Категория
Компании
Дата

Чумацкий путь. Война забрала у бренда «Чумак» завод, экспорт и около 1 млрд грн выручки в Украине. Как компания переизобрела себя благодаря конкурентам

5 хв читання

Чумацкий путь. Война забрала у бренда «Чумак» завод, экспорт и около 1 млрд грн выручки в Украине. Как компания переизобрела себя благодаря конкурентам /Коллаж Максим Золоедов

Коллаж Максим Золоедов

Каховский производитель кетчупов и консервации «Чумак» выпускает свою продукцию на мощностях конкурентов по всей Украине и даже за рубежом. Часть томатных паст, соусы, майонезы производят в Луцке, Киеве и Запорожье. А вот макароны-короткорезы – в Турции. Как компания нашла выход, кажется, из безвыходной ситуации

«Не знали, что полки могут вызвать слезы», – написала пользовательница на Facebook-странице «Auchan Украина» в августе 2022 года. В это время ритейлер провел трогательную акцию «Полки ждут. И мы ждем». Тогда Auchan оставил несколько пустых полочек и выделил их в рамки, на которых были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях.

Одним из героев этих пустых полочек был «Чумак» – недавно крупнейший производитель кетчупов, томатной пасты и майонезов в Украине.

В конце сентября один из продуктов компании, томатная паста, вернулась в Auchan и другие магазины. Ее изготовили на волынском предприятии «Луцк Фудз», тоже выпускающем подобную продукцию под маркой «Руна».

Производство в Луцке нашел гендиректор «Чумака» Андрей Левчук, когда вывозил семью в безопасное место после 24 февраля. Во время переговоров он объяснял конкурентам, что они помогают не акционерам, а людям, у которых есть семьи, и которым нужно выплачивать зарплаты. На Волынь «Чумак» переехал в мае, где с тех пор производит томатную пасту и соус «Чумак Херсонский», рассказывает в интервью Forbes Левчук. Предприятие компании в Каховке не работает.

Бизнес «Чумак»

Бизнес «Чумак»

«Чумак» – недавно один из крупнейших игроков на рынке томатных паст, соусов и кетчупов в Украине. Компания известна томатными пастами, кетчупами, майонезами и другими товарами под одноименным брендом. В 1996 году ее основали два шведских предпринимателя Йохан Боден и Карл Стурен, которые затем продали эту компанию Dragon Capital. В 2019-м новым владельцем «Чумака» стал крупнейший производитель рафинированного подсолнечного масла в Украине – Delta Wilmar, входящий в сингапурскую компанию Wilmar.

С началом войны внутренний рынок объемом 72 000 т томатных соусов и паст рухнул на 40–45%, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. А доля «Чумака» на нем сократилась драматично – на 60–70%. До войны производитель занимал около 20% украинского рынка. Его выручка в 2021-м на внутреннем рынке составила 1,3 млрд грн (без НДС).

После 24 февраля «Чумак» также потерял большую долю экспорта. Компания прекратила поставки в Африку, на Ближний Восток и в Европу. Доля экспорта упала с 25% до нуля. «Мы столкнулись с вызовом – у нас нет ни производства, ни складов, – говорит Левчук. – Нет ничего, кроме бренда и части людей».

Выручка компании в 2022-м внутреннем рынке сократилась почти на 70% – до 460 млн грн (без НДС).

Чтобы не потерять и это, «Чумак» производит товары на мощностях конкурентов в Украине и за рубежом. Что у него получается?

Фото: «Auchan Украина»

В августе «Auchan Украина» провел акцию «Полки ждут. И мы ждем» – на рамках были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях

Фото: «Auchan Украина»

В августе «Auchan Украина» провел акцию «Полки ждут. И мы ждем» – на рамках были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Что оккупировано в Херсонской области

«Чумак» остановил производство 24 февраля, опасаясь давления со стороны российской армии. В оккупированной Каховке у компании находится завод, где перерабатывают томаты, производят макаронные изделия и соусы.

Россияне пытались перезапустить завод. Он не пострадал от боевых действий, к тому же компания не вывезла из него оборудование. После оккупации города транспортные пути были перекрыты. Склады с оставшимся на оккупированной территории сырьем ограбили, рассказывает Forbes Левчук.

В начале мая 2022-го на складах компании находился полугодовой запас томатных соусов, кетчупов и других товаров. Однако их продавали только магазинам в оккупированной Каховке, поскольку вывезти за пределы оккупированной территории было невозможно. Продукция «Чумака» в других городах Украины заканчивалась, рассказывал тогда Forbes один из совладельцев Delta Wilmar, который попросил не называть его имя из соображений безопасности. К примеру, летом прошлого года каховская томатная паста исчезла из сети гипермаркетов «Auchan Украина».

Тогда были проблемы и с продукцией других производителей. На полках магазинов не было томатной пасты, кетчупов и соусов и других производителей. «Иногда мы имели в предложении только один бренд, который покрывал потребность», – вспоминает руководитель по связям с общественностью «Auchan Украина» Елена Орлова.

Одна из причин – дефицит томатной пасты, являющейся основой для производства кетчупов и соусов. Он возник из-за оккупации Херсонской области, где выращивают томаты для переработки и производства томатной пасты. Также там находятся заводы поставщика сырья для многих производителей – компании Agrofusion. Один из них, который находится в селе Шевченково Николаевской области, частично разрушен, другой завод находится в Снегиревке – в оккупации, сообщал в январе местному изданию «НикВести» основатель и директор компании Agrofusion Сергей Сипко. В частности, поэтому компания Nestle, выпускающая кетчупы «Торчин», закупает сырье в Италии, Испании и других странах.

Как «Чумак» возвращает себе рынок

Луцк не единственный город, где «Чумак» после 24 февраля производит свою продукцию. Его майонезы выпускаются на мощностях запорожской Delta Food, перевезенной в Тернополь. Соусы – на столичном заводе производителя Olkom Group. А вот макароны и часть томатной пасты – на заводах Турции и Италии соответственно.

Производство большинства из них было возобновлено в конце 2022-го, рассказывает Левчук. В частности, майонезы под маркой «Чумак» выпускают с ноября прошлого года.

В 2023-м «Чумак» планирует возобновить производство кетчупов, которые до войны занимали 25% рынка. «У нас еще очень ранняя стадия проекта, – говорит Левчук, не называя производственные мощности. – Пока это коммерческая тайна».

Производство на чужих мощностях – это попытка не потерять узнаваемость популярных марок продуктов в супермаркетах и оставшихся в компании работников. «Была задача: выйти на доход, который мог бы обеспечить заработную плату и минимальные затраты», – объясняет Левчук. В компании осталось 110 ключевых сотрудников из 1200, работавших там до начала полномасштабной войны.

В декабре «Чумак» вернул свои товары в АТБ и «Сильпо». Зайти одновременно во весь ритейл компании сложно, потому что теперь у нее ассортимент наполовину меньше, чем до полномасштабной войны. К 24 февраля у нее было 100 наименований продукции. «В некоторые сети мы еще в процессе захода», – рассказывает Левчук.

Кроме того, кетчупы и соусы «Чумак» постепенно вытесняет продукция конкурентов, говорит категорийный менеджер группы товаров «Бакалия» «METRO Украина» Анастасия Герасименко. В частности, в ее сети, а еще в АТБ и «Auchan Украина», доля «Чумака» в томатной пасте, соусах и кетчупе упала. «В кетчупах мы занимали 25% рынка, а сейчас – ноль», – говорит гендиректор «Чумака» Левчук. По его мнению, доминирующие позиции занял главный его конкурент – «Торчин», выпускаемый Nestle.

До конца 2023 года «Чумак» планирует выйти на 50% довоенных объемов производства брендированных товаров на внутреннем рынке. А также вернуть довоенные выручки в гривне. Чтобы добиться этого, ассортимент будут постепенно дополнять во всех категориях продуктов. «Этот год для того, чтобы вернуть внутренний рынок, – говорит Левчук. – И производственных площадок у нас достаточно».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд