Братья Росс и Зак Липсон. Фото PEDRO OLIVEIRA FOR FORBES
Категория
Инновации
Дата

Эти два брата помогают продавцам каннабиса легко запускать онлайн-магазины. Как они вырастили свой стартап до оценки в $3,8 млрд

Братья Росс и Зак Липсон. Фото PEDRO OLIVEIRA FOR FORBES

При поддержке Говарда Шульца, Кевина Дюранта и Snoop Dogg платформа для онлайн-торговли Росса Липсона завоевала 40% рынка и вдвое увеличила оценку стоимости в прошлом году до $3,8 млрд. Но с распространением легализации для его бизнеса это только начало

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

1 октября 2015-го – в первый день легализации рекреационного каннабиса в Орегоне – Росс Липсон стоял в длинной очереди за травкой. За несколько лет до того он продал свой бизнес по заказу еды онлайн, который он основал после ухода из университета, примерно за $30 млн. С тех пор предприниматель, которому было тогда немного за 20, проводил свои дни на сноуборде в течение «отпуска», как он говорит, от трудовых будней.

Но прежде чем Липсон добрался до кассы диспенсария, ему пришла в голову новая бизнес-идея: нужно положить начало компании, которая помогает диспенсариям принимать заказы онлайн.

«У меня действительно было такое ощущение, что я оказался в правильном месте и в правильное время, – говорит Липсон, которому сейчас 34. – Это был первый день легализации марихуаны в Орегоне, первый час, а я стою в очереди, и у меня в голове загорается лампочка: заказ каннабиса онлайн. И я именно тот человек, который может это провернуть, ведь у меня большой опыт благодаря 10 годам работы в ресторанной сфере».

Он немедленно позвонил старшему брату Заку, который как раз продавал свой стартап RepPro, онлайн-инструмент для финансовых советников, чтобы посоветоваться, хорошая ли это идея или на него так подействовали испарения марихуаны. «Он моментально сказал, что здесь не о чем и думать – мне нужно это сделать», – вспоминает Росс Липсон.

До июля 2017-го братья в Бенди, Орегон, основали Dutchie – ПО для онлайн-продаж, которое помогает диспенсариям выставить ассортимент своих товаров онлайн, чтобы клиенты могли заказать цветы марихуаны, еду с каннабисом и вейпы в несколько кликов и быстро забрать – опция доставки отсутствует. В сущности, такая модель – это сочетание Shopify и Seamless, но для травки.

Первым диспенсарием, воспользовавшимся ПО от Dutchie, стал тот самый, где у Липсона случилось озарение, а в течение нескольких месяцев 50 орегонских диспенсариев подписались на сервис компании.

Мы четко настроены на то, чтобы всегда заниматься технологической стороной вопроса, и не собираемся переключаться непосредственно на растение.

В восторге от того, что появилась возможность вложить деньги в индустрию каннабиса без необходимости прямо инвестировать во все еще запрещенный на федеральном уровне наркотик, инвесторы не заставили себя долго ждать. Венчурная фирма рэпера Snoop Dogg Casa Verde Capital возглавила посевной раунд на $3 млн в 2018 году.

Два года спустя также присоединились Thrive Capital Джоша Кушнера, фонд звезды НБА Кевина Дюранта, а также миллиардер и бывший гендиректор Starbucks Говард Шульц. В марте 2021-го Dutchie собрала $200 млн в раунде инвестиций Серии С, который возглавила фирма Tiger Global, ранее поддержавшая Peloton, Roblox, Spotify и Juul. Эта инвестиция сделала Dutchie каннабисовым единорогом с оценкой стоимости в $1,7 млрд.

Спустя семь месяцев, в середине октября, Dutchie объявила о новом раунде финансирования на $350 млн, который возглавила фирма миллиардера Дэниела Сундгайма D1 Capital Partners, при оценке $3,8 млрд. Все эти инвестиции в потенциал. На основе доступных данных Forbes предполагает, что в 2020-м выручка Dutchie составила примерно $5 млн, а в 2021-м – около $45 млн. Липсон не комментирует выручку своей компании.

Dutchie продает ПО для онлайн-продаж и ПО для оплаты онлайн диспенсариям, что помогает им принимать заказы онлайн, следить за наличием товара на складе и соблюдением закона о продаже марихуаны, а также управлять операциями с кассовым аппаратом.

Dutchie продает свое ПО на основе ежемесячной подписки, которая стоит от $500 до $1000 для одного магазина. В США и Канаде действуют примерно 9000 диспенсариев, а Dutchie заявляет, что около 5000 из них используют по крайней мере один продукт от Dutchie.

Но больше всего инвесторы Dutchie рассчитывают на потенциал молодой индустрии каннабиса. В 2020-м продажи марихуаны в США достигли $17,5 млрд, но ожидается, что к 2030-му эта цифра достигнет $100 млрд. Так что Dutchie стала способом инвестировать в индустрию без нужды инвестировать в каннабисовую компанию. Липсон уверяет, что Dutchie никогда не будет растить, продавать или распространять марихуану.

«Мы всегда, всегда, всегда будем компанией программного обеспечения, – утверждает он. – Мы четко настроены на то, чтобы всегда заниматься технологической стороной вопроса и не собираемся переключаться непосредственно на растение».

Это очень существенное отличие, ведь многие инвестиционные фонды руководствуются правилами, запрещающими поддерживать компании, нарушающие закон или не соответствующие статье о нравственности.

Эти два брата помогают продавцам каннабиса легко запускать онлайн-магазины. Как они вырастили свой стартап до оценки в $3,8 млрд /Фото 1

Высокий спрос: Dutchie помогает диспенсариям принимать заказы и следить за наличием товара, но не выполняет заказ и не касается растения. Фото DUTCHIE

Горав Ахуджа, партнер в инвестиционной фирме Thrive Capital, инвестировавшей в Dutchie, говорит, что период расцвета далеко впереди. «Мы видим много параллелей с пивом, вином и другим алкоголем, годовые общие продажи которого составляют $235 млрд, – говорит Ахуджа, – но каннабисовая индустрия еще сравнительно молода. Чем больше станет доступ потребителей к каннабису и чем больше денежных ресурсов будут доступны для компаний, связанных с марихуаной, тем больше возможностей будет у Dutchie».

«Люди понимают, насколько велика эта возможность и насколько больше Dutchie еще может сделать, – говорит Каран Вадгера, управляющий партнер в Casa Verde Capital, которая приняла участие во всех инвестиционных раундах Dutchie. – Я бы сказал, что стать одним из первых игроков на поле ПО для онлайн-продаж и обработки платежей – это невероятно. Dutchie будет присутствовать на каждом новом рынке, а ведь есть рынки за пределами страны и даже континента».

Есть и те, кто скептически настроен по поводу потенциала компании. К примеру, Dutchie утверждает, что ее платформа обработает $12 млрд каннабисовых транзакций в США и Канаде в этом году. Но термин «обработка» здесь не совсем корректен.

В 2021 году, по данным аналитиков в Cowen, годовые продажи каннабиса в США и Канаде составили примерно $29 млрд

Dutchie и ее ПО для оплаты онлайн GreenBits и LeafLogix не являются платежными процессорами, и многие транзакции, проходящие через платформу компании, записывают другие платежные системы.

Кроме того, большинство транзакций в индустрии все еще производят с помощью наличных денег, ведь Visa, MasterCard, Square и другие платежные процессоры отказываются принимать каннабисовые транзакции, пока марихуану не легализуют на федеральном уровне.

Это означает, что диспенсарии могут принимать наличные или эквивалент наличных денег, как-то платежи АСН, либо сомнительные безналичные транзакции через специальный банкомат.

В прошлом году, по данным аналитиков в Cowen, годовые продажи каннабиса в США и Канаде составили примерно $29 млрд. То есть Dutchie утверждает, что у нее будет 41% североамериканского рынка. Но разговоры с каннабисовыми инвесторами, аналитиками и операторами позволяют предполагать, что Dutchie слишком оптимистична в своих прогнозах. «Я вижу такие цифры и сразу закатываю глаза», – говорит давний инвестор в индустрию каннабиса, попросивший сохранить его анонимность.

Большинство инвесторов Dutchie, среди которых миллиардеры Говард Шульц и Дэн Сундгайм, а также Джош Кушнер и партнеры в Tiger Global, отказались от интервью и не ответили на вопросы по электронной почте. Липсон защищает свои прогнозы и утверждает, что они верны. «Мы абсолютно уверены в точности своих расчетов, на 100%», – говорит Липсон.

Пока не так уж важно, точны ли расчеты у Dutchie. Компания смогла максимально использовать существенные вливания и продать свое ПО диспенсариям дешевле, чем конкуренты, ведь, по словам Липсона, их сейчас больше волнует рост, чем прибыльность. (Dutchie не является прибыльной, и нет прогнозов, когда это поменяется.)

Тем временем легализация на федеральном уровне остается под большим вопросом при администрации Байдена, а банковскую реформу для каннабиса вырезали из законопроекта о расходах на оборону, за который в прошлом году должен был проголосовать Конгресс.

Когда Штаты наконец-то снимут федеральный запрет на травку, а такие гиганты онлайн-торговли, как Shopify, и компании обработки платежей, такие как Visa или Square, войдут в игру, компании вроде Dutchie станут уязвимыми.

Но, как всегда, оптимист Липсон исключает возможность того, что Dutchie могут задушить мейнстримные игроки, которые выйдут на поле после легализации. «Мы не считаем это угрозой, – уверяет он. – Для нас это возможность. Это не ситуация, когда победитель заберет весь рынок, ведь здесь места хватит для всех».

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине