Категория
Компании
Дата

Польская сеть минимаркетов обогнала Amazon. Она открыла больше всего магазинов без продавцов в Европе. Как это удалось сделать

Польский гигант минимаркетов Żabka Group завершил открытие крупнейшей сети автономных магазинов в Европе, запустив в работу 25 магазинов под названием Żabka Nano и Żappka, а к марту планирует открыть еще по крайней мере 12. С помощью бесконтактной технологии распознавания объектов на основе ИИ от AiFi, американского игрока рынка технологий – она похожа на систему Just Walk Out, которую использует Amazon, – шоппинг может быть быстрым и не нужно стоять на кассе.

Автономный круглосуточный магазин сети Żabka. Фото: ŻABKA

Автономный круглосуточный магазин сети Żabka. Фото: ŻABKA

Еще с марта 2021-го в Великобритании Amazon открывает собственные бесконтактные магазины Amazon Go и Amazon Fresh. Тогда компания сообщила о планах открыть 30 таких магазинов, но ей не удалось развернуться так же быстро, как Żabka, поэтому сейчас у гиганта ритейла только 15 точек в Лондоне и его окрестностях.

Aldi, пятая крупнейшая сеть супермаркетов Британии, открыла пилотный бескассовый магазин в Лондоне 18 января, в котором используют технологию от AiFi. По словам гендиректора британского и ирландского отделений ритейлера Джайлза Герли, этому предшествовали «месяцы работы».

А в Польше Żabka, которая находится в собственности фирмы частного капитала, продвинулась далеко вперед и открыла 25 магазинов Nano в шести городах: Гданьске, Кракове, Пясечно, Познани, Сопоте и Варшаве. Конкретное расположение каждого магазина варьируется от центров городов, крупных магазинов типа Decathlon и университетов до станций метро и вокзалов.

Автономные минимаркеты приносят значительные продажи

Магазины, работающие 24/7, преимущественно продают перекусы, еду и напитки, в том числе и товары собственной марки. В зависимости от формата в таких минимаркетах находится от 450 до 1500 видов продуктов без учета контролируемых товаров, таких как сигареты и алкоголь.

«Там нет корзин, поэтому клиенты просто берут нужное и приходят в любое время суток», – сказал Павел Грабовски, глава автономных решений в Żabka.

«К примеру, в Познани мы видим, что молодежь использует наши магазины поздно ночью после посиделок в барах и клубах», – добавил он. Поэтому концепция магазинов Nano открывает новый прибыльный путь, да еще и в местах, ранее недоступных. Одной из таких локаций может стать метро, где круглосуточные магазины означают доступ к новым доходам.

Польская сеть минимаркетов обогнала Amazon. Она открыла больше всего магазинов без продавцов в Европе. Как это удалось сделать /Фото 1

Павел Грабовски: «Разница между нами и Amazon в том, что у нас нет ворот». Фото: ŻABKA

Żabka также учитывает социальный аспект Nano. Один из форматов автономного магазина – хорошо освещенная, отдельная точка продаж – проверяют на изолированных улицах или в парках, где до этого не было никаких магазинов. Кроме того, что это удобно, минимаркеты со своим освещением добавляют элемент безопасности и даже социального пространства. Такие точки продаж вдохнут жизнь в «забитые» места», – сказал Грабовски.

На сегодня уже несколько тысяч человек использовали такие магазинчики с технологией распознавания объектов, а ритейлер следит за данными и уровнем удовлетворенности клиентов. Следующая партия автономных магазинов на подходе и, как и уже работающие, новые разместятся в локациях с высоким потоком людей.

Одни откроются возле мест работы, где поблизости нет других магазинов, другие будут там, где коммерческие возможности особенно привлекательны. В настоящее время аэропорты не рассматривают как потенциальные места расположения автономных магазинов, в отличие от больниц и тренажерных залов.

Просто зайди

В то время как Żabka использует технологию распознавания объектов от AiFi, сеть также запустила собственное приложение Żappka, которым пользуются более 8 млн поляков – это более 20% населения страны. «Различие между нами и Amazon в том, что у нас нет ворот [как у метро], – заметил Грабовски. – Когда вы открыли дверь, вас уже идентифицировали (с помощью QR-кода в приложении) и вы можете свободно ходить по магазину».

Без приложения «просто зайти» не так-то просто для того, кто впервые в таком магазине. Новые посетители без приложения могут воспользоваться банковской картой для регистрации своего присутствия, а затем ввести номер мобильного, чтобы на него потом пришли чеки, был выставлен счет и можно было обратиться в отдел по связям с клиентами.

Оба способа посещения магазина разработали с помощью определенных модификаций компьютерного оборудования, и занялось этим Żabka Future, технологическое отделение ритейлера и бизнес-инкубатор новых идей. Кроме того, система не использует биометрические данные или распознавание лица для определения личности клиентов из-за того, что хочет обеспечить полную безопасность и конфиденциальность.

AiFi, привлекшая $31 млн инвесторских денег, быстро захватывает европейский рынок. До пандемии, в ноябре 2019 года, этот техностартап стал партнером голландского ритейлера Albert Heijn, чтобы открыть временный тестовый магазин близ амстердамского аэропорта «Схипгол». Amazon занимался своей технологией Just Walk Out вместе с партнерами-ритейлерами OTG и Hudson.

Shutterstock

Автономный круглосуточный магазин Żabka на польской станции метро. Фото: ŻABKA Фото Shutterstock

А в ноябре 2021 года AiFi начала сотрудничество с французской сетью супермаркетов Carrefour над пилотным проектом Flash 10/10 в Париже. В магазине можно найти около 900 наименований ежедневных продуктов и он работает под слоганом «10 секунд на выбор товара и 10 секунд на оплату» для тех, кто знает, что им нужно и кто умеет это быстро найти.

В Ирландии британская группа пищевых услуг Compass также планирует проверить бесконтактную концепцию от AiFi в одном из офисных строений, когда отменят ограничения на работу в офисах из-за пандемии.

В отличие от Carrefour, Żabka не делает никаких заявлений о скорости закупок в магазинах Nano. Но в заявлении Томаш Сучански, гендиректор Żabka Group, сказал: «Мы хотим изменить скорость покупок. Мы открыли 25 магазинов Nano, но на этом мы не останавливаемся. В первом квартале этого года мы откроем еще дюжину».

За последние двадцать лет Żabka Polska стала крупнейшей сетью минимаркетов в Польше из более 7900 магазинов, управляемых 6500 франчайзи под брендом Żabka. Магазинчики компании, расположенные так, чтобы около 12 млн польских покупателей жили в радиусе 300 метров от них, ежедневно посещает более 2,5 миллиона клиентов.

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине