Фото предоставлено пресс-службой «Ашан»
Категория
Картина дня
Дата

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно

Фото предоставлено пресс-службой «Ашан»

Наращивая долю украинского рынка, «Ашан» едва его не потерял. Как ритейлер вошел в убыток

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

В апреле 2022-го в Украине может стать на два гипермаркета «Ашан» меньше. Профильное СМИ о ритейле Retailers выяснило, что торговые точки закроются в Запорожье и Кривом Роге. Сама компания заявила, что не закрывает, а ищет для своих гипермаркетов другие локации, потому что не удалось договориться с арендодателем.

В компании Arricano, с чьими торговыми центрами «Солнечная Галерея» и City Mall в «Ашане» истекли контракты, говорят, что большой формат становится неактуальным. «Запрос на большие супермаркеты среди покупателей падает», – объясняет директор по коммуникациям Arricano Елена Обуховская. Это уже не конкурентное преимущество. Люди, по ее словам, больше покупают готовую еду с собой на фудкортах, в специализированных магазинах или в «магазинах у дома».

Однако это не единственные бизнес-проблемы французского ритейлера в Украине. Компания с 2018 года убыточна, прибыль есть только за три квартала 2021 года. Что происходит с «Ашаном» в Украине?

Проблемы роста

Первый гипермаркет «Ашан» компания открыла в Украине в 2008 году и последующие годы активно наращивала долю рынка. Самый большой скачок произошел в 2017-м: «Ашан» купил девять помещений гипермаркетов в торгово-развлекательных центрах «Караван». Это объекты площадью 58 000 кв. м в пяти городах, четыре из которых для ритейлера были новыми. В наследство от «Каравана» ей достались помещения дискаунтера Topmart, на месте которых в 2018-м французская сеть запустила новый для себя формат – «магазин у дома» «Мой Ашан».

За 2017–2018 годы «Ашан» открыла в Украине всего 16 магазинов, доведя их количество, по данным консалтинговой компании GT Partners Ukraine, до 27. Их общая площадь была более 189 000 кв. м.

Экспансия мгновенно подняла компанию в лидеры среди ритейлеров по суммарной площади. «Ашан» стала третьей по величине после «АТБ-Маркета» и Fozzy Group, пишет сайт Ассоциации ритейлеров. Быстро, по данным «Спарк-Интерфакс», росла и выручка – на 37,2%, до 15,5 млрд грн. Но вместо прибыли в 2018 году сеть получила 904 млн убытков. В самой компании говорят, что тогда убытки перевалили за миллиард.

из личного архива

СЕО «Ашан» в Украине Виктория Луценко. Фото из личного архива

Год спустя, в 2019 году, ритейлер начал закрывать гипермаркеты и поставил экспансию на паузу. Первым закрытием стал объект в ТРЦ Sky Mall на левом берегу Киева. И это несмотря на то, что ущерб, по данным компании, сократился почти наполовину.

«После покупки сети мы сосредоточились на операционных процессах, чтобы вывести приобретенные магазины в рентабельность, – написала в ответ на вопросы Forbes CEO «Ашан Украина» Виктория Луценко. – Потому и было меньше развития».

«Караваны» оказались сложной покупкой. До момента приобретения «Ашаном» они переживали не лучшие времена. Управлявшая ими компания в 2017-м получила 630 млн грн убытков при 2,2 млрд грн выручки. Предыдущая управляющая компания обанкротилась после кризиса 2008-го, оставив 140 млн грн долгов. «У «Ашана» была задача нарастить долю рынка, но цена ее получения оказалась выше», – объясняет основатель и управляющий партнер группы компаний PM Partners Максим Прохоров.

Пока ее выручки падали, у конкурентов росли. В 2019 году выручка «Ашан» в Украине снизилась на 8,3%, до 14,2 млрд грн. В сети Metro Cash&Carry, наоборот, увеличилась на 14%, до 19,7 млрд грн. Рынок также рос: объем розничной торговли увеличился на 19%, до 795,2 млрд грн, подсчитали в Госстате.

В 2020-м ритейлер закрыл еще один гипермаркет в харьковском ТРЦ «Planeta Mall», ранее называвшемся «Магеллан». Официальная причина закрытия – ремонт. «В ТРЦ, где мы работали, появился новый собственник, решивший закрыть его на ремонт, – пишет Луценко. – Для компании это убытки».

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно /Фото 1

С 2018 года «Ашан» начал осваивать новые форматы в Украине

Нашествие мелких

Есть еще одно усложнение. Из-за эпидемии COVID-19 и локдауна изменилась логистика покупателей. «Особенно пострадал товарооборот магазинов, которые находятся в ТРЦ», – говорит Луценко. Потребители желают покупать побыстрее, поэтому не очень хотят идти в большие торговые залы. Востребованные меньшие форматы – «магазины у дома» и мини-маркеты. Их количество в 2020 году увеличилось почти на четверть – подсчитали в GT Partners Ukraine.

В пандемический 2020 год выручка «Ашана» в Украине сократилась на 0,7%, до 14,1 млрд грн. Его большие по площади магазины зарабатывают на обороте, у них гораздо меньшая средняя наценка, чем у классического супермаркета, говорит эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости Игорь Заболоцкий. «Ашану», по его словам, нужно гораздо больше продавать на квадратный метр и обслуживать больше покупателей. «Магазины не показывают тех продаж на квадратный метр, которые изначально ожидались, – предполагает другой топ-менеджер по ритейлу. – Это касается региональных гипермаркетов». Падение выручки он также связывает с закрытием гипермаркетов.

ТРЦ может на месте одного «Ашана» открыть два магазина, говорит соучредитель компании по управлению коммерческой недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин. К тому же французский ритейлер снимает площади по более низким арендным ставкам, чем другие супермаркеты классического формата, говорит Заболоцкий. «Пришло время оптимизации аренды, товара и персонала, – объясняет Ретин. – И все сжались».

Французские приключения. Ритейл-гигант «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно /Фото 2

Минимаркет Pick Up Point, впервые в Украине открывшийся в начале 2020-го, не только физический магазин, но и точка выдачи онлайн-заказов из гипермаркетов.

Об изменениях

Оптимизацию начал и сам «Ашан». Луценко, возглавившая ритейлера в 2018 году, говорит, что первые 10 лет он исполнял роль «дистрибьютора» между поставщиком и покупателем, выкладывая максимальный выбор товара на полке. «Этого мало, нужно меняться, – рассказывает Луценко. – Мы начали заботиться о клиентском опыте, эмоциях, осваивать новые форматы».

Среди таких новых форматов – мини-маркет Pick Up Point. Его запустили в начале 2020-го. Это не только физический магазин площадью 40 кв. м, но и точка выдачи онлайн-заказов по гипермаркетам. В них французский гигант также может быстро менять ассортимент под нужды покупателя. «В этом двустороннем формате экономия времени клиента», – объясняет Луценко. Она говорит, что это увеличило количество покупателей, пользующихся доставкой онлайн. По ее словам, каждый третий клиент «Ашан» заказывает товары через интернет. Больше всего таких заказов в больших городах.

В прошлом году в таком формате заработало 13 точек, а количество магазинов всех форматов, по данным GT Partners Ukraine, достигло 40. В 2022 году количество малых форматов планируется довести до 50.

Что касается гипермаркетов, то от них ритейлер не планирует отказываться, но конкретных планов по их открытию пока нет. В 2022-м «Ашан» продолжит обновление старых концептов, открытых более 10 лет назад. В прошлом году началась реновация гипермаркета в Ocean Plaza возле ст. м. «Лыбидская» в Киеве. В этом году начнется в столичном гипермаркете по проспекту Степана Бандеры. Изменят не только их внешний вид, но и внутреннее заполнение торговых залов. Цель ритейлера – сделать так, чтобы потребитель закупился с комфортом и максимально быстро, говорит Луценко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине