Трещины в Amazon. Как заканчивается эра безудержного роста техногиганта. Рассказывает The Washington Post /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

Трещины в Amazon. Как заканчивается эра безудержного роста техногиганта. Рассказывает The Washington Post

5 хв читання

Shutterstock

Гигант онлайн-торговли вышел в лидеры среди техногигантов, занявшихся массовыми сокращениями персонала. Однако Amazon решил уменьшить не только количество сотрудников, но и направления деятельности. The Washington Post рассмотрел текущее положение дел у второго крупнейшего частного работодателя США. Forbes выбрал из материала главное

«Магазин всего», который годами был в режиме быстрого расширения и экспериментов, закрывает офисы, бизнес-направления и сокращает 27 000 корпоративных сотрудников, включая работающих в ключевых отделах, как облако и реклама. Все это указывает на то, что эра безудержного роста компании, которая бралась почти за все, подходит к концу.

За три десятка лет со времени своего основания Amazon превратился из книжного онлайн-магазина в великана, который не только продает все, но и доставляет, и иногда производит это. В компании работает около 1,3 млн сотрудников, в 2022-м годовой доход достиг более $500 млрд, а также она покупает или создает бизнесы в области продовольственных товаров, транспортировки, финансов и здравоохранения.

Трещины в системе начали появляться прошлым летом, когда Amazon объявил, что во время пандемии компания набрала много кадров и слишком расширила логистические операции, поэтому будет происходить сокращение персонала и замедление роста.

Хотя в последние несколько недель ряд техногигантов сообщили о сокращении персонала, например, Google, Microsoft и Facebook, из-за замедления экономики, Amazon в этом вопросе – лидер технологического сектора. Шесть нынешних и бывших исполнительных директоров компании анонимно рассказали, что это сильно отразилось на моральном духе сотрудников.

Спикер Amazon Брэд Глассер сказал, что компания надеется «обеспечить важные изменения в долгосрочной перспективе» и видит возможности для роста в Amazon Web Services, рекламе, Prime Video, здравоохранении, спутниковом интернете и автономном транспорте.

Бережливость всегда была ключевым принципом компании, отличающим Amazon от других техногигантов, известных своими суперкомфортными офисами и щедрыми зарплатами.

Иногда эта культура бережливости заходила слишком далеко, когда в логистической сети и на складах компании больше ценилась скорость, чем безопасность. Об этом делали расследования Reveal, ProPublica и BuzzFeed News. Amazon отрицает результаты этих исследований и утверждает, что меры безопасности компании улучшаются.

Теперь Amazon стремится к еще большей экономии.

Времена меняются

Основатель Amazon Джефф Безос, которому принадлежит The Washington Post, продвигал идею того, что компании не нужно быть прибыльной и она может стать невероятно дорогой, тратя деньги на быстрый рост.

Но это было 30 лет назад, а теперь Amazon – зрелая компания под другим руководством и с акционерами, ожидающими реальные прибыли. Во время пандемии рыночная стоимость Amazon достигла почти $2 трлн, а в ноябре скатилась до менее $900 млрд.

Во время последнего отчета о заработках компании гендиректор Amazon Энди Джесси сказал, что его «радует результат, дающий сокращение расходов».

«Если учесть наши инвестиции и инновации в некоторых отраслях, связанных с опытом пользователей (например, развлекательный стриминг, здравоохранение, спутниковый интернет по всему миру), то можно с оптимизмом смотреть в будущее», – отметил он.

Amazon не сокращает операции и остается вторым крупнейшим частным работодателем в США. Кроме того, что потребительские расходы снижаются – особенно по сравнению с пандемическим взрывом онлайн-закупок – клиенты также возвращаются в физические магазины, а ряд обозревателей отметили, что опыт шопинга на Amazon стабильно ухудшается.

Вместо того, чтобы помогать или рекомендовать продукты, чтобы улучшить опыт пользователей, Amazon отдал почти весь свой сайт под рекламу, говорит Юозас Казюкенас с сайта Marketplace Pulse, занимающегося исследованием э-торговли.

«У компании так мало серьезной конкуренции, что она не нуждается в инновациях», – считает Казюкенас.

Глассер, представитель Amazon, сказал, что компания продолжает создавать инновации для шопинга, и они «гордятся целостным и приятным опытом, который могут обеспечить пользователям».

Amazon Web Services и большая маржа

Хотя Amazon наиболее известен своей э-торговлей, Amazon Web Services (AWS), облачное подразделение компании, уже долгое время является самым прибыльным бизнесом техногиганта. Этому способствовал Джесси, что и помогло ему получить должность гендиректора. Но рост AWS стремительно снизился, когда клиенты, такие как банки, стартапы и медицинские компании, сократили свои расходы на технологии.

«Заказ еще есть, это направление все еще растет, но не так быстро, как раньше, – рассказал бывший аналитик AWS Крис Гон. – Это самый маленький рост за все время». Amazon сказал инвесторам, что это явилось результатом реакции клиентов на «замедление экономики».

Это заставляет Amazon искать способы урезать расходы. В прошлом году компания сократила часть занимавшихся Alexa работников, закрыла проекты в таинственном инкубаторе Grand Challenge, прекратила работу над роботами и дронами-курьерами на автопилоте, а также закрыла физические магазины. Но Amazon также стремится получить как можно большую прибыльность из своих ключевых отраслей.

Элейн Квон – соучредитель и управляющий партнер Kwontified, консультирующая компании, продающие оптом Amazon, рассказала, что Amazon резко уменьшил размер заказов и одновременно увеличил процент продаж, который он принимает как комиссию. По словам Квон, Amazon «старается выжать как можно большую маржу из всего».

«Было много сложных и очень напряженных обсуждений, – добавляет она. – Но Amazon – это все еще 400-килограммовая горилла в онлайн-торговле. Что ты будешь делать, если не будешь продавать на Amazon?».

Amazon утверждает, что ведет «открытые обсуждения» с брендами и пытается найти финансово выгодные для всех решения.

Стриминг, аптеки и логистика

Компания также пересматривает свои покупки. Это коснулось стриминговой платформы Twitch, которую Amazon купил почти за $1 млрд в 2014-м. 16 марта основатель Twitch сообщил, что уходит из компании, а через четыре дня Amazon сказал, что сократит сотни сотрудников стриминга Twitch.

Amazon Pharmacy, которую Amazon создал на базе стартапа Pillpack (приобретенный в 2018 году за $750 млн), никак не может раскачаться, о чем рассказали бывшие сотрудники компании. Увеличить интерес к своей аптеке Amazon пытался с помощью дисконтной подписки RxPass, но техногигант так и не запустил опции, которые сделали Pillpack популярным, например доставку заказов.

Логистика аптечного бизнеса оказалась непростым делом; например, компания не может доставлять лекарства своей имеющейся логистической сетью. А интеграция технологий Pillpack в ПО Amazon оказалась сложным и кропотливым процессом. В целом бывшие сотрудники сказали, что Amazon недооценил сложность управления аптечным бизнесом.

Amazon заявил, что они «в восторге от импульса для Amazon Pharmacy и наших других медицинских сервисов». Pillpack продолжает работать отдельно и предлагать те же услуги.

Во время пика развития своей логистической империи Amazon часто открывал новые пункты доставки или центры выполнения заказов каждые несколько недель. Теперь открытие десятков таких новых логистических объектов было отменено или отложено.

Также откладывается строительство второй штаб-квартиры в Арлингтоне, Вирджиния, и корпоративных офисов в Нэшвилле. Компания даже уехала из своей первой штаб-квартиры в Сиэтле.

Amazon сказал, что его долгосрочные планы на Вирджинию не изменились, а строительство в Нэшвилле в процессе.

Компания также закрывает американские колл-центры и переводит работников на дистанционные должности, сообщает Bloomberg. На этой неделе Amazon сообщил сотрудникам о том, что может закрыть еще один центр поддержки в Ирландии.

Продовольственные магазины

Компания рассчитывала на то, что технология «Просто выходи» в сети Amazon Go, в магазинах которой нет кассиров и продавцов, будет способствовать большому успеху среди клиентов, но этот успех достаточно скромен. А все магазины сети в Сан-Франциско решила вообще закрыть.

Гигант цифровой торговли отложил открытие супермаркетов Amazon Fresh в США.

В отчете о заработках в феврале Джесси сказал, что продовольственные магазины остаются значительной частью бизнеса Amazon и что он видит в них большую возможность, ведь все больше людей заказывают продукты онлайн.

«Мы тяжело над этим работаем и видим положительные сигналы. Когда будет удачное время, мы еще расширимся», – подчеркнул он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд