Соучредитель monobank Олег Гороховский раскрыл детали экспансии украинского финтех-проекта в Польшу. Необанк под названием stereo запустят до конца марта – он будет похож на mono, но будет иметь некоторые отличия, например платная подписка. Сможет ли mono повторить украинский успех на новом рынке?
«В Польше находится около 3 млн украинцев, но, конечно, мы будем очень рады и полякам. Нам не терпится удивить их украинским уровнем банковского сервиса», – говорит соучредитель monobank Олег Гороховский, объясняя, почему партнеры избрали именно Польшу в качестве дебютного рынка для международной экспансии mono.
Релиз польского необанка под названием stereo состоится до конца первого квартала, говорит Гороховский. Он будет работать по схожей модели, что и mono в Украине: акцент на онлайн-услугах на базе местного банка-партнера. Одно из существенных отличий – платная подписка с более выгодными тарифами.
О планах выхода monobank на рынок Польши еще в ноябре сообщал другой совладелец mono Сергей Тигипко. В 2017 году он частично профинансировал создание необанка, вложив в разработку около $4 млн и предоставив необанку платформу своего Универсал Банка. Остальные работы (и $5 млн инвестиций на первом этапе) сделала компания Fintech Band, которую основали бывшие топ-менеджеры ПриватБанка.
Сейчас у mono 6,5 млн клиентов. В 2021-м Универсал Банк получил 3,07 млрд грн прибыли. Значит ли это, что партнеры смогут повторить успех в Польше?
stereo by mono: что придумали для Польши Гороховский и партнеры
Теперь польский проект от mono принимает только предварительные заявки от клиентов. Пока работает только сайт stereo.io, имеющий двуязычный интерфейс – украинский и польский.
Акцент на украиноязычности – не случайность. «Переводы из Польши в Украину – один из самых больших каналов поступления валюты в украинскую экономику, – объясняет Гороховский. – Мы хотим дать украинцам удобный и бесплатный инструмент для переводов в Украину».
Зарегистрироваться в stereo можно дистанционно с помощью «Дії». Важное требование – для регистрации требуется польский аналог ИНН PESEL.
Как и в Украине, украинский финтех будет сотрудничать в Польше с местным финучреждением – «дочкой» бельгийского Aion, уточнил в комментарии Forbes Гороховский. С 2018 года банк принадлежит американскому фонду прямых инвестиций Warburg Pincus. «Это один из европейских лидеров по оказанию услуг по модели banking as a service», – отметил банкир.
Банковская лицензия Евросоюза означает, что на вклады в необанке до €100 000 распространяется страховка европейского аналога фонда гарантирования вкладов.
stereo не полностью повторяет модель monobank. Одно из новшеств, которых нет на украинском рынке – платная подписка на сервис. Она стоит 15 злотых в месяц (около €3) и дает дополнительные возможности и льготные тарифы.
Например, в обычном пакете выпуск физической карты стоит 25 злотых (около €5), в платном – бесплатно. Также подписка позволяет бесплатно проводить трансграничные платежи, которые обычно стоят по 5 злотых (€1).
Какая конкуренция ожидает monobank в Польше
Польша – привлекательный, но и непростой рынок для нового цифрового банка, считает CEO и соучредитель украинского необанка sportbank Денис Сапрыкин.
«Тот факт, что в Польшу выехало наибольшее количество украинцев, возможно, делает [рынок] нашего соседа более привлекательным для экспансии, – говорит он. – Но там хорошо закрыты потребности клиентов: очень развит банкинг и сильные игроки».
На польском рынке работает более 500 банков (в Украине – около 70). Самые прочные позиции имеют местные PKO BP, Pekao SA, ING, Millennium, mBank, Santander, Allior, BNP Paribas, Credi Agricole, Getin Bank, Citi handlowy, перечисляет эксперт по маркетинговым коммуникациям Pekao SA Ирина Кобыльченко. «Некоторые из них функционируют в стране свыше 100 лет», – рассказывает она.
Наибольшее количество клиентов в 2022-м имели PKO BP – 11 млн, Pekao – 5,9 млн и Santander Bank Polska – 5,4 млн. Как и во всем мире, в Польше популярны финтех-проекты, обслуживающие клиентов через интернет и в которых можно открыть счет без посещения отделений. Среди необанков международного уровня на польском присутствуют Revolut, Monese, Wise, Raiffeisen Digital Bank и Aion Bank. Последнее учреждение станет партнером mono в Польше.
Поэтому stereo от monobank ждет жесткая конкуренция, считает Кобыльченко. Среди прочего, ему придется преодолевать очень распространенное среди поляков и украинцев мнение, что надежность европейских банков выше, чем у конкурентов украинского происхождения, добавляет эксперт.
Может ли mono предложить что-нибудь новое и революционное клиентам в Польше? По словам Кобыльченко из Pekao SA, большинство польских банков имеют развитые приложения, которые функционируют на 2–3 языках, в том числе на украинском. Большинство работают с GooglePay и ApplePay. «Кроме того, польские банки сделали бесплатными большинство функций для украинцев сроком на два года», – добавляет Кобыльченко.
На польском рынке также распространен BLIK – способ оплаты, позволяющий быстро рассчитаться в магазинах и онлайн, вносить и снимать наличные деньги и переводить средства. Для этого требуются только номер телефона и мобильное приложение польского банка.
BLIK является самым популярным способом оплаты в Польше, говорит Кобыльченко. «Можно не иметь при себе денег или карточки, но позвонить родственникам или друзьям, спросить номер BLIK и на основании номера снять средства или оплатить товары/услуги», – объясняет она. Будет ли использовать эту функцию проект stereo, пока неизвестно.
Преимуществом stereo может быть то, что необанк не потребует от клиентов подтверждения адреса проживания, тогда как такое требование есть у большинства польских банков. Это нужно для того, чтобы они могли отправить платежную карту. Однако в последнее время некоторые польские банки (например Pekao), имея лояльность к украинцам, готовы отправить карточку по адресу клиента даже в Украину.
Запуск банка на новом рынке даже для сильной команды, имеющей хороший опыт в Украине, – всегда челлендж, говорит Сапрыкин из sportbank. Экспансия в Европу открывает новые возможности (ставки кредитования намного ниже, чем в Украине, как и стоимость фондирования, например депозитов), но и имеет дополнительные сложности, говорит банкир. Например, маркетинг (стоимость привлечения клиентов), операционные расходы (люди, офисы, подрядные услуги) значительно выше, отмечает Сапрыкин.
Впрочем, выход на новый рынок для фаундеров monobank – это шанс «сыграть в evaluation», то есть существенно увеличить оценку своего бизнеса за счет присутствия в Европе, считает Сапрыкин. До войны вокруг финтех-проекта фигурировали суммы в миллиардах долларов. Сколько может быть сейчас? «Сейчас за миллиард долларов я бы mono не продавал. Считаю, что он стоит больше», – сказал Гороховский в недавнем интервью ЭП.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.