Польский гигант минимаркетов Żabka Group завершил открытие крупнейшей сети автономных магазинов в Европе, запустив в работу 25 магазинов под названием Żabka Nano и Żappka, а к марту планирует открыть еще по крайней мере 12. С помощью бесконтактной технологии распознавания объектов на основе ИИ от AiFi, американского игрока рынка технологий – она похожа на систему Just Walk Out, которую использует Amazon, – шоппинг может быть быстрым и не нужно стоять на кассе.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Еще с марта 2021-го в Великобритании Amazon открывает собственные бесконтактные магазины Amazon Go и Amazon Fresh. Тогда компания сообщила о планах открыть 30 таких магазинов, но ей не удалось развернуться так же быстро, как Żabka, поэтому сейчас у гиганта ритейла только 15 точек в Лондоне и его окрестностях.
Aldi, пятая крупнейшая сеть супермаркетов Британии, открыла пилотный бескассовый магазин в Лондоне 18 января, в котором используют технологию от AiFi. По словам гендиректора британского и ирландского отделений ритейлера Джайлза Герли, этому предшествовали «месяцы работы».
А в Польше Żabka, которая находится в собственности фирмы частного капитала, продвинулась далеко вперед и открыла 25 магазинов Nano в шести городах: Гданьске, Кракове, Пясечно, Познани, Сопоте и Варшаве. Конкретное расположение каждого магазина варьируется от центров городов, крупных магазинов типа Decathlon и университетов до станций метро и вокзалов.
Автономные минимаркеты приносят значительные продажи
Магазины, работающие 24/7, преимущественно продают перекусы, еду и напитки, в том числе и товары собственной марки. В зависимости от формата в таких минимаркетах находится от 450 до 1500 видов продуктов без учета контролируемых товаров, таких как сигареты и алкоголь.
«Там нет корзин, поэтому клиенты просто берут нужное и приходят в любое время суток», – сказал Павел Грабовски, глава автономных решений в Żabka.
«К примеру, в Познани мы видим, что молодежь использует наши магазины поздно ночью после посиделок в барах и клубах», – добавил он. Поэтому концепция магазинов Nano открывает новый прибыльный путь, да еще и в местах, ранее недоступных. Одной из таких локаций может стать метро, где круглосуточные магазины означают доступ к новым доходам.
Żabka также учитывает социальный аспект Nano. Один из форматов автономного магазина – хорошо освещенная, отдельная точка продаж – проверяют на изолированных улицах или в парках, где до этого не было никаких магазинов. Кроме того, что это удобно, минимаркеты со своим освещением добавляют элемент безопасности и даже социального пространства. Такие точки продаж вдохнут жизнь в «забитые» места», – сказал Грабовски.
На сегодня уже несколько тысяч человек использовали такие магазинчики с технологией распознавания объектов, а ритейлер следит за данными и уровнем удовлетворенности клиентов. Следующая партия автономных магазинов на подходе и, как и уже работающие, новые разместятся в локациях с высоким потоком людей.
Одни откроются возле мест работы, где поблизости нет других магазинов, другие будут там, где коммерческие возможности особенно привлекательны. В настоящее время аэропорты не рассматривают как потенциальные места расположения автономных магазинов, в отличие от больниц и тренажерных залов.
Просто зайди
В то время как Żabka использует технологию распознавания объектов от AiFi, сеть также запустила собственное приложение Żappka, которым пользуются более 8 млн поляков – это более 20% населения страны. «Различие между нами и Amazon в том, что у нас нет ворот [как у метро], – заметил Грабовски. – Когда вы открыли дверь, вас уже идентифицировали (с помощью QR-кода в приложении) и вы можете свободно ходить по магазину».
Без приложения «просто зайти» не так-то просто для того, кто впервые в таком магазине. Новые посетители без приложения могут воспользоваться банковской картой для регистрации своего присутствия, а затем ввести номер мобильного, чтобы на него потом пришли чеки, был выставлен счет и можно было обратиться в отдел по связям с клиентами.
Оба способа посещения магазина разработали с помощью определенных модификаций компьютерного оборудования, и занялось этим Żabka Future, технологическое отделение ритейлера и бизнес-инкубатор новых идей. Кроме того, система не использует биометрические данные или распознавание лица для определения личности клиентов из-за того, что хочет обеспечить полную безопасность и конфиденциальность.
AiFi, привлекшая $31 млн инвесторских денег, быстро захватывает европейский рынок. До пандемии, в ноябре 2019 года, этот техностартап стал партнером голландского ритейлера Albert Heijn, чтобы открыть временный тестовый магазин близ амстердамского аэропорта «Схипгол». Amazon занимался своей технологией Just Walk Out вместе с партнерами-ритейлерами OTG и Hudson.
А в ноябре 2021 года AiFi начала сотрудничество с французской сетью супермаркетов Carrefour над пилотным проектом Flash 10/10 в Париже. В магазине можно найти около 900 наименований ежедневных продуктов и он работает под слоганом «10 секунд на выбор товара и 10 секунд на оплату» для тех, кто знает, что им нужно и кто умеет это быстро найти.
В Ирландии британская группа пищевых услуг Compass также планирует проверить бесконтактную концепцию от AiFi в одном из офисных строений, когда отменят ограничения на работу в офисах из-за пандемии.
В отличие от Carrefour, Żabka не делает никаких заявлений о скорости закупок в магазинах Nano. Но в заявлении Томаш Сучански, гендиректор Żabka Group, сказал: «Мы хотим изменить скорость покупок. Мы открыли 25 магазинов Nano, но на этом мы не останавливаемся. В первом квартале этого года мы откроем еще дюжину».
За последние двадцать лет Żabka Polska стала крупнейшей сетью минимаркетов в Польше из более 7900 магазинов, управляемых 6500 франчайзи под брендом Żabka. Магазинчики компании, расположенные так, чтобы около 12 млн польских покупателей жили в радиусе 300 метров от них, ежедневно посещает более 2,5 миллиона клиентов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.