В преддверии вторжения России казахстанский финтех-гигант Kaspi.kz едва не купил крупнейшего интернет-продавца Украины Rozetka, пишет Forbes. Сумма сделки, которая не состоялась из-за войны, никогда не объявлялась.
Ключевые факты
- По словам трех собеседников Forbes, Rozetka оценили в сумму между $1 млрд и $3 млрд. «Им (Чечеткиным. – Forbes) оставалось несколько недель до того, чтобы потрогать миллиард», – говорит предприниматель, знакомый с ходом переговоров.
- В Kaspi.kz переговоры не комментировались.
- В феврале 2023-го бизнесмен рассмеялся в ответ на вопрос о Kaspi. «Соглашение не состоялось, – отрезал он. – Какими были суммы и переговоры – не время обсуждать».
- Бизнесмен рассказал только о покупателе, который хотел купить Rozetka в марте 2022-го и предложил за компанию сумму в диапазоне $2–10 млн. Чечеткин воспринял предложение как оскорбление.
- Менее чем через год после этих событий Rozetka почти вернула утраченные позиции. В августе, по словам Чечеткина, ситуация с выручкой уже стала близкой к довоенной. Он традиционно не раскрывает финансовые показатели компании. По данным YouControl, выручка основного юрлица Rozetka, «Розетка.юа», составляет 21,2 млрд грн.
- В феврале 2023 года в компании работает 297 магазинов, в феврале 2022-го их было 270. Большинство торговых точек – собственные.
Контекст
Владислав и Ирина Чечеткины, согласно кипрскому госреестру, контролируют 39,8% кипрской компании – владельца Rozetka. 18,9% принадлежат Horizon Capital, 4,5% – основателям EVO Group, 1% у неизвестного акционера. Остальные капиталы не распределены. Чечеткин говорит, что структура собственности другая, но не раскрывает ее, ссылаясь на договор о конфиденциальности.
Крупнейший игрок рынка e-commerce Rozetka была 33-й в списке крупнейших частных компаний Украины. В конце 2021-го сайт rozetka.ua входил в пятерку самых популярных интернет-ресурсов. По данным SimilarWeb, в декабре 2021-го количество посещений rozetka.ua достигало 46 млн. У главного конкурента, маркетплейса «Эпицентр К», этот показатель составил 10,3 млн, у интернет-магазина косметики MakeUp – 6 млн.
Rozetka имела самый широкий ассортимент товаров в стране – более 60 млн наименований в 7000 категорий.
Посещаемость Rozetka еще не возобновилась до показателей 2021 года. В декабре 2022 года она составляла 40 млн посещений в месяц.
Недавно стало известно, что Rozetka.ua начинает работать в Польше. Компания запускает на польском рынке интернет-магазин техники и одежды. Запускать маркетплейс Чечеткин пока не рискует: в Польше есть свой гигант e-commerce – Allegro.pl, посещающий более 60% местных пользователей. Конкурировать с Allegro оказалось сложно даже Amazon. Rozetka начала выходить на рынок Польши еще в 2022 году. Так, в сентябре компания запустила доставку в польские почтовые отделения.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.