Комедия Греты Гервиг «Барби» за первый уик-энд собрала $155 млн, установив рекорд 2023 года по кассовым сборам в США и Канаде. Барбимания затронула и Украину – ритейлеры говорят о росте продаж кукол Барби на десятки процентов сразу после премьеры фильма. В чем феномен?
В украинский прокат фильм «Барби» вышел 20 июля. За первый уик-энд лента собрала 30,5 млн грн. Для сравнения: «Аватар. Путь воды» – самый популярный фильм в украинском прокате в первой половине 2023-го – за первый уик-энд собрал 25,8 млн грн. «В общей сложности продали (на «Барби». – Forbes) 105 750 билетов, что в два раза больше, чем на «Оппенгеймер», – говорит Forbes СЕО сети кинотеатров Multiplex Holding Роман Романчук.
Разжечь барбиманию – часть стратегии производителя культовой игрушки компании Mattel, выступившей сопродюсером фильма. В преддверии выхода ленты команда «Барби» заключила более 100 соглашений о партнерстве с брендами. Среди них консоль X-Вox, замороженный йогурт Pinkberry, лак для ногтей OPI и несколько линий одежды, в том числе GAP. «PR- и маркетинг-команда пытались создать ощущение, что мы живем в мире Барби, – рассказывает маркетинг-директор стриминга Megogo Валерия Толочина. – Например, для пресс-конференций делали целый этаж гостиницы ярко-розовым».
Как на себе ощутили мощный барбимаркетинг украинские ритейлеры игрушек? «В июле в нашей сети спрос на товары Барби вырос на 15%», – рассказывает руководитель отдела рекламы и PR-магазинов «Антошка» Ирина Зеленая. На отдельные модели Барби в сети снизили цены до 40%. Однако в 2023 году стоимость кукол выросла примерно на 20%, отмечает директор направления «Детские товары» сети «Эпицентр» Елена Соловьева.
На выходных после премьеры фильма у нас купили дом Барби за 18 000 грн, рассказывает Павел Овчинников, совладелец дистрибьютора игрушек KIDDISVIT и детских магазинов MyPlay. Самая продаваемая Барби его сети после релиза ленты – недорогая кукла с брекетами за 399 грн.
Сегмент fashion dolls accessories, в который входит Барби, занимает 43% и вырос на 11% в январе – мае 2023 года, говорит менеджер по работе с клиентами исследовательской компании GfK Ukraine Анна Гранич. За первые пять месяцев этого года продажи Барби увеличились на 31%, и это еще до релиза фильма, отмечает она. Основной конкурент Барби в этом сегменте – L.O.L. Surprise. В сети MyPlay Барби не смогла обогнать L.O.L. по продажам даже после кинорелиза.
«Продажи кукол Барби у нас выросли на 52%, но они могли быть и больше, – говорит Елена Соловьева из «Эпицентра». – После начала большой войны корпорация Mattel предоставляет нам гораздо меньше товара для продажи».
Пик популярности Барби в сети Comfy пришелся на неделю премьеры фильма в кинотеатрах – продажи выросли на 150%, рассказывает руководитель департамента детских товаров и товаров для дома Comfy Анжела Павлик. Самые популярные товары Барби в сети – наборы «Barbie активный отдых» за 999 грн и «Barbie СПА-уход за кожей» за 1189 грн. Основная аудитория покупателей – родители девочек до семи лет, добавляет Павлик.
Многолетняя репутация бренда, большая привязанность покупателей, масштабная рекламная кампания – эта комбинация дала бешеный толчок в соцсетях и еще до проката фильма стала триггером к росту продаж, считает маркетинг-директор двух крупных онлайн-магазинов товаров для детей Panama и Pampik Мария Егорова. После выхода фильма продажи Барби в Panama и Pampik выросли на 68–71%.
Фильм о Барби вышел вовремя, чтобы улучшить финансовое положение Mattel. Первый квартал этого года компания закончила с $814,6 млн чистых продаж, что на 22% меньше, чем за тот же период прошлого года. Барби показала $177 млн валовых продаж по всему миру, на 44% меньше, чем в прошлом. Но именно на Барби приходится 58% валовых продаж Mattel в категории кукол.
Что дальше? Фильм о Барби – это не просто расширение бренда, а долгосрочная бизнес-стратегия, которую будут применять снова к другим игрушечным брендам компании, которых около 400.
Еще до кассового успеха «Барби» Mattel анонсировала новые ленты об игрушках своей корпорации – от Hot Wheels до Barney, He-Man и Polly Pocket. «В разработке проекты 13 фильмов и свыше 30 сериалов», – рассказывал Forbes.com президент и операционный директор Mattel Ричард Диксон.
История Барби
(нажмите «Читать больше»)
Mattel основали в 1945-м Рут Гендлер, ее муж Эллиот и Мэтт Мэтсон. Название же компании – сочетание имен мужчин-основателей. Эллиот занимался дизайном создания, Рут управляла бизнесом.
Идея создать куклу Барби появилась у Рут Гендлер, когда она смотрела, как ее дочь Барбара с подружками играла бумажными куклами, чьи наряды постоянно рвались. Тогда женщина заметила, что девочки не представляли своих кукол детьми или мамами, а скорее библиотекарями и учительницами.
Вдохновение для дизайна Барби пришло к Гендлер во время семейного путешествия в Люцерн, Швейцария, когда она с Барбарой увидела куклу в магазине игрушек. Куклу назвали Бильд Лилли, ее создали на основе персонажа рисованных историй в местной газете.
Гендлер купила куклу и принялась разрабатывать гардероб для собственной версии игрушки.
Барби (полное имя – Барбара Миллисент Робертс) дебютировала в 1959-м на Американской ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Но детям она запала в душу после первой рекламы на телевидении, которая вышла чуть позже в том же году. В первый год было продано почти 300 000 кукол по $3 за штуку ($31 на сегодняшний день).
В наши дни первую оригинальную куклу Барби в хорошем состоянии можно купить более чем за $27 000, а новые реплики – от $10,99. Создаются также и дизайнерские версии вроде уникальной Барби от австралийского дизайнера ювелирных украшений Стефано Кантури, которую в 2012-м продали за $302 500 (сегодня это около $400 000).
Вскоре после выхода в свет Барби компанию засыпали письмами с вопросами, может ли у нее появиться бойфренд. Так в 1961 году появился Кен, которого назвали в честь сына Гендлеров Кеннета (Кеннет Гендлер умер в возрасте 50 лет в 1994-м, Барбаре Гендлер сейчас 82).
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.