Роман Лунин, собственник компании Retail group.
Категория
Компании
Дата

Мультимиллионер Роман Лунин постепенно отказывается от магазинов «Велика Кишеня». Почему он решил изменить бренд с 20-летней историей

2 хв читання

Роман Лунин, собственник компании Retail group.

До конца 2021 года в Киеве закроются четыре из тринадцати магазинов «Велика Кишеня». На их месте будут работать новые точки сети «Велмарт». Сейчас в ней – 35 магазинов. Обе торговые марки принадлежат компании Retail group Романа Лунина, 56. Его состояние Forbes в 2021 году оценил в $150 млн. Выручка Retail group в 2020 году составила 12,2 млрд грн, годом ранее – 11 млрд. 

⚡️Даруємо 40% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Ціна зі знижкою — 1079 грн/рік. Діє з промокодом JUNE до 23.06 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Происходящее – часть процесса трансформации компании: Retail group постепенно отказывается от торговой марки «Велика Кишеня», заменяя ее на «Велмарт». По словам директора по маркетингу компании Алены Грабовской, «Велмарт» – более молодая, современная и успешная марка, именно поэтому в компании и делают ставку на нее. 

Но дело не только лишь в смене вывески. Новые магазины имеют другой формат. Если «Велика Кишеня» – это классический супермаркет с ценами выше средних, то «Велмарт» – это гипермаркет-дискаунтер. В каждой торговой точке – собственные пекарня, мясной цех, коптильня, фудкорты. «В «Велмарте» на Березняковской в Киеве – большой фудкорт в центре торгового зала, в Полтаве и Николаеве – рестораны на территории супермаркета, а в Чернигове и Херсоне – это станции фудкортов», – рассказывает Грабовская. 

Помимо этого, каждый «Велмарт» – достаточно самостоятельная единица. Управляющие команды на местах имеют право сами выбирать местных поставщиков, формировать часть ассортимента и ценовую политику. «Хэд-офис поддерживает только в силе закупки, в операционной части и во внедрении новых технологий в организацию работы магазинов», – говорит Грабовская. По ее словам, такая децентрализация позволяет компании динамично и оперативно реагировать на рынок. Действия дают результат: если 2019 году прибыль компании составила 2 млн грн, то в 2020-м — 63 млн грн.

Супермаркеты «Велика Кишеня» работают только в Киеве, по словам Грабовской, в компании пока не приняли решения, что будет дальше с этой торговой маркой. 

Retail group упустила момент, когда «Велику Кишеню» можно было популяризовать, считает директор исследовательской компании GT Partners Игорь Гугля. По его мнению, это можно было сделать в первое десятилетие двухтысячных, когда организованный ритейл в Украине только набирал обороты. Однако в 2010-х ритейлер заморозил развитие, говорит аналитик. Он поясняет, что именно территориальная экспансия обеспечивает узнаваемость торговой марки. По данным GT Partners, количество магазинов у Retail group стабильно с 2012 года, оно составляет около 60 торговых точек.

Возможная причина остановки роста – недостаток финансирования, полагает соучредитель компании по управлению коммерческой недвижимостью Retаil.Pro Артем Ретин. Бизнес Лунина так и не оправился от кризиса 2009 года, у компаний бизнесмена были большие долги перед банками. На конец 2009 года они должны были $92 млн, писало НВ. По данным издания, Лунин даже планировал продать 10–25% акций компании «Квиза трейд», управляющей «Великою Кишенею», чтобы привлечь $20–30 млн. Часть долга Лунин позже реструктуризировал, а часть выкупил у Фонда гарантирования вкладов в 2018 году с дисконтом 72%.

Плохую службу Retail group сослужила и мультиформатность. Кроме супермаркетов и гипермаркетов-дискаунтеров, ритейлер стал развивать сеть магазинов у дома «ВК Експрес» и деликатес-маркеты ВК Select. «Компания распылилась на маркетинг разных брендов», – поясняет Гугля. «Непонятно, зачем при таком небольшом количестве магазинов нужно было делать такую мультиформатность», – недоумевает Ретин. 

Еще одна возможная причина отхода от марки «Велика Кишеня» – имидж. Он был не самым лучшим, считает Ретин. Причина – не современный формат торговли, плохое техническое состояние действующих супермаркетов, непонятный покупателю ассортимент, высокие цены и проблемы со сроками годности. В истории «Великої Кишені» есть отравившиеся курами-гриль покупатели; кот, поедающий мясо прямо на прилавке; и голубь, клюющий печенье прямо из мешка в торговом зале. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине