Категория
Новости
Дата

Логистический кризис катится по миру и точно зацепит Украину. Как к нему подготовиться

4 хв читання

Логистический кризис катится по миру и точно зацепит Украину. Как к нему подготовиться /Shutterstock

Shutterstock

Нехватка производственных мощностей, недостача грузовых контейнеров, кадровый голод среди работников портов, железнодорожников и водителей-дальнобойщиков. Логистический кризис 2021 года только набирает обороты. Впереди сезон подарков, а китайский министр транспорта советует жителям запастись продовольственными товарами. Что ожидает Украину на фоне глобальных «перекосов» цепочек снабжения

Несмотря на прогнозы быстрого восстановления экономик в 2021 году, страны столкнулись с рядом проблем. Энергетический кризис и рекордные цены на газ, нехватка полупроводников, а теперь еще и невозможность вовремя доставить производимые товары. Аналитики предупреждают, что проблемы с цепочками снабжения будут продолжаться до 2023 года.

Мировая логистика долгое время развивалась в соответствии с принципами экономного производства (lean production). Это концепция, разработанная на предприятии Toyota. В ее основе – максимальное сокращение затрат. Уменьшение складов и сроков хранения деталей, минимизация рабочей силы и машин до уровня, необходимого для поддержания устойчивых и прогнозируемых объемов производства. Философия экономного производства хорошо работает на этапе экономического роста – бизнесы закладывают прогнозируемое увеличение объемов, планируя работу на один–три года вперед. После 2008 года компании также разработали планы выхода из циклических рецессий, не отходя от принципов экономного производства.

Однако сегодняшний кризис показал совсем другие тренды, которые было невозможно спрогнозировать заранее. Первоначально произошла внезапная остановка многих секторов экономики. Параллельно сократился потребительский спрос на группы товаров. С 2021 года большинство государств вернулось на тренд экономического роста. Например, в США темпы восстановления экономики эквивалентны одновременному росту потребительского рынка на 50 млн экономически-активного населения.

Перевалка грузов через крупнейшие американские порты в 2021 году повысилась на 30%. С другой стороны, логистическая сфера переживает кадровый голод. Только в сегменте складов в Соединенных Штатах открыто около полумиллиона вакансий. Также в стране не хватает как минимум 80 000 водителей.

Не лучше ситуация с контейнерами. За последний год стоимость морских перевозок в среднем выросла более чем в шесть раз. Если в начале 2020 года средняя цена контейнера составляла до $1500, сейчас она составляет более $9000. Физически перед ключевыми американскими и европейскими портами стоят настоящие «пробки» кораблей, которые не успевают разгружать. При этом более 80% мировой торговли приходится именно на морские перевозки.

Кадровая ситуация также переживает не лучший период. Более 50% моряков происходят из развивающихся государств. Сегодня эта группа отстает по темпам вакцинации, поэтому не может полноценно работать в соответствии с новыми правилами.

Далее включается психологический фактор. Большие ритейлеры и дистрибьюторы размещают заказы раньше привычных сроков. Менеджмент делает это заранее, ведь когда очередная поставка приедет позже или ближе к рождественским праздникам, тогда совсем не окажется свободных мощностей. На самом деле такие действия только усугубляют кризис, влияющий на увеличение «очереди» и поднятие владельцами контейнеров цен, чтобы хоть как-то сбалансировать ситуацию.

Со стороны производства самые большие проблемы возникают с электроникой. Вдобавок к кризису полупроводников теперь трудно доставить производимые товары. Еще одна группа товаров в «зоне риска» – новогодние украшения. Потребители готовы потратить много средств, часть которых люди сэкономили на путешествиях и отсутствии привычного досуга, чтобы создать праздничные эмоции. Производство новогодних товаров требует много пластика, энергии и электронных компонентов. Их производство должно было начинаться ближе к зимнему сезону. Однако из-за проблем поставок эти сроки сместились.

Потенциальная нехватка одежды и обуви – возможное следствие локдаунов во Вьетнаме. К примеру, 43% производств компании Nike и 40% Under Armor приходятся на эту страну. Многие другие известные бренды также отшивают большую часть продукции именно здесь.

Эксперты предполагают проблемы с пищевыми продуктами в Европе. Из-за дороговизны газа значительно увеличилась стоимость удобрений, а некоторые заводы вообще остановились. Невнесение части удобрений фермерами может негативно отразиться на будущих урожаях. В свою очередь, транспортный кризис не позволяет оперативно изменить источники поставок удобрений или продовольствия.

Украина в 2020 году импортировала продукции на $60 млрд, а экспортировала – на $59,4 млрд. Из товарного импорта, составившего $54,3 млрд, более $8,5 составляли минеральные продукты – преимущественно топливо. Остальные пришлись на продукцию машиностроения, товары легкой промышленности, продовольствие на другие категории. Практически эквивалент 30% ВВП правительство каждый год завозит для потребления населением. Еще почти $50 млрд – экспорт товаров.

Такие цифры показывают высокий уровень зависимости экономики от международной торговли. Однако, в отличие от потребителей в США и Европе, украинцы гораздо больше ограничены в возможностях платить дополнительные деньги за доставку товаров. Большие риски для торгового баланса несет риск недополучения денег из-за вынужденного сокращения экспортных товаров, которые физически невозможно вывезти из государства и доставить к покупателям за рубежом.

Что делать Украине

Несмотря на глобальный масштаб проблемы, Украина должна позаботиться об интересах отечественного бизнеса и потребителей. Среди краткосрочных задач – обеспечение работы производителей удобрений и экспорта критических компонентов для фермеров. Далее необходимо приоритезировать статьи экспорта и импорта, защитив поставки товаров и сырья, имеющих стратегическую роль в экономике. Речь идет не о государственной помощи или искусственном контроле над поставкой продукции. Важно заранее продумать план на случай ухудшения ситуации с цепочками поставок в мире, чтобы потом не тратить лишнее время, когда именно оно станет ключевым ресурсом.

Также в предновогодний период целесообразно провести консультации с крупнейшими промышленными экспортерами и импортерами, крупными ритейлерами, частными перевозчиками и представителями портов и аэропортов со стороны государства. Прямая коммуникация о возможных проблемах, а также направлениях оптимизации ситуации поможет избежать паники.

В долгосрочной перспективе нужно развивать направление согласованного использования транспортных ресурсов. Например, с помощью современных технологий можно объединить в единую сеть информацию о всех контейнерах, автомобилях и складах, доступных на территории государства. Подобные системы сейчас работают на базе больших логистических компаний. Однако транспортный кризис 2021 показал необходимость цифровизации на более широком уровне.

Логистический кризис 2021 года имеет глобальные масштабы и прогнозируемо продлится по меньшей мере несколько лет. Быстрое восстановление экономик разошлось с существующим подходом к производству, вызвав большие разрывы цепочек снабжения. Большая зависимость Украины от импорта продукции в дополнение к невысокой покупательной способности населения делает возможные последствия кризиса более острыми для украинцев по сравнению с жителями США или Европы. Определение критического товарооборота, постоянная коммуникация с ритейлерами и промышленниками, а также защита отечественных производителей удобрений и сельхозпродукции – ключевые шаги, которые должны быть предприняты в ответ на глобальный кризис.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд