Відеокоординатор AFP у Києві Арман Солдін (32 роки, ліворуч) і фіксер Олексій Оболенський (справа), Донбас 29 квітня 2022 року. Арман загинув від ракетного удару РФ у Часовому Яру 9 травня 2023 року. /Getty Images
Категория
Война
Дата

Битва за праймтайм: Украине все труднее удерживать внимание мира на войне. Как нам бороться за иностранную аудиторию? Три условия от лауреата премии Emmy Awards for News Азада Сафарова

5 хв читання

Видеокоординатор AFP в Киеве Арман Солдин (32 года, слева) и фиксер Алексей Оболенский (справа), Донбасс 29 апреля 2022 года. Арман погиб от ракетного удара РФ во Временном Яру 9 мая 2023 года. Фото Getty Images

Мы все очень хотим, чтобы тема Украины не сходила с первых полос и праймтаймовых новостей мировых медиа. Но для иностранной съемочной группы каждый день работы в Украине – это большие затраты для телеканала. Тысячи долларов стоит только дорога в Украину. Что делают локальные продюсеры, чтобы удержать внимание мира на Украине, рассказывает продюсер британского Sky News Азад Сафаров, который вместе с коллегами издания получил награду International Emmy Awards for News за освещение событий в Украине.

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

Когда полномасштабная война России против Украины только началась, это было шоком для всего мира. Телеканалы не очень считались с затратами, понимая масштабы трагедии и важность донести читателям информацию. Но за полтора года войны передовые медиа стали более осторожно планировать свои бюджеты.

Они понимают, что война затягивается, а деньги нужны для освещения событий и в других странах. Нападение террористов ХАМАС на Израиль является примером того, как быстро мы можем потерять внимание мира: почти все главные телеканалы мира отправились в Израиль.

В таких условиях украинские локальные продюсеры (в народе «фиксеры») делают максимум, чтобы удерживать внимание зарубежных медиа именно на Украине. Они занимаются практически всем, чтобы иностранные журналисты могли снять материал и выдать его в эфир. Достают разрешения, выбивают на всю команду аккредитацию, ищут темы и героев историй, ведут переговоры по съемке, договариваются с героями об интервью, занимаются логистикой, переводят.

Когда на BBC, CNN или Sky News выходят сюжеты на две-три минуты, никто не видит кропотливую и иногда многодневную работу локальных продюсеров. Рад, что в этом году была признана работа более десятка этих людей: 27 сентября сотрудники Sky News получили награду International Emmy Awards for News. Я стал одним из победителей.

Инструменты, которые помогают удерживать внимание иностранцев на теме Украины

Я работаю локальным продюсером на британском телеканале Sky News с начала полномасштабной войны. С 2014 года работал на CNN. Эта работа научила меня понимать основные потребности иностранных СМИ и что делать, чтобы они подольше оставались в Украине.

Темы

Мы часто ошибочно думаем, что все, что нужно мировым медиа, – это кадры обстрелов, стрельбы, взрывов. Возможно, в начале полномасштабной войны так и не было. Но когда война длится уже более полутора лет, только жуткими фотографиями удержать внимание западной прессы и аудитории не удастся.

Нужны истории – невероятных, храбрых, волевых украинцев. Их поиск – главная задача продюсеров.

Вы когда-нибудь слышали историю о том, как воспитатели приюта около Херсона на протяжении девяти месяцев оккупации прятали 40 детей по своим домам, чтобы их не забрали россияне? А о том, как сапер взорвался на мине и потерял ногу, но через полгода снова вернулся на фронт, на юг, по собственному желанию?

А читали о том, что дети, пережившие оккупацию, бегство, обстрелы, написали сценарий и сняли о себе фильм, чтобы выразить свои эмоции, свои переживания?

Именно это затрагивает сердца и привлекает внимание к Украине.

За полтора года мы из Sky News сняли много таких историй о военных и волонтерах, родителях и детях, переселенцах и жертвах российской агрессии, женщинах и мужчинах. Иногда я находил их сам, иногда с помощью своих друзей, а иногда услышав где-то в разговоре с незнакомцами.

Эти истории порой настолько удивительны, что даже Голливуд не придумает таких сценариев для художественных фильмов. Найти такие темы нелегко, но критически важно.

Поскольку я еще и соучредитель благотворительного фонда «Голоса детей», стараюсь привлекать внимание иностранных медиа к теме похищения детей россиянами, их травмированию из-за войны и реабилитации.

Условия

Чтобы удержать западные СМИ в Украине, нужно создавать для них лучшие условия: быструю аккредитацию и доступ к фронту.

К сожалению, с этим проблемы даже сейчас. Чтобы получить разрешение на съемку, иногда нужно от нескольких дней до нескольких недель. Зарубежные СМИ физически не могут себе это позволить. Каждый день простоя – для них большие затраты.

Они здесь, чтобы работать, чтобы показать ужасы российских преступлений мира, и им часто непонятно, почему украинские власти мешают им это делать и ставят преграды.

Все помнят кадры освобожденного Херсона – радость людей, которые бросались обнимать и целовать украинских военных. Sky News был одним из первых иностранных медиа, который все это снимал в освободившемся городе. Эти кадры 11 ноября облетели весь мир и развенчали моментально российскую пропаганду, утверждавшую, что ВСУ войдут в Херсон и расстреляют всех жителей.

Мир же увидел другое – мир увидел правду.

Именно за эти кадры мы с командой потеряли аккредитацию. К счастью, временно. Тогда власти закрыли доступ журналистам в город. Никакие наши объяснения не убедили спикеров и спикеров Генштаба и Минобороны. Должны ли мы соблюсти эти правила и дать выиграть российской пропаганде? Нет. Мы, локальные продюсеры, не могли этого допустить.

Поэтому мы постоянно привлекаем свои контакты и знакомства с военными, чтобы через них получать разрешения. Так мы поступили и тогда.

Например, если бы не дружба Оли Коноваловой, локального продюсера с CNN, с военными, многие замечательные материалы о героизме наших защитников на этом телеканале не опубликовали бы. Оля тоже получила Emmy.

К счастью, адекватных спикеров и пресс-офицеров на фронте тоже хватает, как и в Генштабе, и в Офисе президента. Но до сих пор военные корреспонденты и локальные продюсеры часто работают не благодаря, а вопреки.

Как украинцы мы привыкли к такой реальности. Но для иностранных СМИ это неприемлемо, и они чем дальше, тем меньше будут хотеть работать в таких условиях. Как локальные продюсеры мы часто оправдываем действия власти, объясняя иностранным СМИ, что это не цензура, а бюрократия.

Убедить героев говорить на весь мир

Мы служим мостом между западными журналистами и украинскими реалиями. Пытаемся сгладить углы, настроить доверие между сторонами, чтобы иностранные СМИ не воспринимали наших как нечто угрожающее. К тому же это об отношениях как со стороны военных, так и рядовых граждан.

Вкладываем много ресурсов, контактов, знакомств и часто психологических навыков, чтобы убедить героев говорить во всем мире.

Например, если бы локальная продюсер София Кочмар два месяца подряд не сидела под моргом в Буче, ожидая с родными жертв и слушая их свидетельства о зверствах росскийских солдат в городе в первые недели вторжения, не вышли бы очень важные документальные фильмы «Я обращаюсь к нему по имени» на BBC World и «Загубленные души» на 60 минут CBS News. София тоже получила Emmy.

Работа локальных продюсеров очень важна, они те, кто открывает двери для зарубежных медиа в Украину и украинцев. Они делают все возможное, чтобы Украина оставалась в праймтаймовых новостях.

Чем больше нас не будут забывать, тем больше мы можем рассчитывать на помощь – финансовую, военную, гуманитарную. Более чем уверен, после победы работу локальных продюсеров признают не только за рубежом, но и в Украине.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд