Денис Горовой, соучредитель и новый СЕО EVO /предоставлено пресс-службой
Категория
Инновации
Дата

Большое разделение в EVO-Rozetka. Новый CEO компании EVO о «разводе» с бизнес-партнером Николаем Палиенко, выходе на новые рынки и средний чек. Интервью Дениса Горового

6 хв читання

Денис Горовой, соучредитель и новый СЕО EVO Фото предоставлено пресс-службой

В начале июня от EVO-Rozetka – одной из самых крупных продуктовых IT-компаний Украины – отделился новый бизнес Tabula Rasa. Комментарии акционеров сдержанны. О том, кто был инициатором развода и как будет жить EVO дальше, рассказывает новый CEO Денис Горовой

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

«Просто время для нового этапа», – говорит, не вдаваясь в лишние детали, соучредитель и теперь уже бывший руководитель EVO Николай Палиенко в интервью AIN. Разговаривать с Forbes он отказался. Соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин тоже был немногословен и личностные договоренности между акционерами решил не комментировать. Что произошло?

В начале июня от объединенной в 2018-м группы компаний EVO-Rozetka отделились сервисы «Вчасно» и Zakupki.Prom. Их под новым брендом Tabula Rasa будет развивать соучредитель и многолетний руководитель EVO Николай Палиенко. На посту его сменит школьный товарищ и бизнес-партнер Денис Горовой. Раздел совместного бизнеса начался весной 2023-го и еще продолжается, говорит он.

Каким курсом будет двигаться обновленный EVO, как изменятся отношения с Rozetka? Об этом Горовой рассказал в интервью Forbes.

Forbes публикует сокращенную и отредактированную для ясности версию разговора

Вы с Николаем Палиенко и Тарасом Мурашко знакомы со школы и ведете бизнес уже 15 лет – с 2008-го. Почему решили пойти на значительные перестановки в компании?

Основное здесь – желание Николая заниматься новыми проектами, в том числе инновационными.

В текущей структуре EVO-Rozetka есть три группы акционеров. А у Tabula Rasa все операционные, стратегические решения полностью за Николаем. Это создает возможность для развития проектов, которые могут и не быть сфокусированы вокруг электронной коммерции, которая остается основным приоритетом EVO-Rozetka.

То есть инициатором был Николай Палиенко?

Да.

Это было сложное решение?

Понятно, что это существенное изменение для всех. Сложное решение – скорее философское понятие. Это важное решение, но всем с ним ОК. Не было каких-либо сильных споров по поводу того, как все должно происходить.

Процесс длится несколько месяцев, с весны. Он еще не завершился, но все договоренности зафиксированы.

Как технически происходит разделение бизнесов? Николай Палиенко остается акционером EVO. У вас с Тарасом есть доли в Tabula Rasa. У Владислава и Ирины Чечеткиных тоже?

Акционерный состав EVO-Rozetka не поменялся. Мы остаемся акционерами, но понятно, что наша с Николаем и Тарасом суммарная доля уменьшилась.

Единственные акционеры Tabula Rasa – Николай, Тарас и я.

Как отреагировали на это решение Чечеткины?

По-моему, нормально (улыбается). Это вопрос больше к Ирине и Владиславу.

Какие выводы вы сделали из разделения бизнеса?

Еще рано, мы только начали. Сказал бы, что это достаточно логичное разделение. Из EVO выделяются B2B-проекты, практически никак не пересекающиеся с другими бизнесами. Ни командами, ни клиентскими базами. Такая конструкция, на мой взгляд, позволяет сделать разделение максимально экологичным.

Процесс проходит нормально. Это чистый раздел. Я верю, что у каждой компании свой путь, нет сравнения, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Tabula Rasa, как я понимаю, будет больше сфокусирована на глобальных инновационных проектах. А в EVO-Rozetka мы продолжим фокусироваться на Украине.

Tabula Rasa – это объединенные «Вчасно» и Zakupki.Prom. Какова была доля этих бизнесов в выручке EVO?

Около 20–25%.

На момент «развода» эти бизнесы генерировали выручку?

Большая война оказала существенное влияние на все бизнесы. Zakupki.Prom был построен вокруг системы государственных закупок Prozorro. И в определенные моменты было ослабление, некоторые процедуры не обязательно было проводить через нее.

Поэтому эти бизнесы сократились, но у них есть выручка, эти бизнесы прибыльные, в хорошем состоянии.

предоставлено пресс-службой

Соучредители EVO Николай Палиенко (слева), Тарас Мурашко и Денис Горовой Фото предоставлено пресс-службой

Есть ли у Rozetka «джентльменские договоренности» о том, какие KPI должны быть у EVO?

У нас есть годовые цели – мы сфокусированы на росте, расширении, построении лучшей электронной коммерции в Украине. Мы ее строим, и я верю, что построим.

Сюда входит использование инфраструктуры Rozetka, их точек выдачи. Мы уже начали проекты, когда покупатель может что-нибудь заказать на Prom.ua, а получить в точке Rozetka. Это будет бесплатно.

Мы считаем это существенным конкурентным преимуществом. Я верю, что электронная коммерция с бесплатной доставкой – это поддержка украинцев в трудные времена, ведь это существенно удешевляет покупки.

То есть вы двигаетесь к более глубокой коллаборации с Rozetka?

Я бы сказал, что это использование достижений, которые исторически сложились у нас и Rozetka. У нас обоих – это большое количество покупателей и продавцов, у них – точки выдачи.

Мы также будем развивать финансовые инструменты. Наша финансовая компания в мае получила лицензию, когда Нацбанк решил перелицензировать всех. И сейчас мы будем получать еще одну лицензию – она позволит открывать счета, в частности, для физических лиц.

Сколько человек остается в команде EVO, учитывая, что 250 специалистов перешли в команду Tabula Rasa?

Около 700 человек.

Крупнейшая компания группы – Prom.ua. Как обстоят дела у других бизнесов EVO?

Prom.ua действительно самый большой. Мы видим, что небольшие предприниматели – ядро продавцов – адаптируются. Они ищут новые пути, чтобы найти товары и качественно обслуживать покупателей. По показателям мы видим, что это работает.

Kabanchik.ua, построенный на услугах, пострадал сильнее. Люди меньше заказывают услуги домашних мастеров, ремонта, но мы видим возобновление спроса.

В принципе, все проекты здоровы, кроме Rozetka Travel, построенного на туризме. Он на паузе. Мы лишь выполняем обязательства перед клиентами, купившими услугу, но не получившими ее из-за того, что началась война, прекратились полеты и туристические операторы не смогли ее предоставить. Как только это станет возможно, они ее используют.

Этот проект будет на паузе, пока не появится хоть какая-то определенность с туристической сферой.

Какова динамика выручки Prom.ua с начала 2023 года?

С января по май 2023-го продажи выросли на 20% по сравнению с тем же периодом 2022 года.

Мы видим, что идем, можно сказать, за сезоном 2020–2021 годов. Он немного скорректирован – весной обычно объем заказов падает. Покупатели переключились с «антиблэкаутных» товаров, генераторов, газовых горелок, спальников на товары для сада и дома.

Военные продукты остаются большой категорией – около 5% товарооборота. Здесь мы по-прежнему работаем с минимальной комиссией 1%. Она не покрывает наши расходы даже для поддержки этой категории, но это наша позиция.

Средний чек существенно вырос – на 35% год к году, сейчас составляет 1200 грн. Среди прочего, за счет военных товаров, но есть и влияние инфляции. Поэтому у нас товарооборот вырос и по отношению к 2021 году.

предоставлено пресс-службой

Новый CEO EVO Денис Горовой Фото предоставлено пресс-службой

В январе в интервью Николай Палиенко рассказывал о планах по экспансии EVO, но не раскрывал деталей. По сути, выходить на новые рынки EVO всегда, мягко говоря, было сложно. Почему?

Причин несколько. Самая первая – мы все же имеем фокус на Украине. И он будет оставаться на Украине.

Rozetka, как известно, вышла в Польшу. Мы рассматриваем возможность запустить Prom.ua в Румынии или Турции. Думаю, мы должны это сделать в течение нескольких месяцев. Но на двух рынках одновременно мы точно не запустимся.

Почему эти страны оказались в шорт-листе для экспансии?

Это комбинация того, каков объем рынка, какая конкуренция, занята ли ниша. Поскольку Prom.ua работает с малым и средним бизнесом, смотрим, сколько этих бизнесов, какая культура предпринимательства в стране.

Я не очень вижу, как запускать Prom.ua, например в Германии. А в странах, где много небольших предприятий, это вполне реально.

Почему не Польша?

В Польше есть Allegro – мегаигрок с невероятной долей рынка, брендом и показателями роста. В виде маркетплейса в Польше, на мой взгляд, заходить не стоит.

В Турцию или Румынию мы будем заходить как чисто онлайн-игрок, без офлайн-присутствия. Это модель маркетплейса-классифайда, будем предоставлять компаниям возможность создавать свой сайт и площадку для продажи товаров.

То есть офисов или представительств открывать там не будете?

Нет. Но мы поступали так же, когда еще запускали Prom.ua в Беларуси и Казахстане. Сейчас остался только Казахстан. Теперь повторим тот путь с новым опытом.

В Казахстане мы работаем под брендом Satu, это больше B2B-проект. Эта страна прибыльная, там есть рост, темпы невысокие, но они не изменились за несколько лет. Надо понимать, что в Казахстане также высока конкуренция – Kaspi.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні