Ігор Коломойський, Арон Майберг і Ганна Борисонник /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

Финансистка Коломойского возглавила МАУ. Сможет ли она спасти бывшего лидера рынка

4 хв читання

Игорь Коломойский, Арон Майберг и Анна Борисонник Фото Коллаж Анна Наконечная

Авиакомпания МАУ в последние годы переживает непростые времена. COVID-19, конфликт акционеров, война и потеря 90% авиапарка, миллиардные долги оставляют компании один шанс из ста на выживание. Воспользуется ли им новый руководитель МАУ Анна Борисонник, которая десятилетиями работала финансистом в структурах группы «Приват» Игоря Коломойского.

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

Кадровые ротации продолжают бушевать в авиакомпании МАУ, которая до войны была лидером украинского авиарынка по количеству выполненных рейсов. За полгода в компании уже третий руководитель.

В конце января акционеры МАУ назначили новым СЕО компании вице-президента по финансам Анну Борисонник. Она заменила Кирилла Звонарева, который возглавлял компанию с сентября прошлого года, но так и не был утвержден из-за конфликта между акционерами – Ароном Майбергом, 66 и Игорем Коломойским, 59 . Формальным руководителем компании остается Евгений Дыхне, по данным Единого государственного реестра юрлиц.

Коломойский вошел в капитал МАУ, купив долю экс-вице-ппремьера Бориса Колесникова. В 2019-м он заявлял, что владеет 25% МАУ. Кроме Майберга, среди акционеров, по его словам, был глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко.

Коломойский vs Майберг

В декабре 2021-го глава наблюдательного совета и совладелец МАУ Майберг рассказал Forbes о неудачных попытках уволить предшественника Звонарева – Евгения Дыхне, длившихся более года. Дыхне не смог оптимизировать работу авиакомпании, которая в последние годы балансирует на грани выживания, говорил тогда Майберг.

Дыхне утверждал, что стал заложником конфликта между акционерами. Они, по его словам, не могли договориться о финансировании компании, потерявшей большую часть заработка из-за пандемии и COVID-19. В 2020 году МАУ имела 4,5 млрд грн убытков.

Официально авиакомпания еще не сообщила о смене руководства. Звонарев подтвердил Forbes свое увольнение. «Предложенный мною план возобновления авиакомпании не был принят», – объяснил он причину увольнения, не раскрыв подробности плана.

Среди других причин увольнения: судебные процессы, преимущественно по миллиардным долгам компании. «Мы отменяем в суде одно решение, появляется другое, – говорит он. – В этих условиях я не видел возможности оставаться в должности». Звонарев планирует сосредоточиться на преподавании в Национальном авиационном университете.

Человек Коломойского

Новый глава МАУ Анна Борисонник в 1994–2017 годах работала на разных позициях в ПриватБанке, который до национализации в 2016-м входил в неформальную группу «Приват», основными бенефициарами которой были Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов.

«В Днепре у Борисонник якобы был кабинет рядом с Коломойским. Возможно, это преувеличение, но то, что она очень близка к нему, никто не отрицает», – говорит один из бывших менеджеров МАУ, попросивший не упоминать его имени в этой статье.

Работой в ПриватБанке связи Анны Борисонник с группой «Приват» не ограничиваются.

В 2017–2022 годах она работала в компаниях, занимавшихся строительством и арендой недвижимости. Большинство из них тоже связано с группой «Приват», по данным Opendatabot.

В частности, до марта 2018-го Борисонник была директором «Астрела». Ее бенефициар Артем Замша – руководитель связанных с Игорем Коломойским компаний. С 2013-го он руководил авиакомпанией «Аэросвит». В 2022-м Борисоник – директор Днепропетровской строительной компании. 51% принадлежит сыну экс-председателя правления ПриватБанка Александра Дубилета Алексею.

Нарушение баланса

До корпоративного конфликта между акционерами в МАУ была нетипичная структура управления, которая делила должности по сферам влияния между Коломойским и Майбергом.

Финансами руководил человек по квоте Коломойского, а президента компании назначал Майберг, утверждает бывший менеджер авиакомпании. Все важные договоры подписывали два человека: вице-президент по финансам и президент. «Так власть была сбалансирована между Коломойским и Майбергом», – говорит собеседник.

Значит ли это, что Коломойский полностью взял компанию под контроль?

Признаков, что конфликт прекращен, нет, говорит партнер юридической фирмы «Анте», специалист по авиационному праву Андрей Гук. «Назначение финансиста руководителем, с одной стороны, означает, что Коломойский получил больше контроля, а с другой – то, что основными сейчас для авиакомпании являются финансовые вопросы», – говорит Гук.

Майберг не стал комментировать для Forbes смену руководства, а только подтвердил назначение Борисонник.

Анна Наконечная

Первоочередная задача компании – разобраться с долгами Фото Анна Наконечная

Между спасением и банкротством

«Первоочередная задача компании – разобраться с долгами», – говорит Андрей Гук. МАУ задолжал 800 млн грн за обслуживание самолетов перед аэропортом Борисполь и 1,5 млрд грн за аэронавигационные услуги перед «Украэрорухом».

В преддверии полномасштабной агрессии РФ против Украины авиакомпания объявляла о намерении договориться о реструктуризации этих долгов.

«Диалог о реструктуризации во время войны не актуален, – говорит Forbes руководитель «Украэроруха» Андрей Ярмак. – У нас уже есть решение судов в нашу пользу». Ярмак надеется на скорейшее урегулирование вопроса задолженности.

Актуальный долг МАУ неизвестен, поскольку компания еще не обнародовала финансовые результаты за 2022 год. За это время он мог существенно увеличиться. Компания не оплачивает счета, в частности, за техническое обслуживание, горючее, аэронавигацию, услуги в аэропортах, говорит руководитель профсоюза линейных пилотов МАУ Александр Полянский.

В первом полугодии прошлого года она получила 1,2 млрд грн дохода, что почти втрое меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Ущерб перевозчика – 1,3 млрд грн против 22 млн грн прибыли в январе – июне 2021-го.

Задача – выжить

Без реструктуризации долгов выживание авиакомпании невозможно, считает Гук. «Это позволило компании подготовиться к восстановлению рынка после окончания войны», – говорит он.

Перед войной у МАУ было 24 самолета. Часть отозвали лизинговые компании, опасаясь войны в Украине, остальные законсервированы в аэропортах после закрытия украинского неба в начале прошлого года.

В МАУ осталось четыре самолета, для которых компания пыталась найти работу в Европе, – перевозчик выполнял чартерные рейсы для польского туроператора Itaka в Испанию, Турцию, Албанию, Египет, Тунис. Также МАУ выполнила серию рейсов для сборной Украины по футболу.

«Летом МАУ продемонстрировала неплохие результаты по чартерным программам. Это придает определенный оптимизм», – говорит директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support Александр Ланецкий. У компании есть запросы от иностранных и украинских туроператоров относительно работы и на следующий летний сезон, говорит эксруководитель компании Звонарев. «МАУ все еще имеет высокопрофессиональный персонал, современную технику», – говорит он.

«Главная задача – выжить», – добавляет Ланецкий.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине