Категория
Компании
Дата

2400 магазинов за три года, выход на биржу и человекоцентричность. Соучредитель сети one dollar store «Аврора» Лев Жиденко о развитии бизнеса во время войны

5 хв читання

За «военный» 2022 год совладелец сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко, 43, вместе с партнерами открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. /из личного архива

За «военный» 2022 год совладелец сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко, 43, вместе с партнерами открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. Фото из личного архива

Развитие магазинов one dollar store, ценности компании, открытие в Румынии. О чем говорили в новом выпуске проекта Business Breakfast редактор-основатель Forbes Ukraine Владимир Федорин и соучредитель сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

За «военный» 2022 год совладелец сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко, 43, вместе с партнерами открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. Всего количество магазинов недорогих бытовых товаров достигло 880. Выручка сети выросла более чем вдвое: с 5,8 млрд грн до 13,9 млрд грн. Планы у Жиденко масштабные – открыть за три года до 2400 магазинов и выйти на одну из европейских бирж.

В эфире YouTube-проекта Forbes предприниматель рассказал, как устроена команда «Авроры», ценности компании и книги, которые помогли ему построить бизнес.

О рынке товаров one dollar store

Измерить этот рынок отдельным сегментом сложно. Благодаря быстрой ротации ассортимента он может расширяться в разных направлениях. Летом фактически мы работаем на рынке канцтоваров, а зимой это будет рынок елочных украшений.

Я могу привести такой пример, который для киевлян будет показателен. Пять лет назад такие продукты, как устрица, были, скорее, класса премиум и, насколько я помню, стоили 120 гривен. И в какой-то момент ресторатор Дмитрий Борисов открыл заведение, продававшее устрицы, примерно по 26 гривен. Это поменяло рынок, там выстроились очереди, объем рынка сразу вырос, и это за собой подтянуло производство. Это не наш рынок, но пример того, как меняется парадигма. На примере «Авроры» товар, который был дорогим и стал дешевле, это бумага А4.

Премиум-продукт становится обычным и доступным для всех. Будущее нашего рынка можно измерить в том, что есть на сегодняшний день и в том, что может быть. Все благодаря концепции, по которой товар стал более доступным.

Пока доля китайской продукции в магазинах «Аврора» – до 40%. Но мы постоянно работаем, чтобы было как можно больше украинских производителей. Сейчас приходим к тому, что это 50–60%.

Даем возможность возвращать покупателям товар в течение 30 дней. Если измерять краткосрочно, то мы теряем из-за этого меньше процента, но я считаю, что и выигрываем. Потому что покупатели нам лучше доверяют, видят, что они могут заменить это.

На этом не остановимся. Будем улучшать стандарты и увеличивать эти сроки, чтобы повысить внутренний стандарт требований качества и дать покупателям больше надежности.

2400 магазинов за три года, выход на биржу и человекоцентричность. Соучредитель сети one dollar store «Аврора» Лев Жиденко о развитии бизнеса во время войны /Фото 1

О принципах «Авроры»

Главные принципы «Авроры» – классно взаимодействовать и классно что-либо создавать. Это ядро корпоративной культуры. Мы пропагандируем человекоцентричность – например, антииерархичность.

У нас есть практика работы топ-менеджмента в магазинах на обычных должностях. Я могу приехать в любой магазин и поработать там как стажер-продавец. У нас нет регламента по этой практике или обязательству. Это должна быть собственная инициатива. Условно чувствуешь, что тебе не хватает информации, хочешь больше увидеть и узнать – поезжай в магазин.

Мы поддерживаем инициативность людей. Таким образом даем право на ошибку. Из-за ошибки ты не будешь наказан – на ошибках учатся. В то же время у нас есть «культура антикумовства». Мы не соглашаемся на то, чтобы кто-то был определен поставщиком только потому, что он чей-то знакомый или кум. Мы хотим, чтобы это происходило прозрачно.

В «Авроре» есть большой департамент Human Capital. Ибо мы к людям относимся не как к ресурсу, а как к капиталу, который инвестируем и который является центром нашего бизнеса. Это достаточно большая команда, у которой есть разные функции, направления, в том числе, например, корпоративно-социальная ответственность. В компании есть обучающий центр, который проводит более 40 различных тренингов. У нас уже есть более 10 разных тренеров. К примеру, когда вышел ChatGPT, уже через месяц у нас состоялся тренинг по нему.

Владимир Герасимов для Forbes Україна

За «военный» 2022 год совладелец сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко, 43, вместе с партнерами открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. Фото Владимир Герасимов для Forbes Україна

Владимир Герасимов для Forbes Україна

Всего количество магазинов недорогих бытовых товаров достигло 880. Фото Владимир Герасимов для Forbes Україна

пресс-служба «Авроры»

Выручка сети выросла более чем вдвое: с 5,8 млрд грн до 13,9 млрд грн. Фото пресс-служба «Авроры»

пресс-служба «Аврори»

Планы у Жиденко масштабные – открыть за три года до 2400 магазинов и выйти на одну из европейских бирж. Фото пресс-служба «Аврори»

2400 магазинов за три года, выход на биржу и человекоцентричность. Соучредитель сети one dollar store «Аврора» Лев Жиденко о развитии бизнеса во время войны /Фото 2

Пока доля китайской продукции в магазинах «Аврора» – до 40%. Но мы постоянно работаем, чтобы было как можно больше украинских производителей.

2400 магазинов за три года, выход на биржу и человекоцентричность. Соучредитель сети one dollar store «Аврора» Лев Жиденко о развитии бизнеса во время войны /Фото 3

Сейчас приходим к тому, что это 50–60%.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

О потерях товара

Процент украденного, к сожалению, существует. Особенно для нас это проблема из-за того, что многие товары маленьких размеров. Мы по умолчанию верим людям. Подавляющее большинство клиентов не хотят ничего воровать. Исходим из того, что лучше не ограничивать всех из-за небольшого процента тех, кто хочет украсть. Поэтому таких ограничений и суперконтроля нет. Утраты приемлемы.

О Полтавщине как своем базовом регионе

Чтобы с одного места Полтавы добраться до другого, нужно до 10 минут. Пробок здесь не бывает. Для нас, полтавчан, Киев кажется странным и сложным. А во всем остальном это рецепт того, что самое главное в бизнесе – это люди. Я бы не сказал, что это какой-то полтавский феномен. Весь топ-менеджмент «Авроры» живет и работает в Полтаве. Есть определенные трудности для людей, которые приезжают в город, но они больше бытовые. К примеру, меньший выбор школ, чем в Киеве.

Наше юридическое лицо зарегистрировано в пгт Опошня Полтавского района. Это случилось еще в 2011 году. Тогда нынешний CEO «Авроры» Тарас Панасенко вернулся из США, где был по программе Work and Travel. Он предложил создать на рынке в Опошне торговую точку, в которой все товары продавались бы за 5-10-15 грн. Уже через месяц он открыл первый магазин в Полтаве.

О вдохновляющих книгах

У меня есть три книги, которые на меня очень сильно повлияли еще в 2000-е годы. Это серия книг Джима Коллинза «От хорошего до величественного».

Вторая – это «Стратегия голубого океана». Когда мы создавали «Аврору», смотрели в том числе на рынок one dollar store. Видели, что там нет суперсильных игроков. Третья книга – «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Я бы сказал, что это «фундаментальные книги». Сейчас я уже больше читаю книги о каких-то конкретных и проработанных решениях и современных идеях.

Планы «Авроры»

До конца 2023 года мы ориентируемся на 25 млрд грн выручки, но стараемся перевыполнить.

В 2022 году мы росли, потому что в 2021-м хорошо поработали, чтобы подготовиться к этому росту. Это произошло в том числе благодаря привлечению инвестиций из Horizon Capital.

Три основных составляющих роста: инфляция, масштабирование и открытие новых торговых точек. Мы делаем так, чтобы каждая торговая точка была эффективной и интересной потребителям.

Сейчас мы вводим кассы самообслуживания собственного производства. Работающие точки ремонтируем и расширяем их площадь. За три года планируем увеличить количество торговых точек до 2400 по всей Украине. Всего у нас сейчас работает около 8000 человек.

В сентябре 2023 года открываем первый магазин за границей – в Румынии. Уже создана румынская команда и есть CEO этого подразделения. Выбрали Румынию потому, что она больше похожа на Украину с точки зрения поведения потребителя.

Параллельно планируем выйти на биржу примерно в 2026 году. Среди площадок рассматриваем Лондон, Бухарест или Варшаву.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд