Автоматическая система обнаружения пожаров SmokeD уже помогает контролировать территорию почти половины польских лесов. Но для Артура Матущака, основателя компании, этого недостаточно. С помощью инвесторов, запатентованной технологии и своего непоколебимого энтузиазма он намерен завоевать американский рынок. Forbes Polska рассказывает о пути амбициозного предпринимателя, который из разнорабочего в технологической фирме вырос до программиста и совладельца компании
Лесник по образованию, Артур Матущак устроился в технологическую компанию Taxus (состоит из Taxus IT и Taxus Ul), создающую IT-решения для лесного хозяйства и природоохранной отрасли. Там он прошел путь от разнорабочего до совладельца и вице-президента компании.
Когда Матущаку и его идеям стало мало места в Taxus, он договорился с партнерами об отделении самостоятельного стартапа SmokeD, производящего системы раннего обнаружения дыма и продающего услуги по мониторингу лесных пожаров.
Сегодня SmokeD следит за пожарной безопасностью лесов из почти 270 точек в разных частях мира. В 2023 году доход компании составил около $2 млн, а за год до этого она получила $2,34 млн финансирования от фонда EEC. Учредитель делает все, чтобы закрепиться и расшириться на американском рынке, а также достичь оценки в 1 млрд злотых ($234,19 млн).
Из лесника в программисты
Еще во время учебы в Университете естественных наук в Варшаве на лесника, куда он поступил после лесничего техникума, Матущак присоединился к компании Taxus, предлагавшей технологические решения для лесного хозяйства. По словам самого Матущака, его первая работа в фирме заключалась в том, чтобы «выносить, приносить и подметать». Но так продолжалось недолго.
«Артур сделал блестящую карьеру в Taxus. Он начинал как разнорабочий, но со временем научился программировать и стал программистом, совсем не отличавшимся от компьютерщиков с дипломами вузов. Потом, по своему желанию, стал продавцом. Он построил отлаженный отдел продаж, благодаря чему мы начали реализовывать совершенно новые проекты. Впоследствии он вошел в состав правления и стал одним из партнеров», – рассказывает Адам Конечный, совладелец и гендиректор Taxus IT.
В 2010 году Матущак заинтересовался проблемой лесных пожаров, а образование лесника подсказало ему, с какой стороны подойти к этому вопросу.
«Обычно наблюдатель поднимается на специальную башню, с которой можно осматривать лес с высоты. Проблема в том, что такое наблюдение проводится только днем и является физически изнуряющим, что уменьшает количество желающих к такой работе. После того, как наблюдатель увидит дым, другой специалист должен определить место пожара на карте и передать координаты пожарным. Любое промедление чревато тем, что огонь распространится по всему лесу», – объясняет Матущак.
Риск этот очень дорог как для государства, так и для экологии. Анализ доктора Ришарда Щигла из Института лесных исследований показывает, что для нейтрализации углеродных выбросов в результате пожара на 1 га леса нужно залеснить от 10 до 25 га.
Чтобы вовремя останавливать пожар, Матущак и компания разработали запатентованную технологию раннего обнаружения пожара. Их решение позволяет замечать дым на основе фотограмметрического анализа изображения с камеры дальнего радиуса действия. Система SmokeD состоит из камеры, программного обеспечения и приложения, благодаря которым можно не только обнаруживать пожары, но и отправлять уведомления пользователям.
«Разные компании пытались создать подобные решения, но они генерировали много ошибочных тревог, не облегчавших наблюдение. А SmokeD дает достоверные результаты и позволяет быстро обнаружить большинство пожаров», – говорит Конечный.
Первая система SmokeD заработала в лесничестве Недзвяды в 2013 году. К концу 2019-го она уже была на службе более чем в 60 подразделениях, входящих в состав Гослесагентства Польши. Пользуясь случаем, Taxus IT поглотила компанию PPW Manta, специализирующуюся на производстве камер дальнего радиуса действия, а Матущак решил выйти на американский рынок.
С конца 2017-го он начал ездить в США, чтобы представить систему SmokeD тамошним лесоводам, хотя он даже английским не владел. Представив SmokeD нескольким заинтересованным, получил однозначный ответ: камеры компании им не нужны, а вот программное обеспечение – это находка. Это вселило в Матущака уверенность в том, что в Штатах можно построить серьезный бизнес.
Международная экспансия – это дорого
Международные амбиции Матущака оказались неудобными для Taxus. Проект, который развивался на протяжении многих лет с небольшими инвестициями и давал привлекательные результаты, начал влетать в копеечку, ведь выход на иностранный рынок – это удовольствие не из дешевых. А когда наступил пандемический 2020 год и Гослесагентство, основной заказчик Taxus, значительно сократило расходы, проблема обострилась.
Владельцам компании – Матущаку, Конечному и Кшиштофу Мрочеку – пришлось искать выход из ситуации. И они это сделали, хотя это отняло немало сил и повлекло за собой напряжение в их взаимоотношениях.
«У нас было разное видение развития бизнеса, и каждый тянул одеяло на себя. В конце концов мы решили, что отделение SmokeD от Taxus будет лучшим вариантом. Так мы и поступили. Мы нашли инвестора (фонд KnowledgeHub дал около $1 млн), создали компанию, в которую вместе со мной переехали 14 человек, а Taxus стал одним из ее акционеров», – рассказывает Матущак.
«На самом деле в долгосрочной перспективе мы не смогли бы вести бизнес вместе, потому что мы слишком разные. Хотя все мы занимаемся инновациями, мы с Кшиштофом стараемся делать это безопасно, а Артур может легко ставить на кон все», – объясняет Конечный.
После разделения компании Артур Матущак почувствовал, как это – управлять стартапом: несколько месяцев у него не было денег на зарплаты сотрудникам, ведь он ждал первого транша финансирования от инвесторов. SmokeD завершила свой дебютный год с $73 000 с лихвой дохода. Но дальше дела пошли вверх.
«Со временем мы все меньше сосредотачивались на камерах и все больше – на разработке ПО. Мы стали превращаться из компании, которая продает целую систему раннего обнаружения дыма, в ту, которая предлагает услуги по мониторингу пожаров без необходимости покупать наши камеры, – говорит Матущак. – Многие компании относятся к SmokeD как к страховому полису, и система, похоже, оправдывает возлагаемые на нее надежды, ведь мы еще не потеряли ни одного клиента».
В Польше SmokeD является безоговорочным лидером, ведь ее система контролирует около 4 млн из 9,2 млн га лесных площадей страны. А с помощью финансирования от инвесторов молодая компания все смелее выходит за пределы страны.
В основном это США, где ее решения используются примерно в 30 локациях, а также Франция, Италия, Канада, Южная Африка, Бразилия и Индонезия. Клиенты – это преимущественно лесохозяйственные учреждения, пожарные службы и энергетические компании, желающие защитить свои электросети.
В период с 2020 по 2023 год доход SmokeD вырос в несколько десятков раз. То же касается и оценки, которая, по словам Матущака, уже достигает $35,12 млн.
«По наихудшему сценарию, в 2024 году мы достигнем $4,21 млн дохода, а по наилучшему – $9,36 млн, – говорит основатель SmokeD. – Сейчас мы сосредоточены на американском рынке. Если там все удастся, то через несколько лет сможем выйти на продажи в $100–120 млн».
Конкурентное преимущество
В этом должен помочь следующий раунд финансирования, в рамках которого стартап хочет привлечь около $11 млн. Но это все равно значительно меньше $37 млн, которые калифорнийская компания Pano AI, главный конкурент SmokeD, привлекла в раунде A в 2023 году.
«Pano AI имеет преимущество над нами в том, что у ее основательницы Сони Кастнер большой опыт развития стартапов, а в наставниках у нее Майкл Блумберг. Это облегчает привлечение финансирования, но технологически мы лучше. И за исключением одного случая я не сталкивался с дискриминацией из-за того, что мы из Польши. Напротив. Американцам нравятся предприниматели, которые гордятся своей национальностью», – говорит Матущак.
Ситуация в мире такова, что в ближайшее время работы у SmokeD и ее конкурентов будет достаточно. Анализ Global Forest Watch показывает, что лесные пожары сжигают почти вдвое больше деревьев, чем 20 лет назад из-за глобального потепления.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.