Министр инфраструктуры Александр Кубраков дал развернутое интервью изданию «Экономическая правда». До войны как глава «Укравтодора», а затем и как министр он был одним из ключевых менеджеров «Большого строительства». В настоящее время СМИ называют Кубракова будущим премьер-министром. Forbes выбрал главное из интервью: о «зерновом соглашении», большом восстановлении страны и премьерских амбициях
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд Shemax, який заробляє понад 100 млн на пилососах для пилу від нігтів👉 Дивіться за цим лінком
Что обсуждали во Львове Зеленский, Эрдоган, Гуттериш
Первое – это зерновое соглашение, его выполнение, что нужно, чтобы оно развивалось дальше. Второе – ситуация с Запорожской атомной электростанцией. Обсуждали, какой формат может быть, каковы наши требования, чтобы территория ЗАЭС была демилитаризована.
Эрдоган привез Зеленскому записку от Путина с его условиями мирного договора. Так ли это?
На встрече нашего президента и президента Турции больше никого не было, это была двусторонняя встреча. На трехсторонней встрече ничего подобного не обсуждали. Могу руководствоваться только тем, что видел и слышал я, – от Эрдогана даже намека на такое не было. Конечно, весь мир ожидает легкого решения. Мол, есть зерновое соглашение, и его можно как-то расширить. Я не вижу связи. Зерновое соглашение – это исключительно ситуативная история, которая выгодна всем.
Что заставило Россию подписать «зерновое соглашение»
Еще в апреле на рейде в Одессе стояли российские военные корабли и обстреливали город, и люди видели их со своих балконов в Одессе. Затем российских военных кораблей не стало, потому что в один корабль влупили, далее – в другой, третий… И как-то они стали исчезать. Это создало условия для зерновой сделки.
Есть роль ООН, есть интересы разных стран мира, которые по-своему зависят от украинской аграрной продукции. В то же время Китай, который также зависит от нашего экспорта и от экспорта России по ряду позиций, и есть Россия, у которой есть партнеры в Латинской Америке и Африке.
Из-за российской агрессии все цепи нормальной торговли были разрушены, а вместе с засухой в Африке и даже Европе продовольственная ситуация в мире очень обострилась. Второе – это реальный голод в Африке.
Думаю, России нужно было очень демонстрировать себя как надежного партнера в Африке и Латинской Америке. Подошло время, когда они должны решать эту проблему, которую сами и создали.
Как работает «зерновой коридор»
Полноценно работают порты Черноморск, Одесса и Южный. Из наших портов вышло 27 судов, 10 на вчерашний день стояли на загрузку.
Уже есть около 40 заявок, около 700 000 т агропродукции уже вышли с начала действия зерновой инициативы из портов Большой Одессы. Конечно, мы хотим ее расширять и добавлять другие порты.
Примерно 40% нашей аграрной продукции ранее шли на экспорт из Николаевского порта. Хотим, чтобы он был в Инициативе. Беспокоит одно условие: безопасность. Гарантами этой безопасности, если мы действуем исключительно в рамках Инициативы, может быть только ООН и Турция.
Сколько удастся вывезти зерна
Если все будет происходить так, как сейчас, мы сможем по результатам сентября выйти на 3 млн т зерна в месяц только из трех портов Большой Одессы. Пропускная способность этих трех портов – около 5 млн т. До полномасштабной войны у нас было 5–7 млн т экспорта аграрной продукции в месяц. В то же время порты на Дунае также работают, железная дорога работает, грузовики везут продукцию в ближайшие порты в Евросоюзе.
О топливном кризисе и возвращении акциза на топливо
Если говорить осторожно, то он более-менее завершился. На всех заправках мы видим, что топливо есть в наличии. Почти нигде уже не вижу ограничений по продаже топлива на один автомобиль. Но все равно рынок сильно изменился, он работает без запасов.
Если сейчас акциз вернуть в том объеме, который мы предложили, то все равно он значительно меньше, чем до войны, и значительно меньше, чем в Евросоюзе. При такой конъюнктуре рынка и размере акциза, например, цена на дизельное топливо вообще не должна измениться
О евроколее
Сейчас программа минимум – восстановить на территории Украины те участки, где когда-то работала евроколея. Есть также те участки широкой украинской колеи, которые заходят на территории наших западных соседей. А дальше нужно идти вглубь от границы, но только там, где сосредоточены наши транспортные хабы.
Заменять всю сеть, все 24 000 км на европейскую колею точно не нужно.
О восстановлении дорог
Фокус во время войны – проекты «выживания». Речь идет о мостах, необходимых для быстрого сообщения городов и сел, а также модернизации инфраструктуры, задействованной в экспортной логистике.
24 000 км дорог повреждены. Но это не о том, что их срочно нужно восстанавливать. Есть 300 мостов на дорогах общего пользования, которые разрушены. На 50 временными решениями мы обеспечили проезд, но еще 250 мостов остаются разрушенными.
Сколько средств нужно на восстановление и кто заплатит
Примерно $95–100 млрд. Это прямые убытки от повреждения всей инфраструктуры, в том числе жилой.
Партнеры готовы исключительно в тех пределах, которые критически необходимы нам для выживания. К примеру, сейчас происходит реструктуризация предыдущих проектов, на которые были выделены средства Европейского инвестиционного банка, но таким образом, чтобы можно было помочь с восстановлением наиболее критичных объектов инфраструктуры.
Также ЕБРР: не финансируем капитальные расходы на ремонт дорог, но финансируем все, что связано с экспортом, то есть расширение пунктов пропуска на границе, строительство участков железной дороги в сторону Евросоюза. Так же и Всемирный банк: все, что связано с ремонтом разрушенных объектов и, опять же, с экспортом нашей аграрной продукции.
Преимущественно это небольшие проекты, оно так будет и в дальнейшем, и это справедливо.
На какой объем средств рассчитываем? Проекты с Европейским инвестиционным банком – €200–300 млн, с Всемирным банком – $100–200 млн, ЕБРР – также примерно €100–200 млн.
О коррупции в «Большом строительстве»
Как и в любой программе, я понимаю, что есть и хорошие вещи, и, конечно, есть какие-то нехорошие вещи, которых, возможно, где-то 1%. Я это прекрасно понимаю. Но 90% фокуса общественности все равно будет на этих моментах.
Пул игроков, который был исторически до того, как эта программа заработала, существенно не изменился. На 80% это те же компании, которые были на рынке.
Если говорить о конкуренции, то она улучшилась. Раньше среднее количество участников торгов было 2,5 участника, теперь стало 4,5 участника. Цена упала в первый год на 21%. На 99% все было нормально и работало в рамках рынка, в рамках правил.
О ротациях Кабмина и премьерских амбициях
Можно ли ожидать ротации в правительстве осенью? Говорили, что правительство уйдет в отставку до отопительного сезона, после отопительного сезона. То есть, все это было уже. Сейчас не вижу никаких предпосылок для этого. То, что я чувствую и вижу, – ничего не готовится. Когда нужно кого менять, меняют. Вот недавно сменили министра социальной политики. Я не хочу обсуждать, не знаю детали, но просто скажу, что если это нужно, никто не ждет. Все происходит в течение несколько дней.
Поменяют ли премьер-министра? Полагаю, что даже теоретически это возможно только после победы. Не вижу для этого предпосылок.
Есть желание быть премьером? Нет. Я объяснял (Шмыгалю, – Forbes), что мне это неинтересно, нет никаких амбиций и желания.
О налоговой реформе «10–10–10»
Считаю, что осторожнее нужно к таким радикальным вещам относиться, потому что это может повлечь за собой значительное падение поступлений. На всех встречах в Лугано мне говорили наши международные партнеры: пожалуйста, возвращайте акцизы, возвращайте все пошлины, все, что вы убрали, сейчас возвращайте. Мы, конечно, будем вас поддерживать, будем помогать, но нужно, чтобы у вас бюджет хоть как-то наполнялся.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.