Только недавно Cruise говорила о планах головокружительного роста, а сегодня отзывает все свои роботакси с дорог США. Каковы дальнейшие планы дочерней компании автогиганта General Motors? Какую стратегию разрабатывают директора амбициозной организации?
Похоже, что компания автономных автомобилей Cruise столкнулась с экзистенциальным кризисом.
Лишь несколько месяцев назад Кайл Уогт, гендиректор Cruise, объявил о крайне амбициозном плане «продолжать десятикратный рост ежегодно в ближайшем будущем». На днях на общем собрании компании, аудиозапись которого удалось получить Forbes, подавленный гендиректор сказал о «сложном моменте» в жизни организации и объявил о необходимости сокращения персонала. А другие директора Cruise говорили о необходимости изменить стратегию и сосредоточить внимание на развитии доверия к их компании, а не на ускоренном масштабировании сделок.
Эта дочерняя компания General Motors, вероятно, больше не считает рост более значимым приоритетом, чем безопасность, и осознала это она неприятным способом. В Сан-Франциско 2 октября автономный автомобиль Cruise сбил и потянул за собой женщину, которую до этого ударила другая машина. По состоянию на конец октября пострадавшая находилась в больнице в критическом состоянии.
Поэтому Департамент автотранспорта Калифорнии отозвал разрешение Cruise на работу в штате, который является самым крупным рынком компании. Учреждение определило, что автомобили Cruise «не безопасны для работы среди людей» и представляют «неоправданный риск для населения». Уже через несколько дней после этого компания добровольно прекратила работу всех своих автомобилей по стране. В октябре в США работали 400 роботакси Cruise, а в Аризоне и Техасе ожидался запуск сервиса автономных такси компании.
На своем сайте в среду Cruise написала о мерах, которые собирается принять в свете последних событий. Среди них начать поиск главного директора по безопасности, который будет отчитываться гендиректору, а также привлечь юридическую фирму и постороннюю инженерную компанию для расследования инцидента 2 октября и его последствий.
«Создавая лучшую Cruise, мы оцениваем последствия ряда потенциальных действий, чтобы обеспечить самые высокие стандарты безопасности, открытости и ответственности в своей работе, – сказала спикер Cruise в заявлении. – Мы решительно настроены на то, чтобы наши клиенты, контрольные органы и общественность были проинформированы о дальнейшем ходе событий».
Такое заявление указывает на то, что компании трудно убедить пассажиров, местные власти и собственных работников в том, что роботакси не представляют опасности для людей. Не помогает и то, что Cruise отозвала все 950 своих автономных автомобилей, а GM, ее материнская компания, поставила на паузу производство полностью автономных автомобилей. Один инженер компании сказал Forbes, что его коллеги задумываются о продаже акций Cruise, а кто-то вообще ищет новую работу.
Из сообщения об отзыве 950 авто немного проливается свет по поводу несчастного случая с женщиной. Так, автономная система автомобиля Cruise приняла ошибочное решение «съехать на обочину, потянув за собой пешехода, хотя нужно было остановиться на месте» после столкновения. В том же сообщении компания сказала, что уже обновила систему и в будущем в аналогичной ситуации автомобиль останется на месте.
По мнению Джона Крафцика, бывшего гендиректора Waymo, которая является главным конкурентом Cruise, Cruise и GM следовало выбрать более взвешенный подход к безопасности общественности, чтобы подобные инциденты не случались никогда. Он считает, что нужно было продвигаться постепенно, занявшись вплотную одним рынком. Когда на этом рынке доверие будет завоевано, тогда можно было бы думать о расширении.
За последние четыре года Cruise сделала очень скромную выручку, а вот общий убыток компании составляет около $6 млрд. Корпоративные аналитики прогнозировали, что в случае успеха индустрия автономного транспорта может принести «сотни миллиардов долларов к концу десятилетия».
Новая стратегия
Джефф Блайх, главный юрист Cruise, на общем собрании говорил о восстановлении доверия, а на сайте компании он написал о «четырех столбах» новой стратегии Cruise:
- «внутренняя и внешняя прозрачность»;
- «процессы по безопасности и инженерные процессы»;
- «верховенство безопасности»
- «привлечение общественности».
А вице-президент по вопросам безопасности и систем Луиза Чжан сказала на собрании, что компания планирует «пригласить сторонних надзирателей за безопасностью, среди которых самые большие критики автономного транспорта, чтобы они дали отзыв по поводу нашей стратегии безопасности».
Кроме того, на собрании говорилось о создании сайта, на котором люди легко смогут сообщить о неожиданном поведении автомобилей Cruise непосредственно компании, а также оставить свои предложения или пожелания по поводу автономных авто.
С открытостью и прозрачностью у компаний автономных авто, как у Cruise, так и у Waymo, серьезные проблемы. Полиция, транспортное агентство и пожарный департамент Сан-Франциско подавали официальные заявления регуляторам штата с жалобой на то, что обе компании «не раскрывают точное количество неожиданных остановок или других инцидентов, которые помешали движению экстренных служб».
В конце собрания Вогт и другие директора пытались излучать уверенность в светлом будущем компании:
«Впереди нас ждут сложные несколько недель, – сказал Вогт, сообщив, что встреча с советом директоров GM состоится на следующей неделе. – Негативного освещения в СМИ и пристального внимания к нам не избежать, и понадобится время, чтобы люди поняли серьезность наших намерений».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.