«Фокстрот» /предоставлено пресс-службой
Категория
Компании
Дата

360 часов «черной пятницы». Как блэкаут повлиял на самую масштабную распродажу года

2 хв читання

В «Фокстроте» недовыполнили план продаж на 15%. «Такого удара по украинскому бизнесу не было даже во время локдауна» Фото предоставлено пресс-службой

В последнюю неделю ноября 2022-го ритейлеры проводят «черную пятницу» – главную распродажу года. Украинским ритейлерам ее пришлось продлить еще на неделю. «Помогли» российские обстрелы.

В Украине «черная пятница» в этом году оказалась действительно черной. Ракетная атака по энергосистеме 23 ноября, в разгар главной распродажи года, привела к временному обесточиванию столицы и других городов.

Аварийные отключения света, которые длились почти сутки, помешали ритейлерам полноценно отработать «черную пятницу», открывающую высокий сезон продаж техники, длящийся до середины января.

Е-коммерс и офлайн-ритейл недополучили в этом году 25-30% от ожидаемой выручки, считает председатель совета директоров «Алло» Дмитрий Деревицкий. В его компании количество чеков упало на 15%. В «Фокстроте» недовыполнили план продаж на 15%. «Такого удара по украинскому бизнесу не было даже во время локдауна», – говорит Деревицкий из «Алло». «Это был самый сложный balck friday для компании и этой распродажи в Украине», – отмечает коммерческий директор Comfy Иван Павлик.

Чтобы допродать запланированное, украинские ритейлеры растянули «черную пятницу» еще на несколько дней или даже на неделю. Так, Comfy, «Алло», «Эльдорадо» и «Фокстрот» продлили «черные» распродажи до 5 декабря.

Почему так случилось?

Одной из причин неудачной «черной пятницы» могло стать падение доходов потребителей и выезд значительного количества покупателей за границу. Так, по данным уполномоченного Верховной Рады по правам человека Дмитрия Лубинца, за границу после 24 февраля выехало более 14,5 млн украинцев. Средние доходы населения упали на 14–15%, подсчитали экономисты исследовательской компании Case Ukraine.

Однако опыт ритейлеров свидетельствует, что причина не в этом. Плохие продажи повлекло за собой именно отключение электричества. В начале «черной пятницы» – в среду 23 ноября – «Фокстрот» за пол дня перевыполнил дневной план продаж. Активность покупателей резко упала после обстрелов энергетической инфраструктуры, которые произошли в два часа дня и после которых в большинстве областей страны выключилось электричество.

Покупатели начали возвращаться всего через несколько дней. Иван Павлик из Comfy отмечает, что в дни блэкаута планы продаж были существенно недовыполнены, а вот в дальнейшем удалось догнать. «Когда у клиентов нет электроэнергии и связи, шопинг откладывается по понятным причинам», – говорит Деревицкий.

В оффлайне продажи тоже хромают. Только 15-30% магазинов ритейлеров техники и электроники оборудованы генераторами и могут работать без света.

Shutterstock

Одно из ощутимых отличий «черной пятницы» военного времени – снижение количества женщин среди покупателей. Если в 2021 году, в частности, в «Алло», их было 42%, то в 2022-м – уже 35%. Фото Shutterstock

Как изменились клиенты

Одно из ощутимых отличий «черной пятницы» военного времени – снижение количества женщин среди покупателей. Если в 2021 году, в частности, в «Алло», их было 42%, то в 2022-м – уже 35%. Также, отмечает Деревицкий, возросла доля молодежи до 40 лет.

Изменились и предпочтения покупателей. В этом году клиенты покупали только самые нужные товары, говорит директор по маркетингу «Алло» Артур Матковский. «Покупать что-то впрок, «на будущее», как это было в мирные времена, – пока не время», – рассказывает СЕО «Фокстрот» Алексей Зозуля.

Бесспорные хедлайнеры «черных пятниц» прошлых лет оказались на третьем месте, говорит он. А вот лидерами продаж в сети стали кухонные комбайны и кофеварки. В пресс-службе «Эльдорадо» отмечают, что сработало желание клиентов: жить здесь и сейчас – что стало особенно актуальным во время войны.

У Comfy на первом месте – мобильные батареи, а вот телевизоры, которые в прошлом году были лидерами продаж, даже не вошли в пятерку самых популярных товаров.

Какие выводы сделали ритейлеры из этой не самой удачной распродажи?

Все участники рынка очень осторожны в своих закупках на ближайшие зимние месяцы, говорит Зозуля из «Фокстрота». Он отмечает, что бизнес оценивает риски как высокие и уменьшает товарные остатки – как операционные, так и выкладку на полках. Поэтому ассортимент в торговых залах и интернет-магазинах украинских ритейлеров точно обеднеет. Останутся высоколиквидные модели. «Однако, какие бы ни были итоги «черной пятницы», – говорит Зозуля, – главное, что мы прошли ее вместе, доказав, что нас никто и ничто не собьет с ног».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд