Украинцы по максимуму воспользовались льготами на импорт автомобилей, и цены на машины упали на четверть. Но период дешевых авто был коротким. Есть ли шанс на возврат низких цен?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Подержанные автомобили в Украине с января по апрель этого года подешевели на 27% – до $5100 в среднем за авто. Об этом свидетельствуют данные Института исследований авторынка, сделанные на основании подсчета информации из агрегатора объявлений automoto.ua.
Первое серьезное снижение цен (на 19%, до $5700) произошло сразу после полномасштабного вторжения РФ. Тогда многие продавцы начали снижать цены, чтобы выйти в кеш, объясняет соучредитель и глава Института исследований авторынка Станислав Бучацкий.
Второй толчок к снижению произошел в апреле, когда в Украину начали ввозить автомобили без уплаты пошлин. Исторического минимума средние цены достигли в конце апреля – $5100 (или на 26% меньше, чем в начале 2022-го). После того как все чаще политики стали говорить о необходимости отмены льгот на импорт машин, цены начали снова расти, говорит Бучацкий.
Льготы на импорт автомобилей были отменены с 1 июля. Из-за них госбюджет недополучил более 13 млрд грн сборов и налогов, объясняли в правительстве. В Кабмине считают, что в условиях военного положения отмена льгот позволит сократить дефицит бюджета.
За две недели с момента окончания льготы на растаможку в Украину ввезли 5020 автомобилей, в том числе 3649 подержанных, сообщал Ярослав Железняк. За эти машины уплатили в бюджет 663 млн грн.
На 27 июня средняя цена на б/у машину составляла уже $6500. Сейчас на рынке подержанных автомобилей предложение превышает спрос, говорит руководитель Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тарас Коваленко. Сказался как импорт беспошлинных машин, так и растущая потребность многих украинцев в деньгах, объясняет он. «Сбережения уменьшаются, зарплаты уменьшаются, а потребности остаются. Поэтому многие украинцы вынуждены продавать свои автомобили», – объясняет он.
Льготный импорт
Украинцы активно воспользовались льготным периодом. С 5 апреля по 30 июня в Украину, то есть во время действия льгот на импорт машин, они завезли 236 792 авто на сумму $1,12 млрд, сообщал ранее народный депутат Ярослав Железняк. Из этих машин 95,1% составляли легковые – 225 193 единицы на сумму $981,3 млн. Львиную долю (83% от общего автоимпорта) составляли недорогие, достаточно старые авто стоимостью до $6000.
В ближайший месяц-два средняя цена подержанных автомобилей будет балансировать на уровне $6000–7000, прогнозирует Станислав Бучацкий. Многие продавцы будут вынуждены снижать долларовые цены, потому что из-за девальвации гривни машины становятся менее доступными для украинцев, объясняет он. «У людей банально все меньше гривен, чтобы купить машины за доллары», – говорит Бучацкий. Сейчас для многих украинцев покупка машины уже не первоочередная потребность, добавляет Коваленко из Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом.
С другой стороны, из-за отмены пошлин и необходимости уплаты акцизов, установленных в евро, машины должны дорожать, говорит Бучацкий. Из-за отмены таможенных льгот импорт б/у машин падает. «На рынке может снова появиться дефицит машин, который будет сдерживать падение цен», – считает руководитель Института исследований авторынка.
Шансов на то, что парламент возобновит беспошлинный импорт автомобилей, практически нет. «Мы что, не в своем уме отказываться от этих поступлений (пошлины, акциза и НДС при растаможке авто) в войну? Поступлений от тех, у кого есть деньги на покупку недешевой вещи и желание ее купить», – говорил недавно в интервью «Українським новинам» глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
В настоящее время в парламенте находится на рассмотрении около 15 законопроектов по реформированию таможенных правил импорта автомобилей, рассказывает Станислав Бучацкий. Наибольшие шансы на принятие – у правительственного, вводящего растаможку машин через «Дію», поскольку у него есть поддержка среди парламентариев, объясняет он.
Законопроект предполагает, что для подсчета платежей для растаможки достаточно будет внести в «Дію» основную информацию об автомобиле: тип, марку и модель, год изготовления, VIN-код, объем двигателя (куб. см), тип горючего и сведения о документах на автомобиль (свидетельстве о регистрации, экспортной таможенной декларации и других сопроводительных документах). Необходимые налоги больше не будут зависеть от таможенной стоимости автомобиля, а будут рассчитываться автоматически по определенной формуле. «Но я бы не ожидал принятия новых правил импорта раньше осени», – добавляет Бучацкий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.