Весна 2023-го была богата хорошими новостями – ряд международных корпораций «разморозили» производство в Украине. Причина, которую международники транслируют в пресс-релизах, – вера в Украину. Потеря доли рынка тоже могла мотивировать компании возвращаться.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Российское вторжение заставило часть как украинского, так и международного бизнеса остановить производство. По крайней мере семь мировых FMCG-компаний остановили производство из-за войны. Весной 2023-го большинство транснациональных корпораций стали возобновлять производство и даже строить новые заводы. В частности, PepsiCo, Mondelez и Carlsberg удалось возобновить выпуск продукции, а Nestle начала строительство нового производственного комплекса в селе Смолыгов на Волыни, инвестиции – $44,4 млн.
Почему транснациональные компании решили возобновить производство весной 2023 года? «Корпорация объявила о новых инвестициях сейчас, чтобы обеспечить будущее развитие страны, создав рабочие места», – говорит директор по корпоративным коммуникациям Nestle в Украине и Молдове Владимир Спивак.
«Мы верим в Украину и собираемся создать альтернативное производство, пока нет возможности вернуться на Харьковщину», – добавляет президент европейского региона Philip Morris International Массимо Андолина.
Большинство закрытых производств были расположены близко к линии боевых действий. Компании диверсифицируют военные риски, полностью или частично переносят производственные мощности дальше от линии фронта. Например, PepsiCo частично перенесла свое производство соков Sandora и «Садочок» на производственные мощности в Вишневом Киевской области. Но и в Николаевской области в марте 2023 года удалось возобновить производство напитков, говорит руководитель отдела корпоративных коммуникаций PepsiCo в Украине Алина Матковская.
Отсутствие «Сандоры» на протяжении почти года повлияло на ее долю на украинском рынке. Если до войны PepsiCo занимала долю в 40%, то сейчас это 10–15%, говорит гендиректор компании Pro-Consulting Александр Соколов. По его словам, в 2022 году лидерами рынка стали компании «Витмарк» («Наш Сік», «Джаффа»), «Галіція» и Coca Cola (CIC Rich).
В мае на полки супермаркетов вернулась и лапша быстрого приготовления «Мивина». Более года украинцы ее не видели, харьковская фабрика перестала работать в первые дни войны. Nestle удалось наладить производство «Мивины» на одном из заводов на западе Украины (компания не раскрывает точную локацию).
До войны «Мивина» занимала долю на украинском в 52%, а в 2022 году – всего 19%, рассказывает Соколов из Pro-Consulting. За это время на рынке лидером стал «Маревен Фуд» (ранее – «Роллтон», сейчас – Reeva).
Оба украинских производства FMCG-гиганта Mondelez в Киевской области и в Тростянце Сумской области пострадали из-за вражеских обстрелов. В первом квартале 2022 года компания оценила свои потери и дополнительные расходы в $145 млн. В конце 2022 года Mondelez Украина возобновила изготовление шоколада Milka и «Корона» на фабрике в Тростянце. Город был оккупирован и разбит русскими войсками.
Несмотря на это, летом 2022 года компания возобновила производство чипсов «Люкс» в Старых Петровцах на Киевщине. Выпуск шоколада Milka и «Корона» Mondelez возобновила в конце прошлого года на фабрике в Тростянце. Компания сейчас работает над дальнейшим восстановлением этой фабрики, говорит менеджер по коммуникациям «Монделис Украина».
Компании восстанавливают «довоенный» ассортимент
После начала войны «Филип Моррис» остановил производство на своей харьковской фабрике, в которую попала ракета. Первоначально компания импортировала продукцию из восьми фабрик в Европе, Казахстане, Турции и Бразилии. С августа 2022 года «Филип Моррис» по договоренности решил производить сигареты Bond Street, L&M, Marlboro, Parliament и Philip Morris на мощностях киевской фабрики «Империал Тобакко», рассказывает Forbes генеральный директор «Филип Моррис» в Украине Максим Барабаш. Теперь компания планирует возобновить собственное производство для внутреннего рынка на западе Украины.
Случай с «Филип Моррис» с производством на фабрике конкурентов – не частое явление в мире глобальных конкурентов.
Пивоваренная компания Carlsberg возобновила работу своих заводов в 2022 году – в марте запустилась Львовская пивоварня, в мае – Киевский завод, в июле – Запорожский. Остановка заводов оказала негативное влияние на ассортимент продукции. «Перед войной у нас было около 160 SKU (товарных позиций), а в начале войны мы вынуждены были сократить это количество до 40», – говорит директор по коммуникациям Carlsberg Ukraine Юлия Стельмах. По ее словам, на это повлияли сырьевой кризис, сложности с поставкой упаковочных материалов и временный запрет на продажу алкоголя.
PepsiCo возобновила производство популярного «Апельсинового сока Сандора». Компания вернула вкусы, которые были в топ-10 лидеров категории соков в последние годы – «Сандора» Вишня, Томат, Мультивитамин, Гранат и «Садочок» Яблоко-Виноград, Мультивитамин, Мультифрукт, Томат. Постепенно компания движется к обновлению ассортимента, который был ранее, говорит Алина Матковская из PepsiCo.
В Carlsberg и Mondelez говорят, что главной их задачей является сохранение рабочих мест в 2023 году. Конкретных планов международные корпорации не называют.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.