Новый гендиректор General Electric Ларри Калп имеет кардинально иную бизнес-стратегию по сравнению с легендарным Джеком Уэлчем, который в свое время сделал компанию. Но годы неудач и хаоса, постигших компанию с начала 2000-х из-за попыток преемников Уэлча подражать его стилю, требовали новых подходов, которые бы больше соответствовали современным реалиям. Похоже, что Калпу удалось подобрать подходящие методы
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Недавно Ларри Калп, ставший гендиректором американской корпорации GE в 2018 году, устроил на Манхэттене мероприятие для выдающихся коллег по цеху. Его целью была презентация не нового продукта, а древней бизнес-философии бережливости, основанной на японских производственных техниках. Именно она помогла сделать GE такой, какая она сейчас, после пяти лет Калпа в должности председателя и гендиректора компании.
Гендиректор Uber Дара Хосровшани, глава Ford Джим Фарли и гендиректор PG&E Петти Попп среди других гостей делились своим опытом применения философии экономии. Калп же на этом вечере был скорее модератором, который поощрял говорить других о своем опыте, а не рассказывал о собственном. «Мы подумали, что лучший способ ответить на все вопросы [о философии] – это собрать практиков-единомышленников из разных областей», – говорит Калп.
После многих лет неприглядных цен на акции и роста долга General Electric оказалась в центре крупной реструктуризации, которая разделит 131-летнего гиганта (продажи 2022-го: $76,6 млрд) на три отдельных публичных компании. GE Aerospace, которая будет заниматься аэрокосмическим направлением, GE HealthCare – здравоохранением и GE Vernova – энергией.
GE HealthCare стала полностью самостоятельной в январе и уже котируется на бирже Nasdaq с рыночной капитализацией $29,5 млрд. Aerospace и Vernova будут отделены в следующем году. Калп – гендиректор GE Aerospace, которая по сути будет единственным, что осталось от старой GE после разделения.
Качества бережливого лидера
Впервые Калп начал изучать принципы бережливости еще в должности менеджера в The Danaher Corporation. После того, как он стал гендиректором Danaher в 2000-м, ему удалось в пять раз увеличить выручку компании и рыночную капитализацию, а в 2014-м он ушел с должности, чтобы преподавать.
GE, известная звездными гендиректорами, теперь возглавляема человеком, для которого «неприхотливый» и «осмотрительный» являются правильными характеристиками хорошего лидера. Анализируя работу сотни компаний за свою карьеру, Ларри Калп знает, что нужно быть высокопроизводительным менеджером.
Ему не нужно общаться с репортерами, чтобы выполнять свою работу. Его подход формировала не склонная к публичности Danaher, которая не кричала по всему миру о своей важности для мира.
И хотя Калп благоговейно говорит о системе талантов в GE, в которой формируются будущие гендиректора, он не считает, что сохранению подлежит все и всё: «Скажем так, там было достаточно возможностей для усовершенствования».
Окончание эры
Починить GE было непросто. Джефф Иммельт радикально перекроил компанию во время своего 16-летнего пребывания за рулем GE. Он распродал подразделения, которые занимались пластиком, бытовой техникой, медиа и финансовыми услугами, чтобы сосредоточиться на быстро развивающихся индустриальных направлениях.
Иммельт тоже прибег к методам бережливости и даже создал программу, основанную на них. Однако она не смогла компенсировать последствия слишком дорогостоящих поглощений, увеличения долга и очевидной аллергии на плохие новости. На момент выхода Иммельта из компании в июне 2017-го от славы и величия всемирно известного бренда остались только воспоминания.
Экспоненты стоят возле медицинского оборудования General Electric во время Всемирной выставки здравоохранения 2023 года, которая проходит в Международном выставочном центре Ухань 7 апреля 2023 года в городе Ухань, провинция Хубэй, Китай. Фото Getty Images
Ветеран GE Джон Фланнери пытался вернуть блеск компании, но продержался в должности гендиректора всего чуть более года. Кстати, именно при руководстве Фланнери GE вычеркнули из перечня компаний, входящих в индекс Dow , а она была последним оригинальным членом этого показателя бизнес-активности.
Далее пришел Калп и сократил рабочие места, долг и количество подразделений. Он урезал знаменитые щедрые дивиденды GE в один пенни за акцию. Но проблемы оставались. Поэтому в 2022-м совету директоров пришлось отменить премии акциями на сумму $20 млн после того, как Калп не достиг определенных целей.
Но дела вроде идут вверх и GE превосходит ожидания, заработав во втором квартале 68 центов на каждую акцию. На 8 сентября акции компании поднялись более чем на 68% в цене этого года.
И все же нелюбовь Калпа к показушности и работе на публику (именно эти качества были визитной карточкой GE много лет) вызывает чувство ностальгии у некоторых. «Спросите его, для чего он разделяет компанию, – говорит один клиент GE HealthCare. – GE – это нечто большее, чем сумма ее составляющих. Если бы они удержали этот дух в «Кротонвилле», то чувствовалось бы, что мы получаем нечто особенное от GE».
Экономные методы производства не очень подходят легендарному производственному центру GE в «Кротонвилле» на реке Гудзон, где поколения менеджеров оттачивали свои навыки с 1956-го. Поэтому его продают как устаревшую реликвию GE, которая являлась воплощением духа огромного конгломерата и некогда самой дорогой компании в мире.
От Уэлча до Калпа
Томас Эдисон создал лампочку, которая сделала GE всемирно известным брендом, но именно Джек Уэлч сформировал стратегии, которые превратили компанию в бизнес-звезду США, а самого Уэлча – в обожаемого лидера организации.
Уэлч, обладавший потрясающей харизмой и ставивший целью максимизацию ценности для акционеров, увеличил количество направлений работы компании, добавив производство телепрограмм, авиадвигателей, турбин, биотуалетов, кредитных карт, сканеров, пластиковых продуктов, а также финансовую деятельность.
По Уэлча GE Capital зарабатывала очень и очень много денег и по сути стала крупнейшим в мире нерегулируемым банком. GE Capital начинала как финансовое подразделение, которое помогало клиентам покупать посудомоечные машины или другую технику.
Но постепенно это подразделение превратилось в многоотраслевого гиганта, который в 2000-м сделал $96 млрд выручки. Впрочем, в отчетах на GE Capital выделялась одна графа, поэтому трудно было определить, благодаря чему подразделение зарабатывало такие деньги.
Когда Уэлч стал гендиректором GE, акции компании продавались по $2,38 за штуку. Но когда он уходил с должности 20 лет спустя, их стоимость приближалась к $136. Такой успех создавал ему образ гения, который не удалось поколебать до его смерти в 2020 году.
Иммельт тоже пытался придерживаться стратегии «расти и иди за деньгами», но мир был совсем другой. Вступив в должность через несколько дней после теракта «9/11» 11 сентября 2001 года, ему нужно было развивать GE в то время, когда скандалы и финансовые провалы привели к большему регулированию, открытости, пристальному вниманию к деятельности и скептицизму. В конце концов, вероятно, именно это способствовало превращению дитяти капитализма в компанию, обремененную долгом, хаосом, неудачной стратегией и разочарованием.
«Нам нужно было не только увеличить прибыльность и дивиденды для инвесторов, но и уровень безопасности, доставки, производительности команд. И все это также во благо клиентам, – говорит Калп. – Лучший известный мне способ всего этого достичь – это философия бережливости».
Действительно ли никак нельзя было обойтись без раскола компании? «Дело не только в самой GE, – объясняет Калп. – Думаю, это естественная эволюция… Бизнесы продолжат работу под одним брендом. Думаю, что благодаря философии бережливости мы поможем этим организациям работать еще как минимум 131 год».


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.