«Сенс Банк» – один из 15 системно важных банков Украины. Его клиентами являются более 3 млн физических лиц, 82 000 ФЛП и 55 000 компаний. В банке работают около 4000 сотрудников, он имеет 138 отделений (10 место среди всех банков). /facebook Сенс Банк
Категория
Деньги
Дата

Пестрое ДНК «Альфа-Банка»: от королевского банка Австро-Венгрии до последнего миллиарда Фридмана. Владислав Рашкован рассказывает подробную историю национализированного «Сенс Банка»

«Сенс Банк» – один из 15 системно важных банков Украины. Его клиентами являются более 3 млн физических лиц, 82 000 ФЛП и 55 000 компаний. В банке работают около 4000 сотрудников, он имеет 138 отделений (10 место среди всех банков). Фото facebook Сенс Банк

В субботу, 22 июля, государство в лице Министерства финансов стало 100% владельцем «Сенс Банка», который еще недавно назывался «Альфа-Банк Украина» и принадлежал подсанкционным россиянам Михаилу Фридману, Петру Авену и партнерам. Клиенты банка могут не переживать – он продолжает функционировать, теперь государство отвечает по его обязательствам. В связи с этим заместитель исполнительного директора МВФ Владислав Рашкован предложил Forbes опубликовать серию статей об истории этого банка. Дальше – часть первая.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Мне захотелось рассказать историю, написанную еще в 2019 году, но так и не опубликованную. Тогда, в конце 2019 года, «Альфа-Банк» завершил присоединение к себе «Укрсоцбанка». Слияние было не первым и не последним в Украине. Но в том проекте была одна особенность: после слияния в ДНК «Альфы» тогда появились гены нескольких других банков, которые до этого успешно работали в Украине. Как это?

Дело в том, что к октябрю 2019 года объединенный банк пережил еще как минимум три слияния в Украине (количество слияний, через которые прошли зарубежные «родители» объединенного банка, сложно сосчитать).

Я интересуюсь слияниями более 20 лет. Поверьте, эта история очень интересна – в ней переплелись многие разные линии: королевские корни, войны, геополитические стратегии, приватизации и другие национализации.

Если я что-то упустил в истории, буду рад за комментарии, особенно от историков банковского дела или специалистов, работавших в этих банках в Украине или за рубежом. 

Часть 1. Королевские корни 

Линия Credit-Anstalt (Creditanstalt)

Историю нужно начинать с Creditanstalt – банка, основанного одной из ветвей семьи Ротшильдов еще в начале XIX века. Первоначальное название банка: Österreichische Credit-Anstalt für Handel und Gewerbe (примерный перевод: Привилегированный Королевский кредитный институт для коммерции и индустрии).

Этот королевский банк был очень успешным и быстро стал самым крупным в Австро-Венгрии. Однако распад Австро-Венгерской империи после Первой мировой войны, падение монархии, банкротство крупных клиентов, связанных с королевским двором, привели к тому, что через два года после краха Wall Street в 1929 году, Creditanstalt потерял платежеспособность и практически обанкротился, усугубив негативные последствия Великой депрессии.

Creditanstalt был системным банком. Для его спасения и недопущения цепи банкротств других финучреждений в Европе, австрийское правительство вместе с Центробанком Австрии влило значительные средства в его капитал, фактически национализовав. 

Несмотря на кризис, семья Ротшильдов фактически продолжила управлять банком и после поддержки государства. В 1934 году к Creditanstalt присоединили банк Wiener Bankverein. После аншлюса Австрии в 1938 году объединенное финучреждение захватили нацисты, так оно стало дочерним банком Deutsche Bank. После поражения Германии во Второй мировой войне банк снова национализировало Австрийское правительство. 

В следующие десятилетия Creditanstalt был частично приватизирован, но государство все равно владело его контрольным пакетом акций. Участие государства в капитале позволяло банку иметь определенные привилегии на финансовом рынке. Как результат, Creditanstalt начал играть важную роль в развитии австрийской экономики и экспорта, открыв свои офисы в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Дубае. 

После падения железного занавеса в конце 80-х, Creditanstalt сделал своим фокусом развитие бизнеса в Восточной Европе. Именно он сыграл важную роль в повышении влияния Вены как связующего звена между странами соцлагеря и Западной Европы. Этот шаг и связал банк с Украиной. 

«Кредитанштальт Украина» начал работу осенью 1997 года именно в рамках восточноевропейской стратегии Группы. В Украине банк фокусировался исключительно на корпоративных клиентах. Во второй половине 90-х в Украине уже работали Citibank, Credit Lyonnais, ING, Societe General, Credit Suisse First Boston, которые также обслуживали корпоративных клиентов, в первую очередь западных. 

Первоначально офис банка находился в Киеве на ул. Ивана Франка, 29. В начале 1998 года его активы были всего 21 млн грн (против 2 млрд грн «Проминвестбанка» — крупнейшего на то время банка с долей рынка в 15%). Всего чистые активы банковской системы Украина на начало 1998 года составляли около 16 млрд грн. 

Очень скоро «Кредитанштальт Украина» пришлось переименовывать. В следующей главе ответ, почему.  

Линия Bank Austria

Несмотря на то, что учреждения, которые создали Bank Austria, начали работать намного раньше, его историю, наверное, надо отсчитывать с 1991 года. Тогда два достаточно слабеньких австрийских банка с государственным участием (основанный в Вене в 1907 году крупнейший сберегательный банк Австрии Zentralsparkasse und Kommerzialbank и проблемный корпоративный банк Österreichische Länderbank, основанный еще в 1880 году) объединились в Bank Austria, крупнейший на то время банк Австрии. 

В 1997 году политический союз правящих в Австрии христианских демократов и социалистов дал трещину. Обе партии, относящиеся к лагерю консерваторов, поддерживали упомянутый раньше Creditanstalt. Но после развала коалиции, банк потерял спонсорство в правительстве, и его 51% акций выставили на продажу. Их же в 1997 году купил именно Bank Austria, предложивший наивысшую цену.

Пестрое ДНК «Альфа-Банка»: от королевского банка Австро-Венгрии до последнего миллиарда Фридмана. Владислав Рашкован рассказывает подробную историю национализированного «Сенс Банка» /Фото 1

Штаб-квартира UniCredit Bank Austria в Вене. Кроме того, здесь находятся подразделения UniCredit CEE и все компании группы UniCredit в Вене. Здесь же работает около 5000 сотрудников компании.

Выглядело так, что банки могли быть комплементарны друг другу – сберегательный бизнес Zentralsparkasse (Bank Austria) мог был быть усилен корпоративным бизнесом Creditanstalt и Länderbank. Но особой синергии не произошло: если Creditanstalt был банком «королевских кровей», занимался развитием корпоративного бизнеса, экспорта и имел филиалы за рубежом, Bank Austria был больше сберегательным банком, социальным предприятием, работающим с населением, и был достаточно провинциальным. Сложно было найти два настолько не похожих по культуре и фокусу банка.

Один момент, чтобы вы понимали разницу в менталитете банков. В 2010 году (13 лет после 1997 года) я познакомился с одним из руководящих сотрудников банка. Представившись, он с гордостью сказал, что уже много лет работает на Creditanstalt. Мужчина так и не принял, что его «королевский банк» с корнями из семьи Ротшильдов был присоединен к потомку сберегательного банка, с глубоко социалистическими воззрениями менеджмента. 

Несмотря на все трудности, банки все же объединились в одну группу в середине 1998 года.  

Вследствие присоединения Creditanstalt к Bank Austria и формирования новой группы Bank Austria – Creditanstalt (или BA-CA, как ее многие называли в следующие годы), «Кредитанштальт Украина» летом 1999 года переименовали в «Банк Австрия Кредитанштальт Украина». Вскоре финучреждение переехало в новое здание на Ярославов валу, 14а. 

Частичная смена акционера не очень повлияла на стратегию банка в Украине – он все так же специализировался на финансировании корпоративного бизнеса и транзакционных услугах крупным международным клиентам. На конец 1999 года его чистые активы составляли всего лишь немногим больше 30 млн грн (активы всей банковской системы на тот момент насчитывали уже 25,5 млрд грн), т.е. доля банка была чуть больше 0,1%. 

Так получилось, что и это новое название украинского банка пришлось вскоре менять. Виной стал Азиатский кризис 1998 года и его влияние на экономику России. 

Дело в том, что еще в октябре 1989 года, вместе с «Внешэкономбанком», «Промстройбанком» и «Сбербанком СССР», а также тремя иностранными банками (Bayerische Vereinsbank AG, Banka Commerciale Italiana и Credit Lyonnais), Creditanstalt стал акционером Международного Московского банка (ММБ). Его создание стало одним из результатов либеральной реформы банковского сектора СССР конца 80-х. 

ММБ быстро стал одним из ведущих в россии, а Creditanstalt (а потом и Bank Austria – Creditanstalt) вскоре его крупнейшим акционером. 

Кризис в России в 1998 году, сопровождающийся девальвацией, дефолтом по ГКО и банкротством корпоративных клиентов, привел к огромным потерям для BA-CA, которые поставили выживание банка под вопрос. Он быстро стал потенциальным объектом для поглощения. 

Лучшее предложение о покупке группы BA-CA сделал немецкий Bayerische Hypo- und Vereinsbank AG (HVB), открывший новую страничку и в украинской банковской истории. 

Линия HVB

История баварской группы HVB уходит корнями в 1780 год, когда был основан Hochfürstlich-Brandenburg-Anspach-Bayreuthische Hofbanco. 

Цель его основателя, военного феодала Карла Александра фон Бранденбурга-Ансбаха, была очень простой. В то время Англия для войны с Францией нанимала немецких солдат и платила за это деньги местным феодалам. Он не хотел платить комиссии другим банкам за получение этих средств от Англии и «для экономии» решил создать банк. 

После Наполеоновских войн начала XIX века, в 1806 году банк получил статус Королевского (Köngliche Bank со столицей в Нюрнберге – еще один королевский банк в нашей истории). В 1918 году, после падения монархии, банк изменил название на Bayerische Staatsbank. 

До середины ХХ века это был универсальный банк, предлагавший как ипотечные кредиты и кредиты аграрным компаниям, так и стандартные корпоративные кредитные и документарные операции. В 1935 году к нему присоединился Bayerische Notenbank. 

Параллельно с Bayerische Staatsbank в Баварии развивался мюнхенский Bayerische Vereinsbank. Он был основан уважаемыми профессиональными банкирами в 1869 году. Банк рос как за счет органического роста (открывал офисы в Германии и за рубежом), так и за счет объединений. 

архив HypoVereinsbank

Здание Bayerische Vereinsbank, 1886 год. Фото архив HypoVereinsbank

В 1920 году Vereinsbank присоединил к себе Bayerische Handelsbank и Vereinsbank из Нюрнберга. В 1971 году в процессе экспансии Bayerische Vereinsbank к нему был также присоединен уже знакомый нам Bayerische Staatsbank. Слияние вывело банк в группу крупнейших в Германии. Но этим неорганический рост баварской группы не закончился. 

В 1983 году Bayerische Vereinsbank присоединил к себе Bankhaus Röchling, конкурирующую группу, созданную на базе открывшегося в 1858 года банка Schmidtborn und Gebr Röchling. 

За предыдущие 120 лет к этой группе присоединились более мелкие банки Saar-Industrie-Bank, Bankhaus John & Co, Europa-Bank Kredit- und Sparbank, Süddeutsche Bodencreditbank AG, Nürnberger Hypothekenbank AG, Simonbank. Но это не спасло ее от поглощения более успешным Vereinsbank. 

В 1998 году объединенный Bayerische Vereinsbank (или коротко: Vereinsbank) присоединил к себе еще Bayerische Hypotheken- und Wechsel-Bank (или коротко: Hypo-Bank). Hypo-Bank был основан в 1835 году и, в начале развиваясь как универсальный банк, уже с середины ХIХ века начал специализироваться в основном на ипотечных кредитах, вскоре став крупнейшей ипотечной организацией Германии. 

И этот банк тоже не грешил сделками M&A: в 1930 году к нему присоединился Allgäuer Vereinsbank, а в 1936 году – Bayerische Disconto- und Wechsel-Bank из Нюрнберга.

Итак, в 1998 году Vereinsbank и Hypo-Bank, банки с такой богатой историей слияний и поглощений, объединились, образовав новую группу: Bayerische Hypo und Vereinsbank (HypoVereinsbank или HVB). Участие в сопровождении немецкого экспортоориентированного бизнеса, развитие международной сети филиалов, развитие ипотечного бизнеса сделало его вторым по величине активов в объединенной Германии. 

архив HypoVereinsbank

«Зеленое здание» штаб-квартиры HVB Фото архив HypoVereinsbank

Банк поставил себе целью стать «Банком региона» и начал смотреть на покупки других банковских групп в Центральной и Восточной Европе. И тут как раз возникли проблемы у BA-CA, который идеально подходил для стратегии HVB.

Менеджмент HVB предложил 7,77 млрд евро акциями за австрийскую группу. В конце сентября 2000 года 98,5% акционеров BA-CA согласились с таким предложением. 

Полное слияние банковских групп в единый холдинг заняло два года: Австрийский офис в объединенной группе стал отвечать за Австрию и Восточную Европу, а Мюнхенский офис стал специализироваться на Германии, офисах за рубежом и развитии корпоративного и инвестиционного бизнеса. 

Такие изменения не могли не сказаться на украинских операциях Группы. 21 февраля 2002 года «Банк Австрия Кредитанштальт Украина» был переименован в Акционерный коммерческий банк «ХФБ Банк Украина». Формально он перестал быть австрийским, теперь это был немецкий банк. 

Смена акционеров повлияла на развитие украинского бизнеса: банк получил лицензию на работу с физическими лицами, и в 2003 году начал открывать отделения за пределами Киева. 

Из иностранных банков в Украине в то же время такую стратегию продвигал только «Райффайзенбанк Украина», остальные работали исключительно из Киева. Так вскоре в Одессе, Львове, Днепре были открыты отделения «ХФБ Банк Украина», через которые банк фокусировался в основном на крупном региональном корпоративном бизнесе и private banking клиентах. 

Я узнал о нем именно в 2003 году. После возвращения с учебы за рубежом меня пригласили на собеседование в банк для работы в Одесском отделении. Но мне была интересна работа в Киеве. Кто ж знал, как потом меня судьба все же сведет с этим банком. 

Вскоре в банковском секторе Германии над HypoVereinsbank начали сгущаться тучи: 2002 год банк закончил с убытками в полумиллиард евро. В 2003 году HVB объявил о новых потерях в более чем 2,5 млрд евро. Как результат, материнскому банку понадобился капитал в размере 3 млрд евро. Основной причиной убытков были названы переоценка инвестиций в две страховые группы: Allianz и Munich Re. 

Однако, потери страховых компаний были только первой ласточкой. 2004 год показал, что основные проблемы и новые 2-миллиардные убытки были связаны с портфелем ипотечных кредитов, в основном унаследованных от приобретенного ранее Hypo-Bank. 

Банк начал проект по внутренней трансформации, объявил о сокращениях, но уже было понятно, что HVB станет новым объектом для поглощения в Европе. Чтобы вырваться из этого торнадо, им нужен был новый стратегический партнер, и причем срочно – на дворе был 2005 год. 

Так что, к сожалению, и название «ХФБ Банк» относительно недолго было на слуху в Украине, и в нашей истории появилась одна итальянская банковская группа и один польский банк. 

Об этом и будет вторая часть статьи.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине