Енді Джессі, Amazon /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Энди Джесси уже два года возглавляет Amazon вместо Безоса, но результаты сомнительны. Что происходит с гигантом. Разбор FT

Энди Джесси уже два года возглавляет Amazon вместо Джеффа Безоса. Фото Getty Images

Джефф Безос ушел с поста гендиректора Amazon почти два года назад, предварительно избрал своим преемником давнего сотрудника компании Энди Джесси. С новым руководителем гигант е-коммерции показал неоднозначные результаты. Financial Times произвел детальный разбор работы нового гендиректора Amazon. Forbes выбрал самое интересное из материала.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

С момента прихода на главную должность в Amazon Энди Джесси рыночная стоимость гиганта е-коммерции уменьшилась почти вдвое. А доходы от онлайн-продаж в прошлом году упали впервые за 28-летнюю историю компании. Из-за таких результатов пришлось уволить 18 000 сотрудников – это самая большая волна сокращений среди техногигантов.

Кроме того, комбинация высоких затрат и уменьшение спроса привела к тому, что в 2022 году компания сообщила о $2,7 млрд чистого убытка. Долгосрочный долг превышает имеющиеся у компании наличные деньги, эквиваленты наличных денег и деньги с ограниченным правом пользования.

Джесси не паникует по поводу проблем. «Давно существующим компаниям приходится приспосабливаться и добиваться успехов при разных обстоятельствах», – говорит он Financial Times.

Ковидный бум

Закрытие традиционных магазинов и локдаун по всему миру пошли на пользу электронной коммерции. Бум онлайн-продаж дал Amazon возможность быстро и существенно расшириться.

Только за 18 месяцев компания вдвое увеличила свою логистическую сеть, открыла сотни новых складов, центров доставки и даже хаб для воздушных грузов. Amazon нанял десятки тысяч работников первого фронта; на пике в компании работало 1,7 млн человек, не считая водителей доставки и других подрядчиков.

Новые направления бизнеса, такие как продукты питания, реклама и здравоохранение, находились на стадии раннего развития, но готовились стать «столпами» компании.

Инфографика: доходы Amazon. /источник Financial Times

Доходы Amazon с 2013 года. Фото источник Financial Times

Соглашение на $8,45 млрд о приобретении студии MGM продемонстрировало стремление Amazon создавать видеоконтент, как и сериал «Повелитель колец» за $1 млрд и миллиарды долларов на права на трансляцию игр НФЛ и английской Премьерлиги.

Именно когда ожидалось, что все эти немалые затраты начнут окупаться, настроения изменились не к лучшему. Джесси обвиняет в этом внешние факторы: «Мы думали, что выходим из пандемии, но пришел омикрон, дальше началась война в Украине, волна увольнений, инфляция и нынешняя экономика. Случилось многое, что никто не ожидал».

Большое расширение Amazon во время пандемии привело к тому, что сейчас у компании большая логистическая сеть, чем необходимо. Джесси говорит, что к тому времени они понимали вероятность такой проблемы в будущем, но решили действовать в интересах потребителей.

Amazon утверждает, что в основном оптимизировала количество работников первой линии. Но сокращение расходов требовало экономии и на белых воротничках: инженерах, менеджерах продукта, рекрутерах.

Среди американских техногигантов в Amazon произошла самая большая волна увольнений – 18 000 по всему миру. Джесси говорит, что компания «не намерена устраивать еще одну волну сокращений».

Метод Джесси

В вопросе операций Джесси мало что изменил по сравнению с предыдущим гендиректором. Как и в вопросе ключевых принципов лидерства, таких как «бережливость» и «одержимость клиентом». Но новый гендиректор добавил и свои два принципа:

  1. «Мы должны быть сознательными и внимательными ко второстепенным последствиям наших действий». Речь идет о влиянии компании преимущественно на планету.
  2. «Amazon должен стать лучшим работодателем в мире». Этот принцип добавился после того, как в апреле 2022-го по компании неожиданно прокатилось движение за профсоюз.

По словам Джесси, он по крайней мере раз в неделю разговаривает с Джеффом Безосом, своим предшественником и крупнейшим индивидуальным акционером (9,7% доля) Amazon. Те, кто знаком со стилем управления Джесси, говорят Джесси и Безос отличаются своей внешней политикой в отношении компании. В то время как Безос преимущественно избегал политических кулуаров, Джесси нередко можно увидеть в Вашингтоне.

Джесси рассказывает, что пытается понять беспокойство, которое возникает в отношении его компании, а также быть как можно более открытым. «Если не рассказывать о происходящем с компанией, люди сами заполнят этот вакуум. Поэтому мы делаем все, чтобы диалог был открыт», – объясняет он.

Пока такая политика не принесла желаемых результатов с законодателями, ведь крупные покупки Amazon все еще находятся в состоянии рассмотрения. Соглашение на $3,9 млрд на покупку американской сети клиник первого звена OneMedical находится на стадии более глубокого рассмотрения, как и сделка на $1,7 млрд на покупку iRobot, производителя роботов-пылесосов Roomba.

Согласно нескольким сообщениям в СМИ, Федеральная торговая комиссия США рассматривает возможность широкого иска против некоторых практик компании. В частности, комиссию беспокоит отношение к миллионам сторонних продавцов, которые распространяют свои товары через маркетплейс Amazon. ФТК отказалась комментировать это обстоятельство.

«Нам нужно работать в рамках ситуации, которая нам выпала, – говорит Джесси. – Завершение сделки может занять больше времени, чем обычно или чем нам хотелось. Но что есть, то есть, и мы будем дальше двигаться вперед».

Перспективы

Эксперты также присматриваются к компании, чтобы понять, по каким направлениям Amazon планирует расширяться.

Хотя искусственный интеллект и технологии машинного обучения помогают в работе AWS и самих операций компании, поклонники Amazon волнуются, что гигант е-коммерции отстал от Microsoft и Google в гонке за «генеративный» ИИ.

Сортировочный состав Amazon /Shutterstock

Во время пандемии только через 18 месяцев Amazon вдвое увеличил свою логистическую сеть, открыл сотни новых складов, центров доставки и даже хаб для воздушных грузов. Фото Shutterstock

Джесси говорит, что видит преимущества в работе с меньшими компаниями в индустрии ИИ, но больше не объяснил. Знаем о том, что Stability AI, конкурент OpenAI, уже интегрирует свое ПО с платформой AWS.

Нельзя забывать и о не слишком удачном бизнесе с физическими супермаркетами. За пять лет с момента покупки сети Whole Foods за $13,7 млрд Amazon все еще не нашел способ переосмыслить физический ритейл. Доходы из физических магазинов Amazon за этот период выросли всего на 10%.

Компания экспериментировала с небольшими магазинами Amazon Go, в которых камеры отслеживают товары, которые берет покупатель, и автоматически списывают деньги с карты клиента. Эта технология работает очень точно, но попытки ее продать другим ритейлерам дали небольшие результаты.

Компания открыла сеть магазинов Amazon Fresh, по размеру напоминающих традиционные супермаркеты; эта сеть должна была быть мини-центрами дистрибуции для онлайн-покупателей. Несмотря на планы открыть сотни таких магазинов, открыли всего несколько десятков.

«Мы много экспериментируем, и некоторые эксперименты очень обнадеживающие», – считает Джесси.

Рекламный бизнес компании, на который Джесси ставит в будущем, преуспевает. В 2022-м продажи рекламы принесли около $38 млрд.

Подписка Prime

Гениальным шагом Безоса было введение подписки Prime. В 2005-м она запускалась как подписка для бесплатной и быстрой доставки, но теперь включает развлечения, видеоигры, а с недавних пор и медицину. В прошлом году доходы от «услуг на подписке» – преимущественно Prime – составили $35,2 млрд, что на 11% больше, чем в 2021-м, хотя это более медленный рост, чем в предыдущие годы.

Удержать подписчиков на Prime крайне важно, ведь они покупают чаще и тратят больше тех, кто не на подписке Prime. Amazon не раскрывает количество подписчиков, но по оценке Insider Intelligence, в США их примерно 90 млн.

Впервые за несколько лет Amazon поднял цену на Prime, поэтому компания всячески пытается убедить клиентов в ценности подписки, а это дорогостоящая и бесконечная работа.

Безос, Amazon /Getty Images

Гениальным шагом Безоса было введение подписки Prime. В 2005-м она запускалась как подписка для бесплатной и быстрой доставки, но теперь включает развлечения, видеоигры, а с недавних пор и медицину. Фото Getty Images

Так, в 2022-м Amazon потратил $17 млрд на развлекательный контент, что на $4 млрд больше, чем в 2021-м. И хотя это привлекло большое количество просмотров и зрителей (сериал «Повелитель перстней» посмотрели 100 миллионов зрителей), отзывы критиков были смешанными.

К примеру, у Amazon была только одна номинация на «Оскар» в этом году, а у Netflix –16. А на церемонии «Эмми» компанию обошли почти все стриминговые платформы.

Amazon также выступает маркетплейсом для других стримингов, отдавая им комиссионные, когда пользователи добавляют каналы, такие как HBO, Showtime или PBS.

Джесси рассказал, что цель компании состоит в том, чтобы «обеспечить лучший выбор стримингового контента». «Да, – добавляет он, – мы надеемся, что в этот выбор будут входить и наши оригинальные проекты, но и чужие мы не обойдем вниманием».

В вопросе краткосрочной перспективы аналитики отмечают улучшение опыта использования AWS во время работы Джесси.

«Думаю, что его не слишком интересуют рискованные проекты без гарантированного успеха, поэтому он сосредоточится на более прибыльных и проверенных», – сказал о Джесси Брент Тилл, аналитик Jefferies.

То же самое сказал Джесси аналитикам, собравшимся во время последнего отчета компании, назвав свои основные приоритеты в работе Amazon: уменьшение затрат, увеличение наполненности подписки Prime, удержание низких цен и ускорение доставки.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине