Категория
Компании
Дата

«Сначала делаю, а потом думаю». Young Business Club из одного скандала ныряет в следующий. История клуба и его основателя Андрея Остапчука

Андрій Остапчук будує комюніті підприємців Young Business Club. /коллаж Анастасия Левицкая

Андрей Остапчук строит комьюнити молодых предпринимателей Young Business Club. Фото коллаж Анастасия Левицкая

Андрей Остапчук с 2017 года строил комьюнити молодых предпринимателей Young Business Club. Через полтора года после начала большой войны компанию обвиняют в неуважении к военным и партнерстве с пропутинскими россиянами. Как это произошло и что будет с клубом?

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

26 октября на конференции Young Business Club (YBC) произошел инцидент. Приглашенную выступить для сбора денег перед членами клуба военную, руководительницу Патронатной службы «Ангелы Азова» Елену Толкачеву ивент-менеджер организации попросила покинуть зону фуршета. Аргументация – некоторые гости боятся повесток из-за присутствующих в военной форме.

Толкачева ушла с мероприятия, записав видео о неуважении к военным. История получила невероятную огласку. Пост в Instagram «Ангелов Азова» набрал свыше 100 000 реакций, в Facebook видео распространили более 3500 раз.

Об инциденте написали десятки украинских СМИ и известных бизнесменов. Заявление YBC в Facebook с извинениями не сильно помогло – под постом больше полусотни гневных комментариев.

Следующий виток скандала вокруг YBC произошел 28 октября, когда эксперт по стратегическим коммуникациям, основатель «Метода Бюро» Владимир Кадыгроб опубликовал собственное расследование в отношении одного из бывших партнеров YBC – российского бизнесмена Сергея Арчакова. Последний, судя по его постам в соцсетях, поддерживал аннексию Крыма, имел общие проекты с подсанкционными российскими политиками. Forbes выяснил, что у Остапчука было партнерство с экс-членом Коммунистической партии Украины Оксаной Калетник. Еще в начале большой войны YBC покинули два соучредителя – бизнесмены Сергей Гайдайчук и Вячеслав Лысенко. Последний в своем Facebook-месседже сообщил, что сделал это «в связи с координатными разногласиями в ценностях с некоторыми акционерами клуба».

Что представляет собой, как работает Young Business Club и что с ним будет дальше? Чтобы узнать это, Forbes пообщался с нынешними и бывшими членами организации, а также с ее основателем Андреем Остапчуком, 32. В 2021 году Остапчук вошел в ежегодный список Forbes 30 under 30.

Андрей Остапчук, Young Business Forum. /из личного архива

из личного архива

Неизбирательные партнерства

Остапчук так объясняет идею создания клуба: «Когда человек создает бизнес, у него возникает много вопросов. Лучший способ их решить – это просто спросить у человека, который уже что-то создал и у которого есть практический опыт». До основания Young Business Club у Остапчука были небольшие бизнесы и, по его словам, ему не хватало общения с такими же предпринимателями. Остапчук рассказывает, что первую попытку создать комьюнити предпринял, когда переехал в Киев в 2012-м (он родом из Коломыи, Ивано-Франковская область. Ранее в интервью рассказывал, что до Киева два года жил в РФ). Тогда провел около тысячи встреч с потенциальными членами в киевском кафе «Шоколадница». Однако «стартап» не взлетел.

Опыта создания системного бизнес-клуба не хватало, говорит Остапчук, которому тогда было 25 лет. Он вышел на более опытного «клубмейкера» Сергея Гайдайчука, 41, – основателя клуба топ-менеджеров CEO Club. И предложил ему создать общий клуб. Гайдайчук согласился и приобщил к делу еще одного предпринимателя, основателя логистической компании «Укр-Китай Коммуникейшин» Вячеслава Лысенко, 53. Так в 2017 году они втроем основали Young Business Club.

За первый год клуб провел встречу с 571 потенциальным участником, 203 из которых стали клиентами, то есть согласились оплатить членский взнос, говорит Остапчук. За то, чтобы общаться в кругу единомышленников, предприниматели были готовы платить годовой взнос в размере $1200.

С тех пор клуб существенно расширился. По состоянию на октябрь 2023 года у YBC 16 филиалов в Украине, США, Лиссабоне, Испании и Польше. Вырос и годовой взнос за участие в YBC: в зависимости от страны он составляет $1800–3600. За эти деньги предпринимателям предлагают совместные деловые завтраки, участие в форумах, визиты в компанию, персональные консультации и спортивные активности.

В клуб принимают владельцев бизнеса с годовой выручкой от $100 000 в возрасте до 45 лет, а их участие должно быть согласовано советом клуба. По словам Остапчука, в компании сейчас больше 1100 участников, поэтому минимальная годовая выручка YBC составляет $2 млн.

Как Остапчук масштабировал клуб? Его стратегия заключалась в том, чтобы в каждом новом городе открывать новую компанию с локальным партнером, который будет заниматься созданием комьюнити предпринимателей. Так, в харьковском филиале YBC партнером является Анатолий Пажин, в одесском – Евгений Соловьев и Дмитрий Казавчинский, во львовском – Игорь Дидык, в США развитием бизнеса занимается Денис Копий. Всего у компании 18 партнеров.

В Харькове филиал YBC создавался не ради заработка, говорит его соучредитель Анатолий Пажин, занимающийся IT-бизнесом. «Мне хотелось создать в городе сильное сообщество предпринимателей, объединять людей», – рассказывает он и добавляет, что этот проект на самоокупаемости.

Модель работала без сбоев до начала большой войны. Летом 2022 года два ключевых акционера компании – Вячеслав Лысенко и Сергей Гайдайчук – вышли из списка учредителей ООО «Янг Бизнес Клаб». Что произошло? Бывшие партнеры Остапчука не ответили на запросы от Forbes. В своем сообщении в Facebook Лысенко отметил, что его не устраивала не совсем патриотическая позиция Остапчука. Гайдайчук написал, что с Остапчуком было разное видение того, как развивать клуб.

Сам Остапчук говорит, что причиной расставания стал корпоративный конфликт, подробности которого он не захотел рассказывать Forbes.

Вот что удалось узнать, пообщавшись со многими действующими и бывшими членами YBC. Остапчук уехал из Украины накануне вторжения 23 февраля. Один из собеседников говорит, что причина – беременность жены. С того времени Остапчук в Украину не возвращался.

Это не понравилось части партнеров, днепровский клуб Inspira был соучредителем YBC в Днепре. Он вышел из числа партнеров YBC еще в начале вторжения и создал свой клуб для молодых предпринимателей Lead. «Мы все здесь, мы остались, мы делаем все, чтобы поддерживать страну, наши бизнесы и людей, а Остапчук в стороне», – объясняет поддерживающий Inspira основатель корпорации «Биосфера» Андрей Здесенко.

«Это [невозвращение в Украину] единственное, что мне можно предъявить за семь лет партнерства», – утверждает Остапчук.

Украинские партнеры считали иначе. По их мнению, украинский YBC остался без управления. «На горизонте Андрея не было как лидера, был полный вакуум в коммуникациях и в общении», – рассказывает Здесенко. По его словам, Лысенко попытался поставить в клубе свою руководящую команду.

«Старый» коллектив, по словам Остапчука, не принял нового директора Наталью Фурманову. Он передал Forbes коллективное письмо от команды YBC за подписью 26 сотрудников, которые просят уволить нового директора «из-за обесценивания команды, членов и совета клуба, отсутствия такта и уважения». Пажин из YBC Kharkiv тоже был не в восторге от новой руководительницы. «Такой стиль менеджмента мне не близок», – говорит он.

Тогда партнеры призвали Остапчука вернуться, «потому что это его клуб», говорит предприниматель. Однако Остапчук, по его словам, решил сфокусироваться на развитии сообществ за границей: за время полномасштабного вторжения он открыл восемь клубов за пределами Украины. Киевским центром с тех пор руководил партнер YBC Юрий Пословский.

Токсичные связи

После начала войны в YBC также возникли проблемы с несколькими региональными отделениями. В Узбекистане, ОАЭ и Великобритании. В последней стране партнерами Остапчука были российский бизнесмен Сергей Арчаков и бывший народный депутат от Компартии Украины Оксана Калетник.

Британский клуб появился в Лондоне в 2018 году. Он стал первым филиалом YBC, который до этого работал только в Киеве. Сначала, рассказывает Остапчук, он развивал организацию самостоятельно, а в 2019 году познакомился с Арчаковым и предложил ему возглавить YBC London.

Последний переехал в Великобританию в 1999 году, пишет издание Anglya.com в статье «Тихая революция от Young Business Club». В прошлом Арчаков – кадровый российский офицер, имеет два высших юридических образования. Работал, в частности, в инвестфонде Legacy Square Capital, принадлежащем российскому бизнесмену Владимиру Палихате. В 2018 году он был одним из спонсоров президентской предвыборной кампании Ксении Собчак. В своих соцсетях Арчаков еще до полномасштабного вторжения поддерживал аннексию Крыма, скорбел по «жертвам фашистов» в Одессе и репостил «шутки» о ядерном ударе по зоне АТО, от которого «укропы жидкостулят».

Андрей Остапчук, Young Business Forum. /из личного архива

Андрей Остапчук, Young Business Forum. Фото из личного архива

Как Остапчуку работалось с таким «идейным» партнером? На этот вопрос ответил сам Арчаков в «прощальном» письме акционерам YBC в апреле 2022-го: «[Я] строил клуб единомышленников, находящихся на одной волне, несмотря на то, «чей Крым».

Еще одним партнером в YBC London стала Оксана Калетник, против которой СБУ возбудила досудебное расследование по делу о посягательствах на территориальную целостность Украины. На родине она была депутатом ВР от Коммунистической партии Украины. А в 2014 году на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ единственная из украинской делегации проголосовала против резолюции с осуждением оккупации РФ территории Украины. Ее брат Игорь Калетник – экс-глава Таможенной службы Украины во времена Януковича.

Калетник помогала клубу с приглашением солидных спикеров, объясняет Остапчук. В частности, по ее просьбе в лондонском YBC выступили Борис Ложкин и Сергей Тарута, рассказывает основатель YBC.

Сейчас Остапчук говорит, что считает ошибкой выбор в партнеры Калетник и Арчакова. По его словам, он не понимал масштаба происходящего в Украине с 2014 года, а также слишком торопился. «Сначала делаю, а потом думаю», – говорит о себе Остапчук.

В апреле 2022 года, по словам Остапчука, YBC London перестал существовать. После вторжения из него исключили российских бизнесменов. Арчаков сам вышел из состава акционеров. В своем письме он написал: «Сам факт того, что акционерами серьезно предлагалось обсудить исключение россиян из клуба и что все участники в украинских клубах, имеющие бизнес в России или подрядчиков, будут из клуба исключены, унизительны и оскорбительны». (Письмо есть в распоряжении редакции.)

Кроме лондонского филиала, Остапчук утверждает, что закрыл филиалы в Дубае и Узбекистане из-за позиции их членов или сотрудников, что «в войне в Украине все не так однозначно». Однако узбекский клуб до сих пор не провел ребрендинг и использует бренд YBC, рассказывает Forbes Юрий Пословский, соучредитель YBC и директор киевского филиала.

Что думали члены украинского YBC о новых партнерах Остапчука вроде Арчакова? Говорят, ничего не знали о российском акционере (Арчаков приезжал последний раз в Киев в декабре 2021 года). «Что там было и как все происходило – мне неизвестно», – написал в Facebook-посте соучредитель YBC Сергей Гайдайчук касательно иностранных филиалов.

Официальное заявление Young Business Club. Скриншот со страницы facebook.com/ybc.ukr

Официальное заявление Young Business Club. Скриншот со страницы facebook.com/ybc.ukr

Просто «сделали выводы»

После скандала из клуба YBC вышли шесть участников, говорит Пословский. По его словам, это бизнесмены, работа которых связана с военными. «Абсолютное большинство из 1100 участников понимают ситуацию», – говорит он.

Из харьковского филиала никто не вышел, говорит Пажин. «Хотя чувствуется напряжение по отношению к будущему клуба», – признает он. Есть те, кого скандал и связи со страной-агрессором оттолкнул от идеи стать членом YBC. Накануне основательница HR-агентства Solntseva & Partners Agency Лана Солнцева изучала условия вступления. Она хотела расширить деловые связи, но и до скандала ее насторожило, что среди условий, по которым принимают в члены YBC, нет критерия «отсутствие бизнеса с Россией».

В клубе никогда не было пророссийских нарративов, утверждает владелец компании TropFish Владислав Медведев. Он – член харьковского YBC, а с 25 февраля 2022 года служит в 113-й бригаде ТрО. В день инцидента с «Ангелами Азова» Медведев выступал во львовском филиале клуба и собирал средства на 50 FPV-дронов для своего подразделения и подразделения Нацгвардии «Омега». В тот вечер предприниматели собрали 130 000 грн, а всего с начала войны YBC передал имущества и помощи подразделению Медведева на $500 000. Он не собирается уходить из клуба из-за скандала. «До полномасштабного вторжения у многих предпринимателей были бизнес-связи с РФ, в том числе и у меня. Главное, что сделали выводы и пошли дальше», – считает военный.

Здесенко говорит, что хотел бы, чтобы YBC пережил скандал и продолжил существование. «Эта важная среда, объединяющая», – отметил бизнесмен.

Остапчук посыпает голову пеплом: признает, что виновен в инциденте с представительницей «Азова» и в привлечении токсичных партнеров. Просит из-за его ошибок «не топить клуб».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине