Категория
Компании
Дата

Большой игрок. Налоговая закрыла 71 АЗС одного из крупнейших продавцов автогаза. Почему и кто может быть следующим?

3 хв читання

Автозаправка «Авантаж 7» /предоставлено пресс-службою «Авантаж 7»

Государственная налоговая служба закрыла все 18 заправок сети «Авантаж 7» в Киевском регионе. Фото предоставлено пресс-службою «Авантаж 7»

Государственная налоговая служба закрыла все заправки сети «Авантаж 7» в Киевской области. Накануне эта компания попала в лидеры антирейтинга по уплате налогов. В чем обвиняют компанию и чего ждать дальше?

«Налоговики прямо говорят: «Лицензии у вас не будет и работать вы не будете», – жалуется Анна Царенко, руководитель контрольно-ревизионного отдела «Авантаж 7». Со 2 ноября эта компания была вынуждена прекратить работу в Киевской области. Работают только 2 АЗК в Киеве.

Это не первый случай: в октябре компания сообщила об остановке 53 из 89 заправок из-за отмены лицензий. С тех пор они простаивают, сказала владелица компании Наталья Чирич в интервью «НафтоРинку» 6 октября.

На этот раз налоговая Киевской области отменила 20 лицензий компании. Остановились 18 автозаправок и нефтебаза, где работали 288 человек.

Средние продажи заправки «Авантаж 7» – около 5 т горючего в сутки, по оценке Сергея Куюна, директора консалтинговой группы «А-95». Компания за месяц простоя остановленных заправок потеряет примерно 652,4 млн грн в месяц, свидетельствуют подсчеты на основе данных «А-95».

«Авантаж 7» – один из крупнейших поставщиков автогаза, говорит Куюн. В этом году пятерка крупнейших импортеров автогаза – «Захидекотоп», «Авантаж 7», «БРСМ», «Надежда», ОККО, говорит Александр Сиренко, аналитик «НафтоРинку».

Закрытие АЗС компании совпало с резким ростом цен на автогаз в Украине из-за усиления проверок на границе.

Что такое сеть «Авантаж 7» /предоставлено пресс-службою «Авантаж 7»

Что такое сеть «Авантаж 7»

Под брендом «Авантаж 7» работает 89 автозаправок в Киевской, Хмельницкой, Черниговской, Черкасской, Черновицкой областях. Половина сети – это только газовые заправки, сказала Чирич. 80% топливных продаж – автогаз, 20% – бензин и дизель, по данным компании.

50 заправок записаны на ООО «Авантаж-7», остальные – на другие юрлица. Выручка этой компании за 2022 год – 6,2 млрд грн, прибыль – 113 млн грн. За полгода 2023-го данные сопоставимы: 3,3 млрд грн выручка, 51,5 млн грн прибыль, по данным YouControl.

Формальная причина отмены лицензии – неподача смены юридического адреса, говорят в компании. «Авантаж 7» в октябре решила перенести центральный офис из Киева в Винницу. Налоговая затянула рассмотрение документов, а когда истек срок – отменила лицензии, говорит Царенко.

Почему компания хотела переехать в Винницу? Налоговики с ноября 2022 года провели более 169 проверок в сети, выписали миллионные штрафы, часть из них компания обжалует в судах. «В Киевском регионе судебная система работает очень медленно, поэтому решили перенести центральный офис в Винницу», – говорит Царенко.

У налоговиков могут быть причины таких действий. «Авантаж 7» платит меньше налогов в расчете на литр проданного горючего, чем большинство конкурентов. В первом квартале 2023-го «Авантаж 7» уплатила 44 копеек налогов с литра горючего, свидетельствуют исследования ИСЕТ и CASE Ukraine. В то время как ОККО и Socar уплатили около 2 грн налогов с литра горючего.

Сколько налогов с литра горючего платят сети АЗС

В ответ на действия налоговой 1 ноября компания повысила цены на все нефтепродукты на 5 грн. Однако цены на потолке «Авантаж 7» все еще одни из самых низких. Автогаз – 28,62 грн/л; бензин – А-95 по 51,62 грн/л, пишет minfin.com.ua.

«Никто не понимает, как при таких ценах можно быть прибыльным», – говорит один из участников рынка на условиях анонимности из-за чувствительности вопроса.

Должны ли результаты быть одинаковыми в разных сетях? «По налогам на литр возможны аномалии», – говорит специалист Экономической экспертной платформы Олег Гетман, помогавший в подготовке исследования CASE Ukraine. В расчет включен налог на прибыль, который может зависеть от многих факторов, в том числе долги и инвестиции, говорил в сентябре Куюн.

В компании такие показатели объясняют тем, что 80% топливных продаж сети – это автогаз. «Авантаж 7» не может платить 2 грн налогов с литра, потому что разница между ценой закупки и продажи автогаза – тоже 2 грн, по данным компании. Кроме того, компания оформила магазины при заправках как отдельное юрлицо, так что их налоги исследование не учитывает, объясняет Чирич.

«Поэтому не ждите таких результатов, как у ОККО», – настаивает владелица сети.

предоставлено пресс-службою «Авантаж 7»

80% топливных продаж сети – это автогаз. Фото предоставлено пресс-службою «Авантаж 7»

Что будет делать «Авантаж 7» и кто может быть следующим

Налоговая имела право отменить лицензию компании из-за неподачи смены юридического адреса, говорит Дмитрий Лазебный, адвокат юрфирмы «Ильяшев и Партнеры». С начала лета 2023-го было четыре подобных случая, добавляет он.

Какие варианты действий компании? «Авантаж 7» с помощью заявления об обеспечении иска может добиться работы заправок по старым лицензиям до тех пор, пока суд примет решение по делу, говорит Лазебный. В то же время компания может подаваться на получение новых лицензий, добавляет адвокат.

Компания будет обжаловать решение налоговой в суде и подавать документы для получения новых лицензий, подтверждает Царенко.

Кто может быть следующим? «Надеюсь, все антилидеры налогового рейтинга», – говорит Куюн. Налоговая проводила много проверок сети Prime, рассказывал в сентябре владелец Дмитрий Леушкин. Такая же ситуация в сети Motto, говорит один из участников рынка на условиях анонимности из-за чувствительности вопроса.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине