Аномальная жара, наводнения и ураганы, вызванные климатическими изменениями, не только причиняют дискомфорт и разрушают наши дома. Все это делает сельское хозяйство гораздо более сложным и дорогим делом, а стоимость продовольствия становится выше, для некоторых и вовсе недоступной. Financial Times изучила тенденции мировых рынков продовольствия и продовольственную инфляцию. Forbes пересказывает главное из материала.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Погодные условия всегда влияли на урожаи, отмечает FT, но раньше это были одноразовые явления, случавшиеся в том или ином уголке планеты время от времени. Впрочем, массовое снижение урожайности указывает на существенные изменения привычных погодных условий по причине глобального потепления:
- апельсины не уродили в Бразилии из-за чрезмерных осадков;
- какао на западе Африки пострадало в результате осадков и распространения черного грибка;
- оливки на юге Европы не выдерживают аномальной жары;
- кофейные деревья сорта робуста во Вьетнаме пострадали от затяжной жары.
- Категория
- Мир
- Дата
Это в свою очередь уменьшает количество товаров на рынке, а значит, цены на них повышаются.
Климатические изменения привели к росту стоимости многих продовольственных биржевых товаров, рассказывает соучредитель международного аграрного хедж-фонда Farrer Capital Адам Дэвис. «Пшеница подорожала на 17%, пальмовое масло – на 23%, сахар – на 9%, свинина – на 21%», – говорит он. Повышение цен на треть продуктов в Великобритании в 2023-м произошло из-за климатических изменений, подсчитал аналитический центр Energy and Climate Intelligence Unit.
Одно дело, если бы это были единичные случаи, добавляет Фредерик Нойманн, главный экономист по вопросам азиатского региона в HSBC, но мы видим «ряд повторяющихся аномальных событий». Они окажут неизбежное «перманентное влияние на способность обеспечивать мир продовольствием», отмечает Нойманн. А продовольственная инфляция не заставит себя ждать.
Европейский центральный банк и Потсдамский институт исследований влияния климата недавно обнародовали совместное исследование. В результате повышения температуры на планете в течение последующих 10 лет мировой уровень годовой продовольственной инфляции может расти на 3,2 процентного пункта в год, прогнозируют исследователи. Это приведет к росту общей годовой инфляции до 1,18 п.п. к 2035 году. Больше всего эта тенденция затронет Южное полушарие Земли.
Многих интересует, как это скажется на монетарной политике и как центральным банкам реагировать на постоянные и повторяющиеся резкие изменения цен на продукты.
Последствия климатических изменений для сельского хозяйства
Мир становится жарче, и с этим трудно поспорить, поскольку каждый год метеорологи фиксируют температурные рекорды. Предыдущий год признали самым жарким в истории наблюдений, но, похоже, 2024-й может его превзойти.
Больше всего от климатических изменений и повышения температуры страдает сельское хозяйство. FT пишет о следующих последствиях:
- Урожайность пшеницы существенно падает, когда весной температура превышает 27,8 ℃. «Пшеничные» регионы Китая и США уже страдают от температур, оставивших этот порог далеко позади.
- Засуха, наводнения и штормы становятся все более частыми явлениями и, разумеется, мешают аграриям. К примеру, наводнение в Пакистане в 2022-м опустошило рисовые поля, а климатические изменения вместе с вернувшимся в прошлом году феноменом Эль-Ниньо спровоцировали более низкие урожаи сахара, кофе и какао.
- Изменение погодных условий может передвинуть посевной сезон и время уборки, что порождает дополнительную угрозу от вредителей и болезней. В Гане и Кот-д'Ивуаре, которые дают две трети мирового урожая какао-бобов, сильные дожди прошлым летом привели к распространению грибковой инфекции в бобах. Это, другие болезни и неблагоприятные погодные условия снизили мировой урожай какао более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.
- Необходимость более крупных инвестиций со стороны фермеров. Земли, ранее получавшие достаточно орошения от дождей, требуют дополнительной ирригации, а на других разводится больше вредителей, а значит, нужно больше пестицидов.
- В жаркую погоду производительность людей, работающих на полях или в садах, падает.
Понятно, что дополнительные затраты на обработку сельскохозяйственных угодий и уменьшение урожайности отражаются на ценах для потребителей.
Богатые и бедные пострадают по-разному
Рост температурных показателей оказывает существенное воздействие на снижение производительности и повышение инфляции, когда превышает определенный уровень, отмечают исследователи ЕЦБ. Если температура подскочит на 5 ℃, с 20 ℃ до 25 ℃, это будет менее вредно для урожая и инфляции, чем ее повышение на 2 ℃ – с 34 ℃ до 36 ℃. Поэтому в Южной Америке и Африке, где температура и так высока, даже небольшое ее повышение сильно влияет на удорожание продуктов.
В развивающихся странах еда составляет большую долю от общих затрат домохозяйства, поэтому рост продовольственных цен там оказывает большее влияние на общую инфляцию, объясняет Нойманн из HSBC. Кроме того, более высокие цены на продукты означают, что у людей остается меньше денег на другие товары, а значит, общие потребительские расходы сокращаются.
Богатые страны часто лучше интегрированы в мировые рынки, поэтому могут более эффективно справиться с неудачным внутренним урожаем, просто купив необходимое где-либо. Более бедная страна такого себе не сможет позволить не только из-за нехватки денег, но и из-за отсутствия инфраструктуры для крупного импорта.
Впрочем, не то чтобы богатые страны вовсе не пострадают. К примеру, преподаватель экономики Герт Пирсман обнаружил, что в среднесрочной перспективе до 30% волатильности инфляции в Еврозоне будут вызваны изменениями на продовольственные цены в мире, спровоцированные проблемами с урожаем. Он добавляет, что граждане состоятельных стран все равно ориентируются на продуктовые цены и в случае их роста требуют повышения зарплат, что влияет на рост общей инфляции.
Что делать с продовольственной инфляцией
Все большее влияние климатических изменений на сельское хозяйство заставляет экономистов спорить о том, должны ли центральные банки реагировать на скачки продовольственных цен повышением учетных ставок. Ранее они этого не делали, потому что продовольственную инфляцию считают явлением временным и волатильным.
Кроме того, продовольственную инфляцию провоцируют внешние мировые факторы, на которые малые экономики не могут повлиять. Действительно, более высокая учетная ставка никак не сможет увеличить количество того или иного продовольственного товара на мировых рынках.
Одни экономисты предлагают вмешательство не центральных банков, а фискальных и промышленных институтов, чтобы те контролировали цены и предоставляли субсидии. А более жесткая антимонопольная политика может не дать корпорациям с большой долей рынка наживаться в периоды высокой инфляции и усугублять проблему.
Странам следует наращивать запасы продовольственных биржевых товаров, чтобы смягчить колебания цен, и взимать высокие налоги на сверхвысокие прибыли с компаний критических секторов, таких как продовольственный, чтобы те не наживались на росте цен, считает экономист Изабелла Вебез из Университета Амгерста.
Нойманн и несколько других его коллег понимают риски и иногда низкую эффективность повышения учетных ставок, когда цены на продовольствие растут. Но длительный рост продовольственной инфляции игнорировать нельзя и центральным банкам придется прибегнуть к повышению ставок не столько чтобы снизить продуктовые цены, а скорее чтобы цены на все остальное не пошли вверх. Кроме того, в случае небольших стран более высокие ставки означают более дорогую валюту, что помогает снизить стоимость импорта.
Экономисты подводят итоги: центральным банкам не стоит чрезмерно реагировать, но по мере роста влияния климатических изменений продовольственная инфляция станет слишком важной для экономики и населения, чтобы институты ничего не делали.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.