Категория
Компании
Дата

Чумацкий путь. Война забрала у бренда «Чумак» завод, экспорт и около 1 млрд грн выручки в Украине. Как компания переизобрела себя благодаря конкурентам

Чумацкий путь. Война забрала у бренда «Чумак» завод, экспорт и около 1 млрд грн выручки в Украине. Как компания переизобрела себя благодаря конкурентам /Коллаж Максим Золоедов

Коллаж Максим Золоедов

Каховский производитель кетчупов и консервации «Чумак» выпускает свою продукцию на мощностях конкурентов по всей Украине и даже за рубежом. Часть томатных паст, соусы, майонезы производят в Луцке, Киеве и Запорожье. А вот макароны-короткорезы – в Турции. Как компания нашла выход, кажется, из безвыходной ситуации

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Не знали, что полки могут вызвать слезы», – написала пользовательница на Facebook-странице «Auchan Украина» в августе 2022 года. В это время ритейлер провел трогательную акцию «Полки ждут. И мы ждем». Тогда Auchan оставил несколько пустых полочек и выделил их в рамки, на которых были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях.

Одним из героев этих пустых полочек был «Чумак» – недавно крупнейший производитель кетчупов, томатной пасты и майонезов в Украине.

В конце сентября один из продуктов компании, томатная паста, вернулась в Auchan и другие магазины. Ее изготовили на волынском предприятии «Луцк Фудз», тоже выпускающем подобную продукцию под маркой «Руна».

Производство в Луцке нашел гендиректор «Чумака» Андрей Левчук, когда вывозил семью в безопасное место после 24 февраля. Во время переговоров он объяснял конкурентам, что они помогают не акционерам, а людям, у которых есть семьи, и которым нужно выплачивать зарплаты. На Волынь «Чумак» переехал в мае, где с тех пор производит томатную пасту и соус «Чумак Херсонский», рассказывает в интервью Forbes Левчук. Предприятие компании в Каховке не работает.

Бизнес «Чумак»

Бизнес «Чумак»

«Чумак» – недавно один из крупнейших игроков на рынке томатных паст, соусов и кетчупов в Украине. Компания известна томатными пастами, кетчупами, майонезами и другими товарами под одноименным брендом. В 1996 году ее основали два шведских предпринимателя Йохан Боден и Карл Стурен, которые затем продали эту компанию Dragon Capital. В 2019-м новым владельцем «Чумака» стал крупнейший производитель рафинированного подсолнечного масла в Украине – Delta Wilmar, входящий в сингапурскую компанию Wilmar.

С началом войны внутренний рынок объемом 72 000 т томатных соусов и паст рухнул на 40–45%, подсчитали в консалтинговой компании Pro-Consulting. А доля «Чумака» на нем сократилась драматично – на 60–70%. До войны производитель занимал около 20% украинского рынка. Его выручка в 2021-м на внутреннем рынке составила 1,3 млрд грн (без НДС).

После 24 февраля «Чумак» также потерял большую долю экспорта. Компания прекратила поставки в Африку, на Ближний Восток и в Европу. Доля экспорта упала с 25% до нуля. «Мы столкнулись с вызовом – у нас нет ни производства, ни складов, – говорит Левчук. – Нет ничего, кроме бренда и части людей».

Выручка компании в 2022-м внутреннем рынке сократилась почти на 70% – до 460 млн грн (без НДС).

Чтобы не потерять и это, «Чумак» производит товары на мощностях конкурентов в Украине и за рубежом. Что у него получается?

Фото: «Auchan Украина»

В августе «Auchan Украина» провел акцию «Полки ждут. И мы ждем» – на рамках были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях

Фото: «Auchan Украина»

В августе «Auchan Украина» провел акцию «Полки ждут. И мы ждем» – на рамках были написаны названия торговых марок, оставшихся на оккупированных территориях

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Что оккупировано в Херсонской области

«Чумак» остановил производство 24 февраля, опасаясь давления со стороны российской армии. В оккупированной Каховке у компании находится завод, где перерабатывают томаты, производят макаронные изделия и соусы.

Россияне пытались перезапустить завод. Он не пострадал от боевых действий, к тому же компания не вывезла из него оборудование. После оккупации города транспортные пути были перекрыты. Склады с оставшимся на оккупированной территории сырьем ограбили, рассказывает Forbes Левчук.

В начале мая 2022-го на складах компании находился полугодовой запас томатных соусов, кетчупов и других товаров. Однако их продавали только магазинам в оккупированной Каховке, поскольку вывезти за пределы оккупированной территории было невозможно. Продукция «Чумака» в других городах Украины заканчивалась, рассказывал тогда Forbes один из совладельцев Delta Wilmar, который попросил не называть его имя из соображений безопасности. К примеру, летом прошлого года каховская томатная паста исчезла из сети гипермаркетов «Auchan Украина».

Тогда были проблемы и с продукцией других производителей. На полках магазинов не было томатной пасты, кетчупов и соусов и других производителей. «Иногда мы имели в предложении только один бренд, который покрывал потребность», – вспоминает руководитель по связям с общественностью «Auchan Украина» Елена Орлова.

Одна из причин – дефицит томатной пасты, являющейся основой для производства кетчупов и соусов. Он возник из-за оккупации Херсонской области, где выращивают томаты для переработки и производства томатной пасты. Также там находятся заводы поставщика сырья для многих производителей – компании Agrofusion. Один из них, который находится в селе Шевченково Николаевской области, частично разрушен, другой завод находится в Снегиревке – в оккупации, сообщал в январе местному изданию «НикВести» основатель и директор компании Agrofusion Сергей Сипко. В частности, поэтому компания Nestle, выпускающая кетчупы «Торчин», закупает сырье в Италии, Испании и других странах.

Как «Чумак» возвращает себе рынок

Луцк не единственный город, где «Чумак» после 24 февраля производит свою продукцию. Его майонезы выпускаются на мощностях запорожской Delta Food, перевезенной в Тернополь. Соусы – на столичном заводе производителя Olkom Group. А вот макароны и часть томатной пасты – на заводах Турции и Италии соответственно.

Производство большинства из них было возобновлено в конце 2022-го, рассказывает Левчук. В частности, майонезы под маркой «Чумак» выпускают с ноября прошлого года.

В 2023-м «Чумак» планирует возобновить производство кетчупов, которые до войны занимали 25% рынка. «У нас еще очень ранняя стадия проекта, – говорит Левчук, не называя производственные мощности. – Пока это коммерческая тайна».

Производство на чужих мощностях – это попытка не потерять узнаваемость популярных марок продуктов в супермаркетах и оставшихся в компании работников. «Была задача: выйти на доход, который мог бы обеспечить заработную плату и минимальные затраты», – объясняет Левчук. В компании осталось 110 ключевых сотрудников из 1200, работавших там до начала полномасштабной войны.

В декабре «Чумак» вернул свои товары в АТБ и «Сильпо». Зайти одновременно во весь ритейл компании сложно, потому что теперь у нее ассортимент наполовину меньше, чем до полномасштабной войны. К 24 февраля у нее было 100 наименований продукции. «В некоторые сети мы еще в процессе захода», – рассказывает Левчук.

Кроме того, кетчупы и соусы «Чумак» постепенно вытесняет продукция конкурентов, говорит категорийный менеджер группы товаров «Бакалия» «METRO Украина» Анастасия Герасименко. В частности, в ее сети, а еще в АТБ и «Auchan Украина», доля «Чумака» в томатной пасте, соусах и кетчупе упала. «В кетчупах мы занимали 25% рынка, а сейчас – ноль», – говорит гендиректор «Чумака» Левчук. По его мнению, доминирующие позиции занял главный его конкурент – «Торчин», выпускаемый Nestle.

До конца 2023 года «Чумак» планирует выйти на 50% довоенных объемов производства брендированных товаров на внутреннем рынке. А также вернуть довоенные выручки в гривне. Чтобы добиться этого, ассортимент будут постепенно дополнять во всех категориях продуктов. «Этот год для того, чтобы вернуть внутренний рынок, – говорит Левчук. – И производственных площадок у нас достаточно».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине