Відеокоординатор AFP у Києві Арман Солдін (32 роки, ліворуч) і фіксер Олексій Оболенський (справа), Донбас 29 квітня 2022 року. Арман загинув від ракетного удару РФ у Часовому Яру 9 травня 2023 року. /Getty Images
Категория
Война
Дата

Битва за праймтайм: Украине все труднее удерживать внимание мира на войне. Как нам бороться за иностранную аудиторию? Три условия от лауреата премии Emmy Awards for News Азада Сафарова

5 хв читання

Видеокоординатор AFP в Киеве Арман Солдин (32 года, слева) и фиксер Алексей Оболенский (справа), Донбасс 29 апреля 2022 года. Арман погиб от ракетного удара РФ во Временном Яру 9 мая 2023 года. Фото Getty Images

Мы все очень хотим, чтобы тема Украины не сходила с первых полос и праймтаймовых новостей мировых медиа. Но для иностранной съемочной группы каждый день работы в Украине – это большие затраты для телеканала. Тысячи долларов стоит только дорога в Украину. Что делают локальные продюсеры, чтобы удержать внимание мира на Украине, рассказывает продюсер британского Sky News Азад Сафаров, который вместе с коллегами издания получил награду International Emmy Awards for News за освещение событий в Украине.

Когда полномасштабная война России против Украины только началась, это было шоком для всего мира. Телеканалы не очень считались с затратами, понимая масштабы трагедии и важность донести читателям информацию. Но за полтора года войны передовые медиа стали более осторожно планировать свои бюджеты.

Они понимают, что война затягивается, а деньги нужны для освещения событий и в других странах. Нападение террористов ХАМАС на Израиль является примером того, как быстро мы можем потерять внимание мира: почти все главные телеканалы мира отправились в Израиль.

В таких условиях украинские локальные продюсеры (в народе «фиксеры») делают максимум, чтобы удерживать внимание зарубежных медиа именно на Украине. Они занимаются практически всем, чтобы иностранные журналисты могли снять материал и выдать его в эфир. Достают разрешения, выбивают на всю команду аккредитацию, ищут темы и героев историй, ведут переговоры по съемке, договариваются с героями об интервью, занимаются логистикой, переводят.

Когда на BBC, CNN или Sky News выходят сюжеты на две-три минуты, никто не видит кропотливую и иногда многодневную работу локальных продюсеров. Рад, что в этом году была признана работа более десятка этих людей: 27 сентября сотрудники Sky News получили награду International Emmy Awards for News. Я стал одним из победителей.

Инструменты, которые помогают удерживать внимание иностранцев на теме Украины

Я работаю локальным продюсером на британском телеканале Sky News с начала полномасштабной войны. С 2014 года работал на CNN. Эта работа научила меня понимать основные потребности иностранных СМИ и что делать, чтобы они подольше оставались в Украине.

Темы

Мы часто ошибочно думаем, что все, что нужно мировым медиа, – это кадры обстрелов, стрельбы, взрывов. Возможно, в начале полномасштабной войны так и не было. Но когда война длится уже более полутора лет, только жуткими фотографиями удержать внимание западной прессы и аудитории не удастся.

Нужны истории – невероятных, храбрых, волевых украинцев. Их поиск – главная задача продюсеров.

Вы когда-нибудь слышали историю о том, как воспитатели приюта около Херсона на протяжении девяти месяцев оккупации прятали 40 детей по своим домам, чтобы их не забрали россияне? А о том, как сапер взорвался на мине и потерял ногу, но через полгода снова вернулся на фронт, на юг, по собственному желанию?

А читали о том, что дети, пережившие оккупацию, бегство, обстрелы, написали сценарий и сняли о себе фильм, чтобы выразить свои эмоции, свои переживания?

Именно это затрагивает сердца и привлекает внимание к Украине.

За полтора года мы из Sky News сняли много таких историй о военных и волонтерах, родителях и детях, переселенцах и жертвах российской агрессии, женщинах и мужчинах. Иногда я находил их сам, иногда с помощью своих друзей, а иногда услышав где-то в разговоре с незнакомцами.

Эти истории порой настолько удивительны, что даже Голливуд не придумает таких сценариев для художественных фильмов. Найти такие темы нелегко, но критически важно.

Поскольку я еще и соучредитель благотворительного фонда «Голоса детей», стараюсь привлекать внимание иностранных медиа к теме похищения детей россиянами, их травмированию из-за войны и реабилитации.

Условия

Чтобы удержать западные СМИ в Украине, нужно создавать для них лучшие условия: быструю аккредитацию и доступ к фронту.

К сожалению, с этим проблемы даже сейчас. Чтобы получить разрешение на съемку, иногда нужно от нескольких дней до нескольких недель. Зарубежные СМИ физически не могут себе это позволить. Каждый день простоя – для них большие затраты.

Они здесь, чтобы работать, чтобы показать ужасы российских преступлений мира, и им часто непонятно, почему украинские власти мешают им это делать и ставят преграды.

Все помнят кадры освобожденного Херсона – радость людей, которые бросались обнимать и целовать украинских военных. Sky News был одним из первых иностранных медиа, который все это снимал в освободившемся городе. Эти кадры 11 ноября облетели весь мир и развенчали моментально российскую пропаганду, утверждавшую, что ВСУ войдут в Херсон и расстреляют всех жителей.

Мир же увидел другое – мир увидел правду.

Именно за эти кадры мы с командой потеряли аккредитацию. К счастью, временно. Тогда власти закрыли доступ журналистам в город. Никакие наши объяснения не убедили спикеров и спикеров Генштаба и Минобороны. Должны ли мы соблюсти эти правила и дать выиграть российской пропаганде? Нет. Мы, локальные продюсеры, не могли этого допустить.

Поэтому мы постоянно привлекаем свои контакты и знакомства с военными, чтобы через них получать разрешения. Так мы поступили и тогда.

Например, если бы не дружба Оли Коноваловой, локального продюсера с CNN, с военными, многие замечательные материалы о героизме наших защитников на этом телеканале не опубликовали бы. Оля тоже получила Emmy.

К счастью, адекватных спикеров и пресс-офицеров на фронте тоже хватает, как и в Генштабе, и в Офисе президента. Но до сих пор военные корреспонденты и локальные продюсеры часто работают не благодаря, а вопреки.

Как украинцы мы привыкли к такой реальности. Но для иностранных СМИ это неприемлемо, и они чем дальше, тем меньше будут хотеть работать в таких условиях. Как локальные продюсеры мы часто оправдываем действия власти, объясняя иностранным СМИ, что это не цензура, а бюрократия.

Убедить героев говорить на весь мир

Мы служим мостом между западными журналистами и украинскими реалиями. Пытаемся сгладить углы, настроить доверие между сторонами, чтобы иностранные СМИ не воспринимали наших как нечто угрожающее. К тому же это об отношениях как со стороны военных, так и рядовых граждан.

Вкладываем много ресурсов, контактов, знакомств и часто психологических навыков, чтобы убедить героев говорить во всем мире.

Например, если бы локальная продюсер София Кочмар два месяца подряд не сидела под моргом в Буче, ожидая с родными жертв и слушая их свидетельства о зверствах росскийских солдат в городе в первые недели вторжения, не вышли бы очень важные документальные фильмы «Я обращаюсь к нему по имени» на BBC World и «Загубленные души» на 60 минут CBS News. София тоже получила Emmy.

Работа локальных продюсеров очень важна, они те, кто открывает двери для зарубежных медиа в Украину и украинцев. Они делают все возможное, чтобы Украина оставалась в праймтаймовых новостях.

Чем больше нас не будут забывать, тем больше мы можем рассчитывать на помощь – финансовую, военную, гуманитарную. Более чем уверен, после победы работу локальных продюсеров признают не только за рубежом, но и в Украине.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд