Правительства разных стран начали активно бороться с монополией крупнейших технологических компаний – Alphabet, Amazon, Apple, Meta и Microsoft. Все для того, чтобы дать дорогу меньшим компаниям, предлагающим аналогичные услуги или продукты. The Economist рассказал о трех компаниях, которые не просто выстояли в мире техногигантов, но и добились немалого успеха. Forbes предлагает обзор материала.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В 2023 году рыночная стоимость пяти американских цифровых гигантов – Alphabet, Amazon, Apple, Meta и Microsoft – выросла на 50%, до $9 трлн. Это почти четверть S&P 500, индекса крупнейших американских компаний (выросшего за тот же период всего на 17%).
На эту пятерку приходится почти 60% продаж, доходов и расходов на исследования и разработки, которые демонстрируют компании в индексе. Ожидается, что эти пятеро станут главными победителями ИИ-революции.
Такое доминирование привлекает внимание правительства. Во вторник, 12 сентября, начались судебные заседания по крупнейшему антимонопольному делу за 20 лет против Google и его материнской компании Alphabet. А закон ЕС окрестил большую пятерку «хейткиперами», что запрещает им монополизировать услуги и дискриминировать тех, кто предоставляет аналогичные услуги на их платформах.
Критики сетуют, что техногиганты стали такими большими, что не дают жизни другим, гораздо меньшим компаниям в технологической экосистеме. Спросите Snap, Spotify или Zoom.
Но дело в том, что такие гигантские компании, как Apple или Alphabet, в основном обращают внимание на рынки, которые могут заметно увеличить их выручку. К слову, прошлогодняя общая выручка вышеупомянутой пятерки достигла $1,5 трлн.
Такой подход означает, что они игнорируют меньшие рынки, которые могут быть достаточно прибыльными. Изобретательные компании, которым удается определить такие рынки и удовлетворить их потребности, могут преуспевать в тени гигантов. Вот три примера успешных нишевых компаний.
Garmin
Основанная в 1989 году, компания стала пионером коммерческого использования систем GPS-навигации. В 2008 году ей принадлежала треть рынка портативных навигационных устройств, в основном навигаторов для авто, которые составляли 72% продаж Garmin.
Но вот Google выпускает свое приложение Google Maps для Android в 2008-м, а через четыре года и для iPhone. Такой шаг отнял у Garmin существенную долю рынка автомобилистов, которые теперь могли просто воспользоваться картами в смартфоне. Это привело к тому, что в 2014-м сегмент автомобильной навигации сократился на половину, до $1,2 млрд, по сравнению с шестью годами ранее.
Год спустя на Garmin обрушился еще один удар: Apple выпустила свои первые смартчасы, которые угрожали сорвать продажи девайсов для фитнеса и активности на природе от Garmin. Но компания устояла.
Она сосредоточилась на роскошных часах и фитнес-трекерах, часть из которых стоит в несколько раз дороже самого дорогого Apple Watch. Благодаря такой стратегии компания сформировала базу верных пользователей, преимущественно бегунов, скалолазов и других любителей активного отдыха. У Марка Цукерберга, гендиректора Meta, тоже есть свои часы от Garmin.
Джордж Ливидас из инвестиционной фирмы Upslope Capital считает, что Garmin – это одна из немногих компаний, создавшая премиум-бренд на рынке, где есть продукты Apple. Годовая выручка компании составляет примерно $5 млрд, что почти вдвое больше, чем когда Apple Watch впервые попал на полки магазинов. Смартчасы и фитнес-трекеры составляют примерно 60% продаж Garmin, а остальное приносят профессиональные морские и авиационные навигационные системы.
Dropbox
Dropbox – еще одна компания, которой удалось удачно занять недооцененную нишу. Когда-то Стив Джобс махнул рукой на эту сан-францисскую компанию, предлагающую облачные хранилища, потому что она скорее «опция, чем продукт».
Со времени своего основания в 2008-м Dropbox соперничает с Apple, Google и Microsoft (а некоторое время и с Amazon). Крупные соперники предлагают место для хранения файлов в качестве бонуса, и хотя они часто бесплатные, им не хватает функциональности, которая есть у Dropbox.
По словам экспертов, компания быстро поняла, что пользователям нужно не просто место, куда можно забросить свои файлы. Фотографы и другие креативные профессионалы хотят хранилище для файлов высокого разрешения, которое не ограничивало бы файлы в размере.
Такие пользователи часто готовы платить за подобные удобства. А благодаря новым возможностям, среди которых ИИ-инструмент для поиска и аннотации документов, Dropbox продолжает привлекать новых подписчиков.
MercadoLibre
Географическое положение тоже может быть нишей. Казалось, что аргентинская компания е-торговли MercadoLibre уже могла прощаться со своими крупнейшими рынками, когда в Бразилию и Мексику пришел Amazon – в 2012-м и 2013-м соответственно. Но не тут-то было.
10 лет спустя на MercadoLibre приходится четверть всей электронной торговли в Латинской Америке. Наибольшую конкуренцию Amazon составил компании в Мексике, но и там рыночная доля техногиганта в два раза меньше доли MercadoLibre.
Такого успеха аргентинской компании удалось добиться благодаря приспособлению бизнес-модели к местным условиям. MercadoLibre быстро смекнула, что плохая инфраструктура, которая влечет за собой повышение затрат для продавцов и худший опыт закупок для покупателей, является препятствием для роста.
В последние 10 лет компания вкладывает деньги в собственную логистическую сеть, которой перевозит 90% своих посылок. Ее платежный сервис MercadoPago очень популярен в регионе, где процветает мошенничество. А небольшие, но важные детали, такие как подсказки для покупателей, где найти бесплатную доставку, помогли завоевать доверие экономных латиноамериканцев.
В апреле Amazon начал сокращать персонал по всему миру, а MercadoLibre объявила о планах нанять 13 000 человек.
Рецепт успеха
Впрочем, мало просто найти свою нишу, чтобы добиться успеха в мире техногигантов. Garmin, Dropbox и MercadoLibre отличаются и такими особенностями:
- по крайней мере один из учредителей занимает руководящую должность в компании;
- прицельное внимание – на развитие продуктов;
- умение дождаться результатов долгосрочных инвестиций;
- лидеры, которые сосредоточены не только в квартальных целях.
Да и умение обеспечить доходы тоже играет ключевую роль. В 2022-м чистый доход Garmin достиг $974 млн, Dropbox – $553 млн, а MercadoLibre – $480 млн. Да, это не $60 млрд Alphabet или $100 млрд Apple. Но оперативные маржи этой троицы смотрятся даже очень заманчиво. Рыночная капитализация Garmin выросла втрое, более чем до $20 млрд с 2015 года. В MercadoLibre она увеличилась в пять раз, до $70 млрд, а Dropbox оценивается в $10 млрд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.