В начале июня от EVO-Rozetka – одной из самых крупных продуктовых IT-компаний Украины – отделился новый бизнес Tabula Rasa. Комментарии акционеров сдержанны. О том, кто был инициатором развода и как будет жить EVO дальше, рассказывает новый CEO Денис Горовой
«Просто время для нового этапа», – говорит, не вдаваясь в лишние детали, соучредитель и теперь уже бывший руководитель EVO Николай Палиенко в интервью AIN. Разговаривать с Forbes он отказался. Соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин тоже был немногословен и личностные договоренности между акционерами решил не комментировать. Что произошло?
В начале июня от объединенной в 2018-м группы компаний EVO-Rozetka отделились сервисы «Вчасно» и Zakupki.Prom. Их под новым брендом Tabula Rasa будет развивать соучредитель и многолетний руководитель EVO Николай Палиенко. На посту его сменит школьный товарищ и бизнес-партнер Денис Горовой. Раздел совместного бизнеса начался весной 2023-го и еще продолжается, говорит он.
Каким курсом будет двигаться обновленный EVO, как изменятся отношения с Rozetka? Об этом Горовой рассказал в интервью Forbes.
Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию разговора
Вы с Николаем Палиенко и Тарасом Мурашко знакомы со школы и ведете бизнес уже 15 лет – с 2008-го. Почему решили пойти на значительные перестановки в компании?
Основное здесь – желание Николая заниматься новыми проектами, в том числе инновационными.
В текущей структуре EVO-Rozetka есть три группы акционеров. А у Tabula Rasa все операционные, стратегические решения полностью за Николаем. Это создает возможность для развития проектов, которые могут и не быть сфокусированы вокруг электронной коммерции, которая остается основным приоритетом EVO-Rozetka.
То есть инициатором был Николай Палиенко?
Да.
Это было сложное решение?
Понятно, что это существенное изменение для всех. Сложное решение – скорее философское понятие. Это важное решение, но всем с ним ОК. Не было каких-либо сильных споров по поводу того, как все должно происходить.
Процесс длится несколько месяцев, с весны. Он еще не завершился, но все договоренности зафиксированы.
Как технически происходит разделение бизнесов? Николай Палиенко остается акционером EVO. У вас с Тарасом есть доли в Tabula Rasa. У Владислава и Ирины Чечеткиных тоже?
Акционерный состав EVO-Rozetka не поменялся. Мы остаемся акционерами, но понятно, что наша с Николаем и Тарасом суммарная доля уменьшилась.
Единственные акционеры Tabula Rasa – Николай, Тарас и я.
Как отреагировали на это решение Чечеткины?
По-моему, нормально (улыбается). Это вопрос больше к Ирине и Владиславу.
Какие выводы вы сделали из разделения бизнеса?
Еще рано, мы только начали. Сказал бы, что это достаточно логичное разделение. Из EVO выделяются B2B-проекты, практически никак не пересекающиеся с другими бизнесами. Ни командами, ни клиентскими базами. Такая конструкция, на мой взгляд, позволяет сделать разделение максимально экологичным.
Процесс проходит нормально. Это чистый раздел. Я верю, что у каждой компании свой путь, нет сравнения, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Tabula Rasa, как я понимаю, будет больше сфокусирована на глобальных инновационных проектах. А в EVO-Rozetka мы продолжим фокусироваться на Украине.
Tabula Rasa – это объединенные «Вчасно» и Zakupki.Prom. Какова была доля этих бизнесов в выручке EVO?
Около 20–25%.
На момент «развода» эти бизнесы генерировали выручку?
Большая война оказала существенное влияние на все бизнесы. Zakupki.Prom был построен вокруг системы государственных закупок Prozorro. И в определенные моменты было ослабление, некоторые процедуры не обязательно было проводить через нее.
Поэтому эти бизнесы сократились, но у них есть выручка, эти бизнесы прибыльные, в хорошем состоянии.
Есть ли у Rozetka «джентльменские договоренности» о том, какие KPI должны быть у EVO?
У нас есть годовые цели – мы сфокусированы на росте, расширении, построении лучшей электронной коммерции в Украине. Мы ее строим, и я верю, что построим.
Сюда входит использование инфраструктуры Rozetka, их точек выдачи. Мы уже начали проекты, когда покупатель может что-нибудь заказать на Prom.ua, а получить в точке Rozetka. Это будет бесплатно.
Мы считаем это существенным конкурентным преимуществом. Я верю, что электронная коммерция с бесплатной доставкой – это поддержка украинцев в трудные времена, ведь это существенно удешевляет покупки.
То есть вы двигаетесь к более глубокой коллаборации с Rozetka?
Я бы сказал, что это использование достижений, которые исторически сложились у нас и Rozetka. У нас обоих – это большое количество покупателей и продавцов, у них – точки выдачи.
Мы также будем развивать финансовые инструменты. Наша финансовая компания в мае получила лицензию, когда Нацбанк решил перелицензировать всех. И сейчас мы будем получать еще одну лицензию – она позволит открывать счета, в частности, для физических лиц.
Сколько человек остается в команде EVO, учитывая, что 250 специалистов перешли в команду Tabula Rasa?
Около 700 человек.
Крупнейшая компания группы – Prom.ua. Как обстоят дела у других бизнесов EVO?
Prom.ua действительно самый большой. Мы видим, что небольшие предприниматели – ядро продавцов – адаптируются. Они ищут новые пути, чтобы найти товары и качественно обслуживать покупателей. По показателям мы видим, что это работает.
Kabanchik.ua, построенный на услугах, пострадал сильнее. Люди меньше заказывают услуги домашних мастеров, ремонта, но мы видим возобновление спроса.
В принципе, все проекты здоровы, кроме Rozetka Travel, построенного на туризме. Он на паузе. Мы лишь выполняем обязательства перед клиентами, купившими услугу, но не получившими ее из-за того, что началась война, прекратились полеты и туристические операторы не смогли ее предоставить. Как только это станет возможно, они ее используют.
Этот проект будет на паузе, пока не появится хоть какая-то определенность с туристической сферой.
Какова динамика выручки Prom.ua с начала 2023 года?
С января по май 2023-го продажи выросли на 20% по сравнению с тем же периодом 2022 года.
Мы видим, что идем, можно сказать, за сезоном 2020–2021 годов. Он немного скорректирован – весной обычно объем заказов падает. Покупатели переключились с «антиблэкаутных» товаров, генераторов, газовых горелок, спальников на товары для сада и дома.
Военные продукты остаются большой категорией – около 5% товарооборота. Здесь мы по-прежнему работаем с минимальной комиссией 1%. Она не покрывает наши расходы даже для поддержки этой категории, но это наша позиция.
Средний чек существенно вырос – на 35% год к году, сейчас составляет 1200 грн. Среди прочего, за счет военных товаров, но есть и влияние инфляции. Поэтому у нас товарооборот вырос и по отношению к 2021 году.
В январе в интервью Николай Палиенко рассказывал о планах по экспансии EVO, но не раскрывал деталей. По сути, выходить на новые рынки EVO всегда, мягко говоря, было сложно. Почему?
Причин несколько. Самая первая – мы все же имеем фокус на Украине. И он будет оставаться на Украине.
Rozetka, как известно, вышла в Польшу. Мы рассматриваем возможность запустить Prom.ua в Румынии или Турции. Думаю, мы должны это сделать в течение нескольких месяцев. Но на двух рынках одновременно мы точно не запустимся.
Почему эти страны оказались в шорт-листе для экспансии?
Это комбинация того, каков объем рынка, какая конкуренция, занята ли ниша. Поскольку Prom.ua работает с малым и средним бизнесом, смотрим, сколько этих бизнесов, какая культура предпринимательства в стране.
Я не очень вижу, как запускать Prom.ua, например в Германии. А в странах, где много небольших предприятий, это вполне реально.
Почему не Польша?
В Польше есть Allegro – мегаигрок с невероятной долей рынка, брендом и показателями роста. В виде маркетплейса в Польше, на мой взгляд, заходить не стоит.
В Турцию или Румынию мы будем заходить как чисто онлайн-игрок, без офлайн-присутствия. Это модель маркетплейса-классифайда, будем предоставлять компаниям возможность создавать свой сайт и площадку для продажи товаров.
То есть офисов или представительств открывать там не будете?
Нет. Но мы поступали так же, когда еще запускали Prom.ua в Беларуси и Казахстане. Сейчас остался только Казахстан. Теперь повторим тот путь с новым опытом.
В Казахстане мы работаем под брендом Satu, это больше B2B-проект. Эта страна прибыльная, там есть рост, темпы невысокие, но они не изменились за несколько лет. Надо понимать, что в Казахстане также высока конкуренция – Kaspi.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.