Производитель продуктов «Добродія Фудз» уже однажды теряла производство из-за войны. Этот опыт помог быстро мобилизоваться и вернуть показатели мирного времени.
Возвращаясь в середине апреля в Чернигов, директор завода по производству продуктов из злаков «Добродія Фудз» Ирина Брославцева, 43, не подозревала, в каком состоянии предприятие.
«Добродія Фудз», что входит в агрохолдинг Agricom Анатолия Шкрибляка, 49, относительно повезло. Мощности сохранились, однако российские военные разграбили завод, оставили кучу мусора и заминировали территорию.
Через неделю производство возобновили, а в октябре компания вышла на довоенные показатели. Есть печальное объяснение такой скорости и адаптивности. «Добродія Фудз» уже перезапускала производство из-за войны: в 2014 году Брославцева перевозила производство из захваченного пророссийскими боевиками Луганска.
В продуктовой линейке – овсяные хлопья, смеси злаков, крупы, гранола. В 2021 году выручка составила 225,8 млн грн: 70% поступлений обеспечивал экспорт, в основном в Азию и Африку. На ЕС приходилось только 16 млн грн.
Вопрос, который возник после перезапуска: как доставить товар, минуя заблокированные Россией порты. Наземная логистика проблему не решала – дорого и долго. Решили сосредоточиться на европейском рынке, – говорит Брославцева.
Компания запустила продажи в Молдове, Польше, Румынии, Британии. «Быстро зайти на новые рынки помог опыт системного экспорта и изучения локальной специфики», – говорит Брославцева. Со старых рынков осталось четыре из 17: Египет, Марокко, Гана, Южная Африка.
Знания локальных нюансов упрощают работу за границей. «В отличие от Украины, польские торговые сети почти не работают непосредственно с производителем, важно иметь контракт с дистрибьютором», говорит Брославцева.
Однако чтобы попасть на полки одного из крупнейших супермаркетов Польши Сarrefour, «Добродія Фудз» все же нужно было заручиться поддержкой топ-менеджера сети, ответственного за ассортимент. Брославцева организовала презентацию и после того, как получила зеленый свет от сети, заключила контракт с дистрибьютором.
Европейские клиенты требуют от поставщиков из воюющей страны гарантий своевременной доставки. Чтобы снизить военные риски, «Добродія Фудз» открыла в августе торговый дом и склад в Варшаве.
Европейские бизнесмены пытаются поддерживать украинцев, говорит Брославцева. Она вспоминает, как дистрибьютор из Греции заключил контракт с «Добродія Фудз» только потому, что хотел поддержать украинский бизнес. Не стала преградой даже более дорогая, чем у местных конкурентов, цена. Организаторы выставок позволяют украинцам оплачивать участие по частям или с отсрочкой платежа.
Еще один пример кооперации: некоторые розничные сети собирают в специально отведенных «украинских уголках» супермаркета продукцию нескольких производителей. «Таким образом, сети идут на уступки украинским брендам, которым трудно поставить необходимые минимальные объемы товаров и самостоятельно заполнять полки», – говорит советница Офиса по развитию предприятия и экспорта Анна Милленина.
Планы на следующие два года: запустить линию по производству детских зерновых завтраков, расширить европейскую географию, выйти на рынки Балтии, Германии, а также вернуться на традиционные рынки в Азии и Африке.
В 2023 году компания намерена приступить к строительству завода в Польше. «Спрос на качественную продукцию из Украины растет с каждым днем, это отличная возможность масштабировать производство», – говорит CEO Agricom Петр Мельник.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.