший фильм в Украине стоит около €500 000, бюджет на съемку экшена – свыше €1 млн. Комедии, хорор, камерное кино, где немного локаций и актеров, обойдется в €150 000-200 000.
Например, бюджет на съемку фильма «Домой» в 2019 году был 20 млн грн, «Атлантиды» того же года – 42 млн грн. Научно-фантастический «Ты – космос» в 2024 году обошелся в 31 млн грн, из которых 20 млн грн предоставило государство, остальные – средства ForeFilms и ко-продюсеров.
Что касается последнего фильма, обратились к специалистам в Нидерландах: ты показываешь им сценарий, а они оценивают, сколько будет стоить постпродакшен в различных странах. Только постпродакшен для фильма «Ты – космос» в Нидерландах стоил бы €800 000, в США – €10 млн. Нам сказали, что это математически невозможно, мы никогда не сделаем этот фильм.
Средний бюджет фильма – €500 000, из которых:
- €50 000 – девелопмент;
- €50 000 – режиссерская разработка;
- €60 000-70 000 – подготовка съемочной группы к съемкам;
- €150 000-200 000 – съемочный процесс;
- €100 000 – постпродакшен.
Гонорар основных актеров за фильм варьирует от €10 000 до €30 000. Оператор в зависимости от количества съемочных дней может заработать €20 000-40 000.
В среднем один съемочный день стоит €10 000–20 000. Но бывают исключения. В 2019 году мы снимали фильм «Домой», там была сцена об операции Буданова в Крыму. 30 секунд перестрелки мы снимали с самой дорогой командой каскадеров пять дней, а подготовка продолжалась несколько месяцев. На площадке было более 200 человек. Только основных камер задействовали семь. Купили несколько автомобилей, полностью разбившихся в процессе. Такой съемочный день стоил €70 000-80 000.
Как заработать на кино
Доход продюсера от показов в кинотеатрах – до 20%. Половину кассовых сборов занимает кинотеатр, остаток распределяется между локальным дистрибьютором, расходами на промо, Госкино, если последние финансировали съемки.
Как распределяются кассовые собрания кинотеатров:
- 50% – забирает кинотеатр;
- от 10% – плата локальному дистрибьютору;
- 5-10% – затраты на промо;
- 20% – доход продюсера.
Фильм «Люксембург, Люксембург» обошелся в 24 млн грн. В кинотеатральном прокате он собрал 36 млн грн, из которых 18 млн грн сразу забрал кинотеатр. 2 млн грн потратили на промо, столько же – отдали локальному дистрибьютору. Осталось 14 млн грн. Половину вернули Госкино. Заработали – 7 млн грн, из которых 4 млн грн вложили ранее.
Украинское телевидение может купить фильм за €5000-10 000. Для сравнения, за серию сериала они платят €30 000-50 000. Хотя полнометражный контент гораздо качественнее и справедливее была бы цена от €60 000.
Заграничный путь фильма начинается с кинофестивалей. Каннский и Венецианский – не платят за премьеру, но если фильм зашел, критики написали хорошие рецензии, то показать фильм захочет еще сотня меньших кинофестивалей. И они уже будут платить $1000-2000 за показ.
Это небольшие деньги, но локальные дистрибьюторы, зная, что ваш фильм покажут на фестивале, могут купить права на его показ внутри страны.
Со стриминговых платформ в Украине можно заработать от $10 000 до $30 000. До прихода Netflix эта цифра была примерно в десять раз меньше. Зарубежным стримингам продает отдельная компания, специализирующаяся на этом.
Из наших фильмов в хороший плюс вышел только «Люксембург, Люксембург». Продажи далее идут, так что заработок будет расти. «Минус» от других фильмов покрываем за счет рекламного продакшена Limelite. Но мы покупаем опыт, репутацию в Европе: фильм, который я выпущу, посмотрят те, кто отбирает фильмы для Каннского, Венецианского и Берлинского фестивалей. Это путь, который позволит в будущем заработать больше.
Сейчас мы снимаем англоязычный фильм «Кричащая девушка» (Screaming Girl) Антонио Лукича с бюджетом – €4 млн. Я готов заработать меньше, но получить знания и контакты крупных голливудских студий. Это как в бизнесе: сначала ты инвестируешь, а потом зарабатываешь.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.