Основатели DroneUA мечтали делать дроны. Но поняли, что технику можно продавать один раз, а услуги – бесконечно /Фото Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Основатели DroneUA мечтали делать дроны. Но поняли, что технику можно продавать один раз, а услуги – бесконечно

Александр Чекменев

До определенного момента основатели DroneUA не имели никакого отношения ни к авиации, ни к инжинирингу. Валерий Яковенко, 36, окончил медицинский университет, работал в страховании и банковской сфере. Его партнер Февзи Аметов, 38, – выходец из инвестиционного бизнеса. Летом 2013-го они вложили $30 000 в компанию по производству и продаже дронов. Конкретного плана действий и бизнес-модели у партнеров не было. «Мы мечтали собирать дроны и покорять с их помощью другие рынки», – рассказывает Яковенко

Сегодня DroneUA – крупнейший дистрибьютор дронов в Украине с оборотом $6 млн. Основатели компании решили использовать китайские разработки, а не конкурировать с ними.

К этой стратегии пришли путем проб и ошибок. Сначала Яковенко и Аметов разработали сельскохозяйственный дрон PD1900 на пенопластовой раме, способный летать 120 минут. Беспилотник стоил $2400, при том что импортные аналоги были в 10 раз дороже, вспоминает Яковенко. Модель PD1900 до сих пор представлена в интернет-магазине компании, но хитом не стала – покупатели больше доверяют иностранным технологиям.

Пока Яковенко и Аметов на коленках собирали свой планер, в Китае набирал обороты стартап Фрэнка Ван Тао DJI. По оценке аналитиков Drone Industry Insights, в 2020 году DJI занял почти 80% глобального рынка промышленных и потребительских дронов. В Украине ситуация схожая. «Мы оцениваем рынок в 2020 году в 500 млн грн, – говорит основатель компании QUADRO.UA Тарас Трояк. – Доля DJI – примерно 70%».

Партнеры распределили роли в проекте в соответствии с характером каждого. Общительный и активный Яковенко отвечает за маркетинг, продажи, работу с клиентами. Основательный и рассудительный Аметов заведует бизнес-процессами и финансами.

«Мы осознали, что Китай невозможно победить», – говорит Яковенко. Официальным днем рождения компании партнеры считают 22 апреля 2014 года. Тогда DroneUA заработал первые $200 на сервисе, продав промышленную аэросъемку девелоперской компании UDP Василия Хмельницкого и Андрея Иванова. Гипотеза, что на дронах можно зарабатывать, подтвердилась. Хотя и не так, как виделось вначале.

Вместо производства Яковенко и Аметов запустили дистрибуцию. Кроме DJI они ввозят дроны французского бренда Parrot, промышленные квадрокоптеры Flyability, подводные дроны GLADIUS. «Мы не разменивались на мелочи вроде потребительских технологий и гаджетов», – говорит Яковенко. Компания сделала ставку на крупных заказчиков. По оценке Яковенко, DroneUA контролирует 60% продаж промышленных и 80% сельскохозяйственных беспилотников в стране.

DroneUA никогда не была полностью продуктовой компанией, объясняет Аметов. Если не удается продать дроны, клиенту предлагают услуги – обслуживание техники, обучение персонала, программное обеспечение. Часть разработок создана своими силами, часть – куплена. Главное, чтобы технология помогала решить бизнес-задачу. Алгоритмы DroneUA умеют с точностью до одного растения подсчитать количество всходов на поле. А также распознать, полезная это культура или сорняки, гордится Яковенко. 

До 2018 года 95% оборота DroneUA приходилось на аграрные проекты. «Позже подключились геодезия и топография, добывающая промышленность, – перечисляет Яковенко. – Сейчас начинают «выстреливать» энергетика и сфера безопасности». Среди клиентов компании – ДТЭК, «Метинвест», МХП, Vodafone.

Основатели затрудняются сказать, какое из направлений – оборудование, услуги или программное обеспечение – приносит им больше всего денег. Выгоднее всего проекты по системному внедрению, в которых соединяются и дроны, и программные решения, и экспертиза команды.

Один из примеров – инспектирование опор сотовой сети для Vodafone беспилотниками и анализ данных. В таких проектах на «железо» приходится до 15% стоимости, остальное – софт и услуги, говорит Яковенко. Финальный ценник зависит от индустрии и сложности задач. «Средний чек» проекта в сельском хозяйстве – €1500–2000, в энергетике – €5000–6000. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

«В Украине 90% угодий обрабатываются наземной техникой, но дроны постепенно вытесняют и ее, и традиционную сельхозавиацию», – говорит руководитель проекта AeroDrone Юрий Педерий. Три года назад его компания начала разработку беспилотника для опрыскивания полей. Аппарат стоимостью около $150 000 летает со скоростью 100 км/ч и может перевозить до 80 кг полезной нагрузки. В DroneUA Педерий видит не конкурентов, а партнеров для дистрибуции.

В фермерском хозяйстве «Флора А.А.» дрон появился четыре года назад. Его используют для съемки полей и борьбы с воровством. Компания наладила партнерство с производителями инструментов точного земледелия и тестирует новинки на полях. «Я на 100% уверен, что за этим будущее», – говорит управляющий Андрей Каприца. Простыми решениями вроде мониторинга сельхозтехники пользуются около 30% хозяйств, говорит Яковенко. Активнее всего инновации осваивают небольшие фермеры, обрабатывающие 1000–3000 га. 

Всю прибыль партнеры вкладывают в развитие. По оценке Яковенко, речь идет минимум о $3 млн.

Что дальше? Летом 2020 года DroneUA выпустила автоматизированную ферму FarmBot стоимостью 74 570 грн. Она помогает выращивать зелень, овощи и даже картошку на участке площадью 4 м². FarmBot – проект с открытыми чертежами, модифицировать робота может каждый желающий. Главная часть устройства – рука-манипулятор со сменными насадками. Ее можно запрограммировать на любое повторяющееся действие. 

Миссию DroneUA основатели сформулировали так: их задача – оптимизировать бизнес-процессы компаний, избавлять их от рутины. «Мы занимаемся не дронами, – говорит Яковенко. – Наш бизнес – робототехника». 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Главный номер года уже в продаже

Главный номер года уже в продаже

Рейтинг 100 богатейших украинцев