За пять дней войны львовская сервисная компания Intellias перевезла тысячу из 2300 сотрудников во Львов и Франковск из самых «горячих» мест. 90% проектов идут по плану
В январе Intellias нацелился на Балканы: открыл офис и нанял первых инженеров в сербском Новом Саде. Следующим в этом плане был Белград. Теперь балканскую штаб-квартиру перенесли в более проукраинский Загреб. Продолжение экспансии – один из вариантов игры в долгую.
О том, как украинский IT-бизнес строит процессы в условиях войны и привлекает новых клиентов, Forbes побеседовал с CEO и соучредителем Intellias Виталием Седлером.
Что сейчас происходит в компании?
У нас были готовы BCP. Их просили и клиенты. Поэтому мы были готовы к разным сценариям.
Нынешний сценарий, как и для всех, был неожиданностью, но был предусмотрен в BCP. Меня разбудили в 05:30 утра звонком о том, что началась атака на многие аэропорты. Мы через час приняли решение и начали активно вывозить людей. Уже в 09:00 первые автобусы начали отъезжать от наших локаций из Харькова.
По состоянию на 1 марта, через пять дней войны, мы перевезли более тысячи наших сотрудников и их семьи. В основном на запад Украины: в наши офисы во Львове, Ивано-Франковске. Более 200 женщин и детей перевезли в наш офис в Кракове.
К сожалению, мы не успели перевести всех, потому что ситуация с безопасностью существенно ухудшились. Но продолжаем организовать перевозку там, где это возможно. Сегодня утром (интервью записано 4 марта. – Ред.) из Киева выехали еще два автобуса на 60–65 человек. Сейчас смотрим, как увезти людей из Одессы.
Мы быстро перешли в режим работы над проектами. Около 90–95% наших коллег могут продолжать работу по состоянию на сегодняшний день. Около 5% проектов у нас в «красной зоне», у нас есть некоторая неуверенность, как они будут продолжаться.
Наша бэк-офис-команда смогла очень быстро организоваться – четко по минутам, по часам, по процессам все работает. Они знают, сколько людей едет, где они находятся, куда мы их селим.
Как отреагировали на войну клиенты? Есть новые заказы?
Все наши инвестиции в отношения с клиентами сейчас возвращаются. Мы видим существенную поддержку. Многие спрашивают, как помочь, многие готовы принимать у себя. Но поскольку клиенты в большинстве своем находятся далеко, для нас это менее актуально. Клиенты с нами остаются и проявляют высокий уровень эмпатии и помощи.
Интересно, что на этой неделе мы получили двух новых клиентов. Один даже готов брать людей из Украины. Они знают, какая ситуация, но готовы начинать сотрудничество с Intellias.
В мирное время мы получали больше бизнеса: у нас были грандиозные планы на этот год. Тем не менее, бизнес все еще приходит, хотя и в меньших масштабах.
Вы еще и глава украинской IT-ассоциации. Как реагирует индустрия в целом?
Фактически все компании заняты одним: перевозят людей из опасных зон в более безопасные. Кто-то справляется лучше, кто-то похуже. Кто-то смог активировать план через час, кто-то начал собираться позже. Кто-то вообще перевозил людей заранее.
Второй тренд тоже общий: высокий уровень помощи вооруженным силам и гуманитарной помощи. Мы видим десятки, сотни, тысячи разных инициатив. Помощь у айтишников, как и у всех наших украинцев, на очень высоком уровне.
Мы за первые три дня собрали 600 000 грн для фонда «Вернись живым», на сегодня уже отправлено 2 млн грн. Наши сотрудники переводят средства и в «Вернись живым», и в другие фонды. И это только то, что публично.
Третий тренд: мы запускаем призыв по всему миру останавливать бизнес с Россией. Призыв к IT-компаниям останавливать бизнес с Россией. Делать страну-агрессора изгоем – это, наверное, правильно. Чтобы во всем мире российский бизнес и российские власти считали нерукопожатными.
Как действует первая пятерка крупнейших IT-игроков Украины
EPAM: 14 000 специалистов в Украине
- Объявила, что прекращает сотрудничество с клиентами из России
- Выделит $100 млн в поддержку украинских сотрудников и их семей
- Заранее перечислила 50 млн грн налогов в украинский бюджет
SoftServe: 12 000 специалистов в Украине
- Эвакуация более 1500 сотрудников на 1 марта
- Собрали 5,5 млн грн в собственный фонд «Открытые глаза» на помощь ВСУ, гражданским и медикам
- Заранее перечислила 24 млн грн налогов в украинский бюджет
GlobalLogic: более 6000 специалистов в Украине
- Передала 1 000 000 гривен в помощь украинским военным состоянием на 28 февраля
- Объявила эвакуацию из городов, «где происходят самые ожесточенные боевые действия»
Luxoft: до 4000 специалистов в Украине
- Объявила о выходе с российского рынка
- Жертвует 10 млн грн на нужды Красного Креста в Украине
- Единоразово выплачивает сотрудникам по $1000 и $500 на каждого ребенка
Ciklum: 3000 специалистов в Украине
- Объявила добровольную релокацию в Украине до начала боевых действий
- Перечислил 1,5 млн грн украинской армии
Какие варианты развития на более долгосрочную перспективу?
Конечно, вариативность сценариев велика. Один из вариантов – глобализация. Активно смотрим на другие страны в Восточной Европе, где есть возможность делать бизнес. Это и так было в планах на 2022 год, просто мы будем реализовать их в пять раз быстрее.
Мы умеем строить классные отношения с клиентами, поэтому верим, что есть возможность расти за пределами Украины. Будем либо перевозить украинских программистов, либо нанимать локальные таланты.
На какие географии смотрите?
В первую очередь – Восточная Европа и Балканы.
Мы перенесли балканский офис из Сербии в Хорватию. У этой страны очень сильная проукраинская позиция, поэтому наш головной офис на Балканах должен быть в Загребе.
Второй черед – Латинская Америка и Азия. Здесь сложнее – эти регионы нам менее известны. Сейчас есть несколько инженеров, работающих в Колумбии. Но это даже не шаг, а маленьких полшага вперед.
Вопрос же в управленческом потенциале. Большая его часть направлена на то, чтобы перевозить людей в более безопасные места и удерживать клиентов. Поэтому рук немного не хватает.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.