Генштаб, похоже, хочет контролировать перемещение военнообязанных по Украине. Как это может работать, объясняет военный юрист /Фото Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

Генштаб, похоже, хочет контролировать перемещение военнообязанных по Украине. Как это может работать, объясняет военный юрист

Иллюстрация Shutterstock / Анна Наконечная

Генштаб ВСУ вспомнил про Порядок ограничения права военнообязанных покидать место жительства без разрешения военкоматов от 1992 года. Похоже, что в ведомстве собираются ввести ограничения: чтобы уехать в другую область или населенный пункт, придется получить пропуск.

Общественное возмущение вынудило Генштаб путаться в трактовке нового Порядка. В ближайшие дни там обещают предоставить конкретику. Forbes объясняет, как может работать норма.

Порядок предоставления разрешения на выезд уже размещен на сайте ВСУ. В нем Генштаб ссылается на Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 1992 года. Когда начнутся проверки и как они будут проходить, в Генштабе не объяснили. «Ограничения не начнут действовать с завтрашнего дня», – ответили Forbes в пресс-службе ведомства.

Официально первая информация о новом Порядке появилась еще вчера на сайте Запорожской ОГА.

Сегодня в течение нескольких часов в Генштабе несколько раз меняли мнение относительно трактовки Порядка. Сначала координатор движения адвокатов ВСУ Евгения Рябека рассказала в комментарии «РБК-Украина», что становиться на учет и получать пропуск нужно только в случае смены места жительства или регистрации. А передвигаться по Украине можно и без разрешения. Публикация вышла в 15:11.

Через час, около 16:00, Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный опроверг эту информацию. «Те из вас, кто планирует выезд за пределы своих районов и областей, должны взять разрешение в ТЦК», – написал Залужный.

Еще через час, в 17:07, в комментарии Forbes Рябека отметила, что норма может касаться и кратковременных поездок или командировок. Отдельно об этом должны сообщить в Генштабе в конце недели.

ТЦК может выдавать разрешение на передвижение в пределах Украины от 30 дней до года в зависимости от категории субъекта, говорится в сообщении Генштаба. Порядок контроля передвижения военнообязанных и процедура выдачи пропусков также неизвестны, говорит Рябека.

В ближайшее время ждать ограничений не стоит. Никаких указаний на препятствование перемещению лиц в ближайшие дни со стороны военного командования не предоставлялось, отметил Залужный.

Около 19:30 в Генштабе в очередной раз прокомментировали ситуацию: ограничение не касается перемещений в пределах районов Киева и области проживания. Однако из обнародованного Порядка следует, что касается.

Депутаты выступили против такого решения и в ближайшее время планируют вынести на рассмотрение изменения в закон. «Нужно уточнить законодательство, чтобы не было оснований выдавать такие порядки», – говорит депутат от «Слуги народа» Роксолана Пидласа. Норма плохо отразится на всех секторах экономики и бизнес-активности. «Чем больше у государства полномочий регулировать частную жизнь граждан, тем больше простора для коррупции», – отмечает нардеп.

За внесение изменений в закон выступил и глава фракции «Голос» Ярослав Железняк. «Решение в таком виде – нонсенс и должно быть изменено. Если нет, уверен, что эта норма закона будет изменена Радой в ближайшие дни», – написал Железняк.

Первый законопроект об изменениях уже зарегистрирован в Верховной Раде. Его авторами стали три нардепа от «Слуги народа» – Кирилл Нестеренко, Максим Зуев и Дмитрий Черный.

Чтобы понять, как может работать новая-старая норма закона, Forbes обратился к военному юристу, адвокату и менеджеру в практике White-Collar Crime в адвокатском объединении PwC Legal Артему Крикуну-Трушу.

Что произошло?

В Украине существует Закон о воинской обязанности и военной службе, принятый еще в 1992 году. Там содержится норма, что в военное время призывники, резервисты и военнообязанные, уезжающие с места жительства, должны получить на это разрешение военкомата. Однако в течение восьми лет войны эта норма не работала, ее не выполняли.

Для выезда на какой срок нужно взять разрешение в военкомате?

В Порядке это не уточняется. Если его читать буква в букву, там говорится: на какой бы срок ты ни выехал с места жительства, хоть на день, ты должен взять разрешение. Прослеживается такая логика: во время войны военкомат должен контролировать передвижение состоящих на учете граждан и владеть информацией, где кто находится.

На практике выходит так: всем гражданам, кто состоит на учете и кому надо будет уехать в другой город или другую область, нужно будет пойти и взять разрешение в своем военкомате.

Для разных категорий граждан разные сроки, на которые выдается разрешение. Например, если вы военнообязанный, подлежащий мобилизации, то сроком до 30 дней и исключительно при наличии уважительных причин (смерть или болезнь родных, семейные обстоятельства и т.п.). То есть, если человеку нужно ездить по Украине постоянно, то он будет вынужден ежемесячно ходить в военкомат и доказывать уважительность причины поездки.

В Генштабе комментируют, что это не касается перемещений в пределах районов Киева и в пределах своей области, разрешение нужно будет только в случае, если выезжаешь за ее пределы. Хотя, если читать порядок буквально, то касается.

Какие санкции будут использованы, если не получить разрешение?

За нарушение правил военного учета предусмотрен административный штраф до 1700 грн (статья 210 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Дополнительно полиция может доставить нарушителя в военкомат, но исключительно для составления административного протокола.

Если человек не подлежит мобилизации по состоянию здоровья, из-за количества детей и т.п., он также должен получить разрешение на выезд из города?

В таком случае процедура упрощена. Мужчина должен прийти за разрешением в военкомат, предоставить документы на подтверждение статуса и получить разрешение, которое будет действовать в течение года.

Какие риски несет эта норма?

Поскольку санкция небольшая (1700 грн), часть граждан будет игнорировать требование. Но в Украине также работает ответственный бизнес, представительства международных компаний, которые могут потребовать от работников получить документ, чтобы быть полностью комплаентными. По ним последствия и ударят сильнее всего.

Возникает риск перегрузки военкоматов, ограничений для бизнеса и риск коррупции. Военкомат – это одна из рудиментарных сфер в его нынешнем постсоветском виде, которая получает колоссальную власть, касающуюся каждого, кто состоит на военном учете.

Сколько нужно будет ждать разрешения, непонятно – это может быть вопрос не дней, а даже недель. Люди будут искать коррупционные пути, чтобы получить его быстрее и не стоять в очереди.

Как усложнится перемещение по стране?

Украина только упорядочила движение по дорогам после десятков блокпостов, которые обустроили в начале войны, сейчас движение по стране может снова значительно усложниться.

На блокпостах между всеми районами и областями могут останавливать каждую машину, чтобы проверить разрешения на выезд у мужчин. Вероятно, на платформах железнодорожных вокзалов также будут проверять разрешения, спровоцирующие очереди. Аналогичная ситуация с рейсовыми автобусами и маршрутками.

Если у мужчины есть бронь, он должен прийти в военкомат и получить это разрешение?

Для забронированных работников разрешение не нужно, если они отправляются в командировку. Доказательством законности их перемещений является выписка из приказа Минэкономики о бронировании и командировочные документы.

Также разрешение не нужно для граждан, выезжающих на постоянное место жительства, где встанут на военный учет. Им нужно не менее чем за три дня до выбытия сняться с учета, военкомат должен проставить об этом отметку в военно-учетном документе (например, военном билете). После этого необходимо встать на учет в течение семи дней в военкомат по новому месту жительства.

Что введение разрешений изменит для темпов мобилизации?

Это не исправит ситуацию с военным учетом, не поможет ускорить мобилизацию. В мобилизации в Украине есть глобальная проблема – мобилизационные планы, спускаемые каждому военкомату, а он должен их выполнить. Здесь возникает конфликт между военкомом, которому нужно закрыть мобилизационный план любой ценой (просто набрать определенное количество людей), и командиром, нуждающимся в подготовленных мотивированных бойцах.

Лучшее, что сейчас может сделать парламент, – убрать из закона эту старую норму.

Государство даже во время войны должно устанавливать ограничения, необходимые и пропорциональные. Каждая норма должна иметь ясную цель, в законе не указано, зачем она нужна. Люди, которые не явились в военкомат, так и не будут это делать, а новых проблем для граждан и бизнеса появится много.

Материалы по теме