Украинский стартап Pix с 2018 года продавал рюкзаки с LED-экранами в 60 странах. В январе проект закрыли, а часть заказов так и не смогли выполнить, написала 14 мая соучредительница стартапа Маргарита Римек в Facebook. История Pix на этом не заканчивается, его отдали на консервацию в акселератор IoT Hub, чтобы возродить с новыми фаундерами в более благоприятные времена. Как это работает
Чем занимался Pix
Основной продукт Pix – рюкзак с LED-экраном, который можно программировать в приложении. Основатели проекта – ІТ-предприниматель Иван Каунов и маркетологи Сергей Ездин и Римек.
На старте основатели вложили в Pix $10 000 из собственного кармана и получили поддержку от проекта Романа Кравченко DIY Lab. Затем Pix вошел в акселератор IoT Hub Кравченко и получил от него около $50 000 в обмен на 10% компании, рассказывает он Forbes. Другой инвестор Pix – предприниматель Сергей Гура, вложил в проект $150 000.
На эти деньги стартап запустил кампании на Kickstarter и Indiegogo, где Pix собрал более $500 000. Продажи компании в 2019 году, по словам Римек, достигли $1 млн. За пять лет Pix отправил 15 000 рюкзаков в 60 стран и интегрировал свой LED-экран в сумки курьеров.
Производили рюкзаки в Китае, а продавали по $260 в розницу. Крупнейшие рынки – Азия и США.
В 2019 году Pix также собрал $46 000 на детский рюкзак с LED-подсветкой Pix Mini. Проект поддержали 343 беккера, а краудфандинг закрыли за первые шесть часов с начальной ценой $15 000. Часть рюкзаков Pix Mini до закрытия отправить так и не смогли, говорит Римек.
Что пошло не так
У Pix имелись внешние и внутренние проблемы, говорит Кравченко. Внутри команды еще в 2019 году произошли перемены – со стартапа ушел Каунов. Он стал соучредителем Finmap, а сейчас служит в ВСУ. Его место занял Андрей Глижинский, отвечавший за производство.
Роль генерального директора взяла на себя Римек. По словам Кравченко, она умело управляла проектом, но Pix не хватало «визионера и варвара», чтобы вывести его на новые рынки, приспособить продажи и производство к новым условиям. Римек не ответила на запрос Forbes на момент публикации материала.
Во время пандемии начались проблемы, потому что спрос на рюкзаки, обычно покупаемые детям, сильно сократился. «Надо было быстро развивать новые направления, заполнять идеями свободные ниши, искать новый «голубой океан», – говорит Кравченко. Проект продолжал развиваться, но в «зоне безопасности». «Команда сфокусировалась на продукте, который знала как производить, однако среда изменилась и у пользователей появились новые проблемы», – говорит Кравченко.
Одно время дистрибьюторы продолжали выгружать продукцию с китайских складов, но перезапустить производство отдаленно не получилось. Контролировать качество и процессы на заводах в Китае всегда было сложно, а во время пандемии почти невозможно. Еще одна проблема – плагиат. По словам Кравченко, китайцы стали массово копировать продукт и продавать рюкзак худшего качества по цене в два раза ниже.
Военное напряжение также приблизило закрытие стартапа, уменьшив инициативность команды. Чтобы восстановить проект, нужно было привлекать новые инвестиции, но все устали, – признается Кравченко.
В течение 2021 года команда Pix тестировала идеи для перезапуска, говорит Римек, но наконец стартап решили «законсервировать» и передать акселератору IoT Hub для перезапуска в будущем. Все приложения и продукты Pix будут продолжать работу, но новые заказы делать нельзя.
Как будут «ремонтировать» стартап
Чтобы не отказываться от бренда, у Кравченко и IoT Hub появилась идея – запустить стартап-студию, которая, в отличие от акселератора или инкубатора, будет «ремонтировать» потерпевшие неудачу стартапы.
Сейчас IoT Hub тестирует эту модель на стартапе Feel VR, который в 2018-м собрал почти $700 000 на производство 1000 рулей и педалей для виртуальной гонки, но за следующие три года отправил только сотню заказов, оставшись без денег и с кучей обязательств.
«Ремонт» стартапа будет работать так: Кравченко возьмет на себя роль временного СЕО, проведет финансовый и технический аудит, соберет документацию и начнет поиск новых фаундеров. По его плану, выиграют все: первые фаундеры могут продать свою долю и сохранить бренд, название и продукт, а у новой команды уже будет с чем работать и что предлагать инвесторам. В начале IoT Hub берет на себя все обязательства и решает, сколько акций будет у учредителей. После привлечения средств и поиска команды он передаст управление новым фаундерам.
«Мы обеспечиваем непрерывность развития истории бренда», – говорит Кравченко. По его словам, это очень важно во время войны, когда многие проекты закрылись. «Это не значит, что все пропало», – говорит он: можно правильно сохранить стартап и перезапустить его в лучшие времена.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.