О новых проектах, человеческом капитале и приватизации «Укрпочты» в новом выпуске «Business Breakfast с Владимиром Федориным» рассказал СЕО «Укрпочты» Игорь Смилянский.
После падения в первый год войны «Укрпочта» вернулась к росту. Госкомпания увеличила количество отправленных посылок на 40% и запустила новый проект «Укрпочта. Аптека». В 2024 году компания движется к инновациям и наконец-то планирует открыть первый в Украине почтовый банк.
Как государственной компании удается реализовывать новейшие бизнес-идеи, увеличивать доход и привлекать людей, в проекте «Forbes Busines Breakfast с Владимиром Федориным» рассказал СЕО «Укрпочты» Игорь Смилянский. Публикуем главное из беседы.
О человеческом капитале во время войны
По состоянию на февраль 2024 г. «Укрпочта» насчитывает около 40 000 работников. Из них мобилизовано 768 человек, до 45–50 погибли на фронте.
За последние два года штат «Укрпочты» уменьшился. У нас 2000 незаполненных вакансий в Украине.
Сейчас активно роботизируем некоторые процессы и начинаем больше обучать женщин. Например, у нас уже есть первые женщины-водители на передвижных отделениях, потому что мужчин недостаточно. Также заработал первый автоматизированный центр «Укрпочты» в Киеве, он обрабатывает до 300 000 посылок в день. Это позволяет привлекать меньше людей с большей эффективностью.
В то же время цель компании – привлекать лучших работников. Однако просто ходить на работу молодым людям уже не интересно. Им нужно дать цель, ради которой они будут вкладывать свои усилия. С такой мотивацией мы и работаем: все пожилые люди в Украине получат доступ к лекарствам, 30% украинцев впервые откроют свой первый депозитный счет или ребята в Донецкой области за день получат посылку из Ужгорода.
«Укрпочта» готова к приватизации
По объему годовой выручки «Укрпочта» стоит около $350 млн. Мы делаем все, чтобы капитализация увеличилась. И хотим стать одной из первых компаний, которая после победы проведет успешную приватизацию. По крайней мере, пакет акций. И мы к этому готовы.
«Укрпочта» – это акционерное общество. То есть у государства есть 100% акций, которые оно может продать в любое время. Однако для начала речь пойдет о приватизации 20–25% акций между разными партнерами.
Пока мы уменьшаем долю дохода, связанную с государством. Когда я пришел в компанию она составляла 60%. На сегодня это 38%. Надеюсь, в течение двух лет показатель снизится до 8%. В таком случае с учетом уникальности предложения «Укрпочты» капитализация точно возрастет.
О конкуренции с «Новой почтой»
Должны догонять «Новую почту», у которой выручка вдвое больше.
На самом деле, мы понимаем свою уникальность. Однако есть сегменты, где из-за текущей юридической системы нет шансов на конкуренцию. Потому что у нас там структура расходов по меньшей мере на 35% больше, чем у других игроков.
В других же сегментах мы, напротив, конкурентны. Скажем, на международном рынке доставляем в 660 000 отделений по всему миру по доступным ценам. И будем конкурировать дальше: с банками за финансовые услуги, с аптеками за доставку лекарства, с почтами за количество посылок.
У нас отдельная стратегия по каждому направлению. В то же время сейчас устанавливаем CRM и другие системы, где будем видеть клиента в целом. И это должно стать нашим конкурентным преимуществом.
Об инвестициях в 2024-м
Прежде всего мы работаем ради доступности среди людей.
Мы уже запустили проект «Укрпочта. Аптека». И сейчас наша команда нацелена создать первый почтовый банк в Украине. Банковские отделения и банкоматы присутствуют только в 4% населенных пунктов Украины, говорит официальная статистика. Потому потребность есть. И мы здесь рассматриваем PINBank, который государство забрало у российских акционеров. Да еще и заставим деньги российских олигархов работать на Украину.
Планируем инвестировать 1,3 млрд грн в цифровизацию. И это не просто об инвестициях – через год мы полностью поменяем все ІТ-системы «Укрпочты». ERP, CRM, платежная система, система сортировки газет и писем, мобильное приложение – все это будет обновлено.
Приобретаем машину для сортировки листов с мощностью обработки 50 000 в час. Все посылки будут обрабатываться исключительно на автоматизированных линиях. То есть роботами, не людьми. Также будем развивать направление почтоматов.
С учетом этих инноваций увеличим количество посылок. За последний год мы в этом аспекте выросли на 40%. Сегодня рассчитываем уже на плюс 50%.
О влиянии отзывов и измерении NPS
Есть два основных компонента: качество обслуживания и качество доставки. Качество доставки – это своевременность, а качество обслуживания – впечатление клиентов.
Мы измеряем NPS с 2017 года. Начинали с минус 27%. На сегодня показатель уже более 50% в плюс. С каждым годом это рост на 5–10 пунктов.
От этого зависит система мотивации у компании: 20% премии отделения формируется от оценки качества обслуживания. Используем «тайного покупателя», также у нас есть QR-код, по которому можно оценить отделение. К тому же внешние компании обзванивают наших клиентов и собирают отзывы. Все это формирует KPI отделения, руководителя и в принципе всего топ-менеджмента.
А насчет отзывов в соцсетях – я даже сам на них отвечаю. Это дает мне возможность действительно чувствовать, как мы работаем, и что-то исправлять.
Залог роста в условиях демографического кризиса
У нас есть осознание: людей в стране, к сожалению, не становится больше. Может ли такая компания, как «Укрпочта», рассчитывать на увеличение количества клиентов? До некоторой степени.
Единственный залог успеха стратегии «Укрпочты» – увеличение количества услуг на одного клиента. Это записано в нашей стратегии. Поэтому я всегда говорю, что таким будет единственный КРІ следующего генерального директора.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.