Новогодние сувениры – важная часть мотивации команды. Как сделать подарок, который понравится сотрудникам? Опыт украинских компаний /Фото Getty Images
Категория
Компании
Дата

Новогодние сувениры – важная часть мотивации команды. Как сделать подарок, который понравится сотрудникам? Опыт украинских компаний

Getty Images

Сувениры – важный элемент мотивации команды. Как не промахнуться с выбором?

«В декабре мы работаем практически без выходных, иногда до глубокой ночи, – рассказывает руководитель проекта Brut Buro Татьяна Бондарчук. – Свободное воскресенье случается нечасто». Несмотря на высокий ритм, Бондарчук и команда любят предновогодний период: они готовят подарки для тысяч людей.

Brut Buro – суббренд украинского импортера и дистрибьютора Wine Bureau, который занимается уникальными подарками и мероприятиями. Преддверие Нового года – самый загруженный период. Он приносит около 40% годовой выручки, говорит Бондарчук. В 2020 году команда собрала около 9000 подарочных наборов для 500 компаний. В этом году уже в ноябре у нее было 7000 заказов на подарки.

У Brut Buro для команд чаще всего заказывают продуктовые наборы: игристое и закуски к вину. Одни компании предпочитают дарить эмоции, другие – опыт, третьи останавливаются на утилитарных подарках. Ясно одно – без подарков не обойтись. Сувениры – необходимая часть мотивации команды, считает основатель ІТ‑компанії ELEKS Алексей Скрипник. «Подарки и корпоративы воспринимаются как must»,– говорит он.

В ELEKS существует несколько видов подарков. Новичкам вручают welcome pack, сотрудников поздравляют с днем рождения, Днем программиста и Новым годом. 1 июня и в День святого Николая подарки получают дети специалистов. Спортсменов в компании поощряют футболками, а сотрудники, которые показали хорошие результаты, могут ожидать персональной благодарности от менеджера команды.

Одним из самых удачных подарков в ELEKS глава отдела Employee Relation Катерина Андрущенко считает набор, который команды получили ко Дню программиста в 2020‑м. «Наши сотрудники любят чай, – рассказывает Андрущенко.– Мы придумали сет из чайника с логотипом, набора чая, печенья и сухофруктов».

Раз в месяц CEO «Киевстара» Александр Комаров пьет кофе с разными командами без их прямых руководителей, рассказывает начальник отдела по поиску талантов Светлана Кончанина. Из‑за пандемии встречи проходят онлайн, и теперь компания рассылает по домам наборы из кофе, экочашки и сухофруктов. «Когда люди получают физический подарок, сидя дома, они чувствуют себя частью чего‑то большего», – говорит Кончанина.

До пандемии в «Киевстаре» предпочитали дарить эмоции – например, в формате мероприятий. Материальные подарки служат для того, чтобы укрепить чувство принадлежности к компании. Когда число абонентов сети 4G перевалило за 10 млн, все сотрудники «Киевстара» получили в подарок турецкие сладости пишмание.

В этом году «Киевстар» проведет корпоративный Новый год онлайн. Подарки готовят с августа. Целью было придумать что‑то атмосферное, уникальное и с цифровой составляющей, говорит Кончанина. Детали раньше времени компания не раскрывает: что это будет, не знают пока даже топ‑менеджеры. Но диджитал‑элементом станет цифровая открытка с QR‑кодом, который ведет на сайт с подборкой рождественских песен.

Подарки ждут и детей сотрудников. 1 декабря каждый получит адвент‑календарь с сувенирами, игрушками и квестом, рассчитанными до Дня святого Николая. Забота о благополучии в семьях – HR‑стратегия «Киевстара». Подарки – только ее часть. «Мы работаем удаленно и понимаем: то, как человек чувствует себя дома, влияет на его работу и настроение»,– объясняет Кончанина.

Строить культуру и отношения внутри компании с помощью подарков– эффективная стратегия. Особенно хорошо это работает, если дарить опыт и эмоции, пишут Сидни Чен и Кэсси Могилнер в Journal of Consumer Research. Впрочем, есть и подводные камни. Неудачный подарок может испортить отношения – он показывает, что у вас с адресатом нет ничего общего, констатирует профессор университета Британской Колумбии Элизабет Данн.

Как не промахнуться с подарком команде? Первый шаг – выбрать сувенир, который не захочется задвинуть как можно глубже в шкаф или передарить, думают соосновательницы бренда Gunia Project Наталья Каменская и Мария Гаврилюк. Запуская бренд в 2019 году, они мечтали создавать украинские подарки, которые выглядели бы стильно и современно.

Мария Гаврилюк, основательница Gunia Project. /Фото Александр Чекменев

Мария Гаврилюк, основательница Gunia Project. Фото Александр Чекменев

В 2021‑м Gunia Project готовит примерно по 150 подарочных наборов для десяти компаний. Среди клиентов – PWС, Hyundai, стоматология Tefi. Формула оптимального подарка, по версии Gunia Project, – баланс между функциональностью, кодами компании и эстетикой. «Подарки должны нравиться. Чашку с огромным логотипом, скорее всего, просто спрячут»,– говорит Каменская.

На Новый год компании преимущественно заказывают у Gunia Project свечи, текстиль и керамику. Своим сотрудникам Гаврилюк и Каменская дарят парфюмированные свечи и шелковые платки. На день рождения сотрудник получает два сувенира: подарок от Gunia Project и что‑то не из продукции бренда.

У Gunia Project около пяти постоянных корпоративных клиентов. Подарки, которые они выбирают на протяжении нескольких лет, образуют набор – так сувениры превращаются в коллекцию и становятся историей. Маркетолог «Киевстара» Елена Рослякова считает характеристикой хорошего корпоративного подарка возможность создавать воспоминания и сохранять актуальность дольше года.

На прошлый Новый год в «Киевстаре» подарили сотрудникам деревянные фонари и гирлянды со свечами. Команда оценила задумку – об этом в компании судят по количеству восторженных постов в соцсетях. «На моей памяти этот подарок понравился сотрудникам больше всего»,– говорит Рослякова.

Какие еще критерии отличают хороший сувенир для сотрудника? Уникальность, говорит Кончанина. «Мы не хотим дарить чашки‑ручки,– добавляет она. – Каждый раз пытаемся придумать что‑то интересное».

То, что люди пользуются сувенирами, – главный показатель того, что они удачны, считает Алексей Скрипник. В ELEKS дарят утилитарные вещи: пледы, зонтики, рюкзаки и худи. За тем, насколько полезны подарки и довольна команда, в компании следят с помощью формы для фидбэков.

На этот Новый год ELEKS придумал сувениры, полезные не только сотрудникам, но и обществу. В подарочный набор войдут товары украинских брендов с социальной составляющей, которые перечисляют процент от заработка на благотворительные инициативы или поддерживают уязвимые группы населения. Это – развитие проекта «30 добрых дел», который в ELEKS запустили к 30‑летию компании.

Как выбирают подходящий подарок в инжиниринговой компании «Спецтехоснастка»? Спрашивают у именинника, что ему нужно. «Кто‑то выбирает деньги, кто‑то хочет велосипед, – рассказывает гендиректор компании Владимир Лемперт. – Угадать сложно, а дарить то, что не нужно, не хочется».

Как подобрать подарок

Основатель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа считает самым удачным подарком, который он когда‑либо дарил, букет из карпатских цветов. Он собирал композицию вручную. «Туда были вложены эмоции, любовь и забота, – рассказывает финансист. – Это главное».

Как выбрать подарок, который точно понравится? Психотерапевт Валентина Паробий предлагает взять за шаблон базовые эмоциональные потребности и выбрать сувенир, который удовлетворит одну или несколько из них.

Таких потребностей пять:

  • безоценочная любовь и принятие;
  • безопасность;
  • позитивное управление и здоровые границы;
  • свобода выражать эмоции и чувства;
  • спонтанность и игра.

Букет карпатских цветов подходит под критерии спонтанности и эмоциональности. «Не нужно большого ума, чтобы просто купить что‑то дорогое», – говорит Мазепа. Слишком дорогой подарок может заставить человека чувствовать себя обязанным, добавляет Паробий.

Игорь Мазепа, основатель инвесткомпании Concorde Capital. /Фото Анна Наконечная

Игорь Мазепа, основатель инвесткомпании Concorde Capital. Фото Анна Наконечная

На день рождения исполнительный директор Leopolis Jazz Fest Наталья Горбачевская получила от подруг поросенка. В детстве Горбачевская помогала родителям в хозяйстве, о чем ее близкие хорошо знают. Это пример подарка, заполняющего потребность в безоценочном принятии и игре.

Полезное упражнение, чтобы выбрать удачный подарок, – представить себя в роли человека, которого вы планируете порадовать. Паробий советует задать себе вопрос: «Что я подумаю, если мне подарят, например, чашку? У меня есть в этом потребность?» Похожий прием использует Владимир Лемперт из «Спецтехоснастки». «Я мысленно примеряю подарок на человека, которому буду его дарить, – объясняет он. – Бюджет тоже имеет значение. Но ощущение того, что выбор совпадет с человеком, важнее».

В 1999 году брат подарил Лемперту теннисную ракетку. Тот тогда весил более 100 кг, а в теннис последний раз играл в школе. Неожиданно подарок прижился: Лемперт начал заниматься со своим школьным тренером и играет уже 22 года. Иногда ему дарят статусные вещи, которые потом лежат мертвым грузом. «В чем разница между ракеткой от брата и дорогими подарками, которые прошли мимо меня? – задается вопросом бизнесмен. – Наверное, брат знал меня лучше, чем я сам».

Чем меньше мы знаем человека, тем более общий подарок ему нужно подбирать, советует Паробий. Когда Горбачевская не знает, что увлекает человека, дарит знания или опыт. Одним иностранцам она подарила на свадьбу ковер OLK Manufactory с древом жизни. Подарок подошел: на снимках из лондонской квартиры по ковру ползает их новорожденный ребенок. «Всегда фокусируюсь на практичности и истории за подарком», – говорит Горбачевская.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Инвестгид на 2022-й год, Семёнов и его телеканалы, цифровая Украина | Рейтинг работодателей