В начале июня 2022 года глава «ДНР» Пушилин объявил о «национализации» захваченных иностранных судов в порту Мариуполя. На оккупированной российскими войсками территории заблокированы 14 судов: шесть в Мариуполе и восемь в Херсоне, по данным Администрации морских портов Украины. Многие их них принадлежат странам – членам НАТО – Турции и Италии.
Чем это обернется для рынка перевозок в Черном море?
Узаконенное воровство
Первыми на новость о захвате судов отреагировали итальянские судовладельцы. «Россия хочет национализировать наш сухогруз «Царевна», – забил тревогу управляющий директор итальянской Fratelli Cosulich Group Аугусто Косулич. Основанная в 1857 году в Триесте Fratelli Cosulich Group является одной из крупнейших судоходных компаний Италии. Бизнес-операции группы охватывают несколько областей судоходной отрасли.
По словам Аугусто Косулича, представитель «ДНР» устно уведомил их компанию о намерении забрать балкер «Царевна». «Это кража, как будто у тебя машину угнали», – комментирует Косулич.
Балкер «Царевна», принадлежащий судоходной компании Vulcania srl, которая входит в группу Fratelli Cosulich S.p.A., находился в порту Мариуполя с 24 марта 2022 года. Судно с 15 000 т слябов на борту для итальянских сталепрокатных предприятий должно было уйти в порт Монфальконе. По данным судовладельца, рыночная стоимость корабля составляет около $8–9 млн, а стоимость груза слябов – $12 млн.
Собственник «Царевны» надеялся самостоятельно договориться с россиянами и вывести судно из Мариуполя. На словах оккупационные власти не препятствовали эвакуации кораблей. Но позже россияне обвинили иностранные державы в нежелании забирать свои суда из Мариуполя: мол, руководство стран компаний-судовладельцев не принимает меры по выводу судов из акватории порта.
Владельцы захваченных кораблей говорят, что ситуация выглядела иначе: после захвата порта российскими войсками к представителю компании Fratelli Cosulich Group от имени «Донецкой республики» обратились и предложили купить корабль. Цену, которую он озвучил, итальянцы назвали «смешной» и даже не стали рассматривать предложение. После отказа продать судно последовало заявление Пушилина о «национализации» сухогруза.
«Корабль не покупают, а изымают его – это узаконенное воровство», – считает Аугусто Косулич и просит власти Италии помочь разблокировать захваченное Россией судно с грузом металла в порту Мариуполя.
В мире шокированы массовыми грабежами в портах Украины
Как только история с захватом судна получила огласку в Италии, тему тут же подхватили местные политики, морские международные организации и СМИ.
«Республика, которой не существует, национализирует судно итальянского судовладельца, направляющееся в Монфальконе, с грузом стали, предназначенным для предприятий Сан-Джорджо-ди-Ногаро. Сюрреалистичная ситуация, которую правительство должно прояснить как можно скорее», – указывает в депутатском запросе однопартиец Берлускони, член итальянского парламента Сандра Савино (Sandra Savino).
«Я надеюсь, что министерство вмешается и защитит интересы рабочих нашей страны и региона Фриули-Венеция, которые зависят от поставки железных плит на их предприятия в Сан-Джорджо-ди-Ногаро», – описывает последствия захвата судна сенатор Татьяна Ройц (Tatjana Rojc) в письме в МИД Италии.
Международная компания Intresco Ltd, оказывающая услуги управления судами, с главным офисом на Мальте, пожаловалась в Международную морскую организацию (International Maritime Organization, IMO) в связи с кражей грузов и судов в Мариуполе.
В ноте, которую Intresco направила в IMO от имени пострадавшей судоходной компании Smarta Shipping Ltd, сообщается, что «ДНР» намерена конфисковать сухогруз Smarta под либерийским флагом. Он прибыл 21 февраля 2022 года в порт Мариуполь для погрузки металлопродукции, предназначенной для отправки в турецкий порт Дилискелеси. На борту судна находится 6200 т листового металла, уже оплаченного и принадлежащего турецким компаниям. Причиной конфискации сухогруза Smarta власти «ДНР» назвали якобы нежелание судовладельца забрать судно из Мариуполя. «Все это неправда, мы протестуем против действий, которые считаем пиратством», – отмечается в ноте.
Intresco подчеркивает: «Если состоится национализация судов нейтральных стран «Донецкой республикой», это будет иметь катастрофические последствия для всех судовладельцев, в том числе и для российских, работающих под иностранными флагами».
Хуже, чем пираты. Правовая квалификация «национализации» кораблей
Юристам трудно будет квалифицировать «конфискацию» судов властями «ДНР» как пиратство. В международном морском праве это преступление имеет четкое определение.
Согласно статье 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, пиратство – это акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна против другого судна, или против лиц, или имущества, находящихся на его борту. Ключевой в тексте статьи является фраза «с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна». То есть пиратство может исходить только от физических лиц и их объединений, которые не действуют от имени государств и не уполномочены на такие действия каким-либо органом власти.
Однако это вовсе на значит, что захват судов нейтральных стран властями «ДНР» останется без последствий. Согласно международному праву, акты насилия, совершаемые военными (государственными) судами по приказу должны рассматриваться уже как акт агрессии. Согласно статье 3 резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года, актом агрессии является нападение вооруженных сил государства на морские и воздушные флоты другого государства.
Важно, что акты агрессии «ДНР» были направлены против кораблей, принадлежащих судовладельцам из стран – членов НАТО – Турции и Италии.
«Национализация» сделает Черное море слишком дорогим
«В условиях расширяющейся морской блокады России этот акт разбоя лишь добавит неприятностей российскому судоходству и портам», – написал российский эксперт по торговому судоходству и пиратству, основатель интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. По его мнению, после мариупольских «национализаций» страховые компании могут расценивать заходы судов в российские порты как форс-мажор или объявят внутренние воды России зоной военного риска. Это увеличит стоимость страхования судов и грузов.
Опасения российского эксперта подтвердил президент управления портовой системы Восточной Адриатики итальянец Зено ДʼАгостино. «Черное море становится трудно посещать, некоторые порты закрыты, а некоторые морские районы заминированы. Поскольку из-за этого произошел пугающий рост расходов на страхование, у того, кто входит в Черное море, значительно увеличились затраты на перевозки», – отметил он в интервью специализированному изданию shippingitaly.it.
Тем временем Fratelli Cosulich Group, которая ранее для перевозки стали из Мариуполя специально купила семь судов, ищет альтернативные маршруты в обход Черного моря. Поскольку суда не могут зайти в порты Мариуполя, Одессы и Николаева, компания ведет переговоры с «Чешскими железными дорогами», чтобы поездом доставлять груз к портам Хорватии и далее кораблями в пункты назначения, поделился планами Аугусто Косулич.
Цель авантюры с захватом судов практически недостижима
В Кремле понимают, к каким последствиям может привести захват судов нейтральных стран.
Вскоре после заявлений главаря непризнанной «Донецкой республики» российское консульство в Генуе вышло на контакт с собственником балкера «Царевна». Российские дипломаты сообщили, что «национализация корабля «Царевна» в порту Мариуполя была недоразумением и что российские дипломаты готовы связать их с представителем «ДНР», пусть даже и не признанной на международном уровне, чтобы посмотреть, можно ли найти способ вернуть судно», – пересказал содержание переговоров губернатор Лигурии Джованни Тоти.
То есть цель российской авантюры с конфискацией иностранных судов в Мариуполе – как минимум добиться контактов непризнанной республики с представителями судовладельцев, а еще лучше с уполномоченными от властей Италии. После этого русские объявят, что Италия начала официальные переговоры с «ДНР» о возврате судна и таким образом признает это квазиобразование.
Пока реакция на инициативы российских дипломатов в Италии сдержанная. «Заявление о национализации корабля было сделано сепаратистской организацией, не признанной на международном уровне», – заявил агентству ANSA губернатор Лигурии Джованни Тоти. По его словам, оно не исходит ни от Украины, которой на законных основаниях принадлежит Донецкая область, ни от России, фактически контролирующей «ДНР». Поэтому официальные переговоры с пророссийскими сепаратистами являются почти невыполнимой миссией.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.