Фото предоставлено пресс-службой «Ашан»
Категория
Картина дня
Дата

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно

5 хв читання

Фото предоставлено пресс-службой «Ашан»

Наращивая долю украинского рынка, «Ашан» едва его не потерял. Как ритейлер вошел в убыток

В апреле 2022-го в Украине может стать на два гипермаркета «Ашан» меньше. Профильное СМИ о ритейле Retailers выяснило, что торговые точки закроются в Запорожье и Кривом Роге. Сама компания заявила, что не закрывает, а ищет для своих гипермаркетов другие локации, потому что не удалось договориться с арендодателем.

В компании Arricano, с чьими торговыми центрами «Солнечная Галерея» и City Mall в «Ашане» истекли контракты, говорят, что большой формат становится неактуальным. «Запрос на большие супермаркеты среди покупателей падает», – объясняет директор по коммуникациям Arricano Елена Обуховская. Это уже не конкурентное преимущество. Люди, по ее словам, больше покупают готовую еду с собой на фудкортах, в специализированных магазинах или в «магазинах у дома».

Однако это не единственные бизнес-проблемы французского ритейлера в Украине. Компания с 2018 года убыточна, прибыль есть только за три квартала 2021 года. Что происходит с «Ашаном» в Украине?

Проблемы роста

Первый гипермаркет «Ашан» компания открыла в Украине в 2008 году и последующие годы активно наращивала долю рынка. Самый большой скачок произошел в 2017-м: «Ашан» купил девять помещений гипермаркетов в торгово-развлекательных центрах «Караван». Это объекты площадью 58 000 кв. м в пяти городах, четыре из которых для ритейлера были новыми. В наследство от «Каравана» ей достались помещения дискаунтера Topmart, на месте которых в 2018-м французская сеть запустила новый для себя формат – «магазин у дома» «Мой Ашан».

За 2017–2018 годы «Ашан» открыла в Украине всего 16 магазинов, доведя их количество, по данным консалтинговой компании GT Partners Ukraine, до 27. Их общая площадь была более 189 000 кв. м.

Экспансия мгновенно подняла компанию в лидеры среди ритейлеров по суммарной площади. «Ашан» стала третьей по величине после «АТБ-Маркета» и Fozzy Group, пишет сайт Ассоциации ритейлеров. Быстро, по данным «Спарк-Интерфакс», росла и выручка – на 37,2%, до 15,5 млрд грн. Но вместо прибыли в 2018 году сеть получила 904 млн убытков. В самой компании говорят, что тогда убытки перевалили за миллиард.

из личного архива

СЕО «Ашан» в Украине Виктория Луценко. Фото из личного архива

Год спустя, в 2019 году, ритейлер начал закрывать гипермаркеты и поставил экспансию на паузу. Первым закрытием стал объект в ТРЦ Sky Mall на левом берегу Киева. И это несмотря на то, что ущерб, по данным компании, сократился почти наполовину.

«После покупки сети мы сосредоточились на операционных процессах, чтобы вывести приобретенные магазины в рентабельность, – написала в ответ на вопросы Forbes CEO «Ашан Украина» Виктория Луценко. – Потому и было меньше развития».

«Караваны» оказались сложной покупкой. До момента приобретения «Ашаном» они переживали не лучшие времена. Управлявшая ими компания в 2017-м получила 630 млн грн убытков при 2,2 млрд грн выручки. Предыдущая управляющая компания обанкротилась после кризиса 2008-го, оставив 140 млн грн долгов. «У «Ашана» была задача нарастить долю рынка, но цена ее получения оказалась выше», – объясняет основатель и управляющий партнер группы компаний PM Partners Максим Прохоров.

Пока ее выручки падали, у конкурентов росли. В 2019 году выручка «Ашан» в Украине снизилась на 8,3%, до 14,2 млрд грн. В сети Metro Cash&Carry, наоборот, увеличилась на 14%, до 19,7 млрд грн. Рынок также рос: объем розничной торговли увеличился на 19%, до 795,2 млрд грн, подсчитали в Госстате.

В 2020-м ритейлер закрыл еще один гипермаркет в харьковском ТРЦ «Planeta Mall», ранее называвшемся «Магеллан». Официальная причина закрытия – ремонт. «В ТРЦ, где мы работали, появился новый собственник, решивший закрыть его на ремонт, – пишет Луценко. – Для компании это убытки».

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно /Фото 1

С 2018 года «Ашан» начал осваивать новые форматы в Украине

Нашествие мелких

Есть еще одно усложнение. Из-за эпидемии COVID-19 и локдауна изменилась логистика покупателей. «Особенно пострадал товарооборот магазинов, которые находятся в ТРЦ», – говорит Луценко. Потребители желают покупать побыстрее, поэтому не очень хотят идти в большие торговые залы. Востребованные меньшие форматы – «магазины у дома» и мини-маркеты. Их количество в 2020 году увеличилось почти на четверть – подсчитали в GT Partners Ukraine.

В пандемический 2020 год выручка «Ашана» в Украине сократилась на 0,7%, до 14,1 млрд грн. Его большие по площади магазины зарабатывают на обороте, у них гораздо меньшая средняя наценка, чем у классического супермаркета, говорит эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости Игорь Заболоцкий. «Ашану», по его словам, нужно гораздо больше продавать на квадратный метр и обслуживать больше покупателей. «Магазины не показывают тех продаж на квадратный метр, которые изначально ожидались, – предполагает другой топ-менеджер по ритейлу. – Это касается региональных гипермаркетов». Падение выручки он также связывает с закрытием гипермаркетов.

ТРЦ может на месте одного «Ашана» открыть два магазина, говорит соучредитель компании по управлению коммерческой недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин. К тому же французский ритейлер снимает площади по более низким арендным ставкам, чем другие супермаркеты классического формата, говорит Заболоцкий. «Пришло время оптимизации аренды, товара и персонала, – объясняет Ретин. – И все сжались».

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно /Фото 2

Минимаркет Pick Up Point, впервые в Украине открывшийся в начале 2020-го, не только физический магазин, но и точка выдачи онлайн-заказов из гипермаркетов.

Об изменениях

Оптимизацию начал и сам «Ашан». Луценко, возглавившая ритейлера в 2018 году, говорит, что первые 10 лет он исполнял роль «дистрибьютора» между поставщиком и покупателем, выкладывая максимальный выбор товара на полке. «Этого мало, нужно меняться, – рассказывает Луценко. – Мы начали заботиться о клиентском опыте, эмоциях, осваивать новые форматы».

Среди таких новых форматов – мини-маркет Pick Up Point. Его запустили в начале 2020-го. Это не только физический магазин площадью 40 кв. м, но и точка выдачи онлайн-заказов по гипермаркетам. В них французский гигант также может быстро менять ассортимент под нужды покупателя. «В этом двустороннем формате экономия времени клиента», – объясняет Луценко. Она говорит, что это увеличило количество покупателей, пользующихся доставкой онлайн. По ее словам, каждый третий клиент «Ашан» заказывает товары через интернет. Больше всего таких заказов в больших городах.

В прошлом году в таком формате заработало 13 точек, а количество магазинов всех форматов, по данным GT Partners Ukraine, достигло 40. В 2022 году количество малых форматов планируется довести до 50.

Что касается гипермаркетов, то от них ритейлер не планирует отказываться, но конкретных планов по их открытию пока нет. В 2022-м «Ашан» продолжит обновление старых концептов, открытых более 10 лет назад. В прошлом году началась реновация гипермаркета в Ocean Plaza возле ст. м. «Лыбидская» в Киеве. В этом году начнется в столичном гипермаркете по проспекту Степана Бандеры. Изменят не только их внешний вид, но и внутреннее заполнение торговых залов. Цель ритейлера – сделать так, чтобы потребитель закупился с комфортом и максимально быстро, говорит Луценко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине