Развитие магазинов one dollar store, ценности компании, открытие в Румынии. О чем говорили в новом выпуске проекта Business Breakfast редактор-основатель Forbes Ukraine Владимир Федорин и соучредитель сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
За «военный» 2022 год совладелец сети магазинов «Аврора» Лев Жиденко, 43, вместе с партнерами открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. Всего количество магазинов недорогих бытовых товаров достигло 880. Выручка сети выросла более чем вдвое: с 5,8 млрд грн до 13,9 млрд грн. Планы у Жиденко масштабные – открыть за три года до 2400 магазинов и выйти на одну из европейских бирж.
В эфире YouTube-проекта Forbes предприниматель рассказал, как устроена команда «Авроры», ценности компании и книги, которые помогли ему построить бизнес.
О рынке товаров one dollar store
Измерить этот рынок отдельным сегментом сложно. Благодаря быстрой ротации ассортимента он может расширяться в разных направлениях. Летом фактически мы работаем на рынке канцтоваров, а зимой это будет рынок елочных украшений.
Я могу привести такой пример, который для киевлян будет показателен. Пять лет назад такие продукты, как устрица, были, скорее, класса премиум и, насколько я помню, стоили 120 гривен. И в какой-то момент ресторатор Дмитрий Борисов открыл заведение, продававшее устрицы, примерно по 26 гривен. Это поменяло рынок, там выстроились очереди, объем рынка сразу вырос, и это за собой подтянуло производство. Это не наш рынок, но пример того, как меняется парадигма. На примере «Авроры» товар, который был дорогим и стал дешевле, это бумага А4.
Премиум-продукт становится обычным и доступным для всех. Будущее нашего рынка можно измерить в том, что есть на сегодняшний день и в том, что может быть. Все благодаря концепции, по которой товар стал более доступным.
Пока доля китайской продукции в магазинах «Аврора» – до 40%. Но мы постоянно работаем, чтобы было как можно больше украинских производителей. Сейчас приходим к тому, что это 50–60%.
Даем возможность возвращать покупателям товар в течение 30 дней. Если измерять краткосрочно, то мы теряем из-за этого меньше процента, но я считаю, что и выигрываем. Потому что покупатели нам лучше доверяют, видят, что они могут заменить это.
На этом не остановимся. Будем улучшать стандарты и увеличивать эти сроки, чтобы повысить внутренний стандарт требований качества и дать покупателям больше надежности.
О принципах «Авроры»
Главные принципы «Авроры» – классно взаимодействовать и классно что-либо создавать. Это ядро корпоративной культуры. Мы пропагандируем человекоцентричность – например, антииерархичность.
У нас есть практика работы топ-менеджмента в магазинах на обычных должностях. Я могу приехать в любой магазин и поработать там как стажер-продавец. У нас нет регламента по этой практике или обязательству. Это должна быть собственная инициатива. Условно чувствуешь, что тебе не хватает информации, хочешь больше увидеть и узнать – поезжай в магазин.
Мы поддерживаем инициативность людей. Таким образом даем право на ошибку. Из-за ошибки ты не будешь наказан – на ошибках учатся. В то же время у нас есть «культура антикумовства». Мы не соглашаемся на то, чтобы кто-то был определен поставщиком только потому, что он чей-то знакомый или кум. Мы хотим, чтобы это происходило прозрачно.
В «Авроре» есть большой департамент Human Capital. Ибо мы к людям относимся не как к ресурсу, а как к капиталу, который инвестируем и который является центром нашего бизнеса. Это достаточно большая команда, у которой есть разные функции, направления, в том числе, например, корпоративно-социальная ответственность. В компании есть обучающий центр, который проводит более 40 различных тренингов. У нас уже есть более 10 разных тренеров. К примеру, когда вышел ChatGPT, уже через месяц у нас состоялся тренинг по нему.
О потерях товара
Процент украденного, к сожалению, существует. Особенно для нас это проблема из-за того, что многие товары маленьких размеров. Мы по умолчанию верим людям. Подавляющее большинство клиентов не хотят ничего воровать. Исходим из того, что лучше не ограничивать всех из-за небольшого процента тех, кто хочет украсть. Поэтому таких ограничений и суперконтроля нет. Утраты приемлемы.
О Полтавщине как своем базовом регионе
Чтобы с одного места Полтавы добраться до другого, нужно до 10 минут. Пробок здесь не бывает. Для нас, полтавчан, Киев кажется странным и сложным. А во всем остальном это рецепт того, что самое главное в бизнесе – это люди. Я бы не сказал, что это какой-то полтавский феномен. Весь топ-менеджмент «Авроры» живет и работает в Полтаве. Есть определенные трудности для людей, которые приезжают в город, но они больше бытовые. К примеру, меньший выбор школ, чем в Киеве.
Наше юридическое лицо зарегистрировано в пгт Опошня Полтавского района. Это случилось еще в 2011 году. Тогда нынешний CEO «Авроры» Тарас Панасенко вернулся из США, где был по программе Work and Travel. Он предложил создать на рынке в Опошне торговую точку, в которой все товары продавались бы за 5-10-15 грн. Уже через месяц он открыл первый магазин в Полтаве.
О вдохновляющих книгах
У меня есть три книги, которые на меня очень сильно повлияли еще в 2000-е годы. Это серия книг Джима Коллинза «От хорошего до величественного».
Вторая – это «Стратегия голубого океана». Когда мы создавали «Аврору», смотрели в том числе на рынок one dollar store. Видели, что там нет суперсильных игроков. Третья книга – «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Я бы сказал, что это «фундаментальные книги». Сейчас я уже больше читаю книги о каких-то конкретных и проработанных решениях и современных идеях.
Планы «Авроры»
До конца 2023 года мы ориентируемся на 25 млрд грн выручки, но стараемся перевыполнить.
В 2022 году мы росли, потому что в 2021-м хорошо поработали, чтобы подготовиться к этому росту. Это произошло в том числе благодаря привлечению инвестиций из Horizon Capital.
Три основных составляющих роста: инфляция, масштабирование и открытие новых торговых точек. Мы делаем так, чтобы каждая торговая точка была эффективной и интересной потребителям.
Сейчас мы вводим кассы самообслуживания собственного производства. Работающие точки ремонтируем и расширяем их площадь. За три года планируем увеличить количество торговых точек до 2400 по всей Украине. Всего у нас сейчас работает около 8000 человек.
В сентябре 2023 года открываем первый магазин за границей – в Румынии. Уже создана румынская команда и есть CEO этого подразделения. Выбрали Румынию потому, что она больше похожа на Украину с точки зрения поведения потребителя.
Параллельно планируем выйти на биржу примерно в 2026 году. Среди площадок рассматриваем Лондон, Бухарест или Варшаву.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.