Хотя Владимир Путин на данный момент не поддержал признание «Л/ДНР», множество фактов говорят о том, что карта «народных республик» в российско-украинских отношениях будет разыгрываться и дальше
15 февраля 2022 года депутаты Госдумы России поддержали проект постановления об обращении к Владимиру Путину о необходимости признания «Донецкой Народной Республики» и «Луганской Народной Республики». В постановлении говорится, что депутаты «считают обоснованным и морально оправданным признание «народных республик».
В тот же день во время пресс-конференции с канцлером Германии Шольцем Владимир Путин не поддержал признание «Л/ДНР», но множество сделанных оговорок – о «геноциде», о «сочувствии россиян», – позволяют предположить, что карта «народных республик» будет разыгрываться и далее.
После срыва постепенного урегулирования на Донбассе зимой 2020–21 гг. в Москве все большее значение приобретает идея, что самопровозглашенные республики должны развиваться как «русские национальные государства».
Эти государства со временем могут войти в Союзное государство РФ и Беларуси. То, что 15 февраля президент Путин не поддержал обращение Думы, сославшись на «надежду» на Минские соглашения, еще не означает, что Кремль не продолжит поддерживать существование и развитие «Л/ДНР» до момента, когда можно будет их признать.
Признание «республик» обойдется дорого России. В ответ на такой ход западные правительства введут новые санкции, подрывающие социально-экономическую стабильность России, а Украина получит легитимный шанс отказаться от Минских соглашений и выйти к новым возможностям в международной политике. Признание усилит антагонизм между Россией и Западом, чего сейчас Кремль явно не планирует.
Анатомия «Л/ДНР»
Сецессия – отделение части общин с территориями от материнского государства с целью создания независимого государства – редкое, но не беспрецедентное политическое событие. Иногда сецессии ведут к признанию суверенитета и независимости отделившихся частей, например, Североамериканских колоний Британии, ставших США, или республик СССР, ставших признанными независимыми государствами.
Часто сецессия является результатом внешнего вмешательства, а не желания сообществ, как в случае с «Л/ДНР», с «Нагорно-Карабахской республикой Арцах» или с «Турецкой республикой Северного Кипра».
В последнем случае возникает «сецессионный треугольник» – сложный конфликт между материнским государством, государством-спонсором и самопровозглашенной «республикой».
Материнское государство оказывается в состоянии «поврежденного суверенитета», когда правительство не способно вернуть контроль над своими гражданами и своей международно признанной территорией, а также не может выполнять в полной мере свою конституцию в отношении граждан, живущих на неподконтрольной территории.
Поврежденный суверенитет материнского государства означает, что оно частично не выполняет базовые функции государства, определенные Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств (1933). Так, оно:
1) не вполне способно защищать свою территорию от других государств;
2) не полностью способно обеспечивать верховенство власти и монополию на легитимное применение насилия в отношении своего населения;
3) является правительством, предоставляющем уникальные государственные услуги не всем гражданам;
4) вступает в отношения с другими государствами с ослабленных позиций.
Украина, Грузия и Молдова – это государства, чей суверенитет систематически нарушен наличием самопровозглашенных «республик», находящихся на их международно признанных территориях. Чтобы отчасти компенсировать ущерб материнским государствам, международное право предусматривает санкции против сецессионистов и поддержку материнских государств в притязаниях на реинтеграцию незаконно отсоединившихся сообществ.
Недавний пример такой поддержки есть в ответе США на претензии России.
Ущербные парагосударства
Самопровозглашенное государственное образование (парагосударство, с точки зрения политической науки) лишь отчасти способно выполнять функции государства.
Находясь в конфликте с материнским государством, парагосударство находится в состоянии войны («горячей» или «замороженной») на своих нестабильных границах, постоянно конкурирует за лояльность своего населения. И оно пребывает вне межгосударственных отношений.
Парагосударство ущербно и в плане выполнения функций, и с точки зрения непризнанного суверенитета. «Л/ДНР» вполне соответствуют этой картине.
Ущербные парагосударства могут существовать длительное время лишь при поддержке государства-спонсора. Это спонсорство происходит в терминах «дополнения суверенитета» (спонсор представляет парагосударство во внешнеполитических процессах), в плане предоставления оружия и военных советников (для удержания «границ») и как финансирование бюджета этого образования. Россия выполняет все эти функции в отношении «Л/ДНР».
Спонсорство России выходит далеко за пределы Донбасса. Уже с начала 1990-х годов Кремль создал сеть самопровозглашенных республик в Восточной Европе, куда еще до 2014 года входили Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье. К началу войны на Донбассе эти парагосударства вместе с Россией создали военно-политическую и социально-экономическую модель, позволяющую выживать в условиях конфликта с материнскими государствами и международных санкций. И эта модель была применена в «Л/ДНР».
Инвестиции Кремля при этом окупаются тем, что материнские государства оказываются в стратегической зависимости от неразрешимых конфликтов и ограничены в возможности вступать в такие союзы, как ЕС или НАТО.
Решение Государственной Думы от 15 февраля 2022 года – акт, углубляющий ущерб для суверенитета Украины и увеличивающий стратегические возможности Кремля в конфликте с нами и Западом. Может быть деэскалация на украино-российской границе начнется со временем, но системный конфликт в Восточной Европе продолжит углубляться.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.