«Укрпочта» может получить PINBank, ранее принадлежавший россиянину Евгению Гинеру, заявил глава НАПК Александр Новиков. СЕО госкомпании Игорь Смелянский давно поддерживает создание почтового банка. Но есть ли у него реальные шансы на это
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Бизнес-модель совсем не поменялась. Кроме того, на огромной части страны банков сейчас просто нет», – говорит CEO «Укрпочты» Игорь Смелянский, комментируя новость, что его компания претендует на PINBank, конфискованный государством у россиянина Евгения Гинера и партнеров.
Создать почтовый банк в Украине – давняя идея Смелянского. В 2020 году Верховная Рада приняла в первом чтении закон, разрешающий «Укрпочте» предоставлять основные банковские услуги, а в конце 2021-го Антимонопольный комитет разрешил компании подать в НБУ документы на приобретение небольшого Альпари Банка.
О дополнительном варианте с PINBank для «Укрпочты» накануне в интервью изданию Mind заявил глава Нацагентства по противодействию коррупции Александр Новиков. Эта опция действительно обсуждается в рамках специально созданной межведомственной рабочей группы, работающей над комплексным решением по конфискованным у россиян активам, подтвердил собеседник Forbes в одной из присутствующих в группе госструктур. Он попросил не упоминать его имя в этой статье.
Впрочем, шансов получить собственный банк у «Укрпочты» немного. Передача PINBank в руки этой госкомпании – один из обсуждаемых вариантов. К тому же существенные вопросы к трансформации почтовой госкомпании в очередной государственный банк есть у НБУ и МВФ, отмечает собеседник.
Есть ли шансы у компании Смелянского действительно превратиться в банк и зачем ей это нужно во время войны?
Передадут ли PINBank «Укрпочте»
PINBank попал в руки государства в ноябре, когда по решению суда был передан в Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА), в которое попадает большинство активов, имевших до войны российских владельцев.
В начале года Высший антикорсуд взыскал долю Гинера в PINBank (90%) в пользу государства. Это произошло уже после того, как из-за потери ликвидности обанкротился другой банк, попавший в АРМА чуть раньше PIN – Forward российского водочного магната Рустама Тарико.
Что такое PINBank и кто был его владельцем
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
PINbank – небольшой банк, по состоянию на начало декабря он занимал 58-е место по размеру активов среди 67 учреждений в банковской системе Украины.
Расследование «Бизнес Цензор», «Экономической правды», «Радио Свобода» называют Гинера, а также россиян Михаила Воеводина и Александра Бабакова (заместитель главы Государственной думы РФ, в 2014 году голосовал за аннексию украинского Крыма, находится под санкциями ЕС, США и Украины с 2018 года), совладельцами компании VS Energy. Она владеет облэнерго в Ровенской, Херсонской, Житомирской, Черновицкой и Кировоградской областях.
В 2014 году VS Energy сменила официальных владельцев, сообщается на сайте компании. «Гинер перестал быть акционером группы в 2014 году, – уверяют в компании. – Бабаков и Воеводин никогда не владели акциями группы VS Energy».
Официально владельцами группы являются ряд граждан ЕС.
Один из вариантов, который обсуждается в рабочей группе – передача PINBank в Фонд госимущества (ФГИ) и последующая приватизация, говорит собеседник среди участников этих консультаций. Об этом еще в конце марта рассказывал и чиновник в руководстве ФГИ, общавшийся с Forbes на правах анонимности.
«PINbank должны предать нам скоро. Дальше мы вместе с Минфином и Нацбанком должны разработать дорожную карту, посмотреть, какая ситуация – есть ли задолженность, какие активы, какой портфель, – говорил тогда собеседник в фонде. – Далее решим: ликвидировать или приватизировать банк. Возможно, появятся другие варианты».
Более простая опция на столе у группы – передача банка Минфину, который и так является владельцем нескольких крупных финучреждений. «В таком случае правительство может решить сдать банковскую лицензию PINbank, – говорит собеседник в рабочей группе. – Так государство по крайней мере сразу же получит средства в эквиваленте капитала банка».
Передача «Укрпочте» – только третий возможный путь. Но он маловероятен, считает чиновник из рабочей группы. Серьезные сомнения в этом есть у Нацбанка и Международного валютного фонда. В недавно принятом меморандуме с МВФ Украина согласилась согласовывать с кредитором все действия, которые увеличат долю государства на банковском рынке.
В чем проблема? «Расчеты, которые предоставляла «Укрпочта», вызывают большие вопросы по их бизнес-модели, – объясняет участвовавший в соответствующих встречах чиновник. – В частности, они закладывают затраты на обслуживание одного клиента в три раза меньше, чем, например, в Универсал Банке (оперирует monobank, – Forbes)».
Чиновник считает, что наиболее вероятным является передача PINBank направлению Минфина. Схема с ФГИ и потенциальной приватизацией маловероятна из-за отсутствия покупателей банковских активов в Украине во время войны, добавляет собеседник.
Зачем «Укрпочте» банк и есть ли другие варианты
СЕО «Укрпочты» Смелянский не оставляет надежды получить банковскую лицензию тем или иным путем. «Если мы говорим о, надеюсь, близкой деоккупации наших территорий, то кое-где не осталось даже зданий, где могли бы открыться классические банки, – говорит он. – Страна не сможет восстановиться, если банки и банкоматы есть только в 4% ее населенных пунктов».
История с собственным банком для госкомпании длится более двух лет. В мае 2020 года Верховная Рада приняла за основу законопроект №2788-д по созданию государственного «почтового» банка. Правда, с тех пор документ так и остался на уровне первого чтения.
Покупка банка была планом «Б» для команды Смелянского. В ноябре 2021 года «Укрпочта» достигла договоренности о покупке Альпари Банка за 260 млн грн. 100% акций учреждения принадлежат гражданину ОАЭ Бахтари Хедаятоллаху. Позже (февраль 2022-го) во время дискуссии в Киевской школе экономики Смелянский уточнял, что инвестиции «Укрпочты» в приобретение и докапитализацию Альпари Банка могут составить 1,5 млрд грн. В сентябре 2022-го госкомпания интересовалась недавно обанкротившимся банком «Сич».
«Укрпочта» уже предоставляет определенные финансовые услуги, такие как обмен валют или платежи. В конце 2021 года компания имела 7500 платежных терминалов (шестое место на рынке по количеству) и месяцем позже объявила тендер о закупке еще 17 000 аппаратов.
Замысел трансформации госкомпании в полноценный банк базируется на предположении, что он будет пользоваться спросом у жителей отдаленных населенных пунктов, где нет отделений традиционных банков. Смелянский размышлял над тем, чтобы добавить банковские сервисы в функционал передвижных отделений «Укрпочты», в частности – привлечение депозитов. О кредитовании в озвученных менеджером моделях речь не шла: привлеченные средства госкомпания думала переразмещать в других банках и зарабатывать на разнице в процентах.
Практически с самого начала против идеи почтового банка выступал НБУ. Одна из причин – и без того большая доля государства в банковском секторе (55% в 2020 году, когда принимали закон о почте-банке). Другое – опасения, что «Укрпочта» недооценивает риски и капиталовложения, присущие банковскому бизнесу, что в конечном счете может привести к убыткам и потребности докапитализации от государства.
Регулятор уже больше года рассматривает заявку «Укрпочты» на покупку Альпари Банка. Это один из самых маленьких банков в стране, имеющий минимальные активы и обязательства. За это время капитал банка уменьшился до 187,7 млн грн при минимально допустимой Нацбанком норме в 200 млн грн. Это может поставить крест и на этом треке, которым госкомпания хотела получить свой банк.
«Есть вероятность, что они добровольно сдадут лицензию, ведь банку грозит проблемность и отзыв лицензии», – говорит собеседник в рабочей группе по российским активам. Это означает, что «Укрпочте», по крайней мере, этот банк, скорее всего, уже не светит, добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.