Главными в решении исключить Россию из Совета Европы являются его беспрецедентность и четкий сигнал другим членам, что нарушения не будут толероваться. Для самой России почти ничего не изменится
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
16 марта 2022 года флаг России был спущен возле Совета Европы – организации, созданной после Второй мировой войны для обеспечения верховенства права, соблюдения прав человека и демократии в Европе. Окончательное решение было принято Комитетом Министров Организации. Этому предшествовала резолюция Парламентской ассамблеи, принятая 15 февраля 2022 года.
Прежде чем оценить последствия исключения России из Совета Европы, стоит посмотреть на процесс комплексно, начиная с 2014 года.
От ограничений России до ограничений ПАСЕ
Парламентская ассамблея Совета Европы наряду с Комитетом Министров является одним из двух ключевых уставных органов организации. Он выполняет консультативную функцию и объединяет парламентариев уже 46 государств-участников Организации.
В начале каждой сессии Ассамблеи в январе участники утверждают полномочия каждой делегации. Для обжалования полномочий есть как формальные основания, так и содержательные – нарушения требований Устава Совета Европы. В 2014-м и 2015-м годах парламентарии делали радикальные шаги, лишая делегацию России права участвовать в заседаниях и председательствовать. Россия традиционно не признала такое решение и бойкотировала ПАСЕ. Позже она перестала платить взносы в бюджет организации.
Уже в 2019 году стало очевидно желание большинства европейских делегатов вернуть Россию. Ради принятия резолюции, которая вернет Россию и запретит на будущее ограничивать ее права участия в ощутимом объеме, ПАСЕ поставила рассмотрение резолюции на понедельник (что означает, что ее не будут обсуждать) и проводила голосование ночью.
После 2019 года каждая сессия ПАСЕ начиналась с обжалования нашими депутатами и партнерами (группа Балтик+) полномочий России. Однако без особых успехов.
Россия на выход
В ночь на 14 марта 2022 г. появился текст резолюции об исключении России из Совета Европы. Член украинской делегации Леся Василенко отметила, что текст был совершенно неудовлетворительным – ни упоминания об агрессии с 2014 года, ни корректных юридических сроков, ни даты выхода России. На Политическом комитете ПАСЕ удалось скорректировать это. Резолюция была принята 216 голосами. Россия в тот же день принесла генеральному секретарю заявление о выходе. Как всегда – «не вы нас, а мы вас наказываем».
Что означает исключение России из Совета Европы?
Если подходить к этому вопросу сугубо юридически, то рассмотрим следующие факторы:
– формально, в силу ограничений уставных документов, Россия будет считаться членом Организации до конца 2022 года;
– Европейская конвенция по правам человека, а следовательно и доступ россиян к Европейскому суду по правам человека, будет действовать до 15 сентября 2022 года. Одновременно ЕСПЧ продолжит рассмотрение шести межгосударственных жалоб, в частности, по поводу сбития МН-17, нарушений Конвенции в оккупированном Крыму, в ОРДЛО, захвата моряков в Керченском проливе;
– в ЕСПЧ пока небольшая процессуальная пауза с рассмотрением споров в связи с оценкой последствий выхода России;
– Россия теряет членство и в других договорах, которые доступны исключительно для членов Совета Европы, в частности в Европейской социальной хартии. Перечень договоров Совета Европы доступен по ссылке ;
– Россия теряет членство во всех органах Совета Европы.
На практике, на эти последствия следует смотреть с двух перспектив: России и других стран-членов.
С точки зрения страны-членов, это решение подчеркивает, что веские нарушения не будут толероваться и что реакция может быть быстрой. Для сравнения: первый случай выхода страны из Организации был с Грецией, где после государственного переворота и смены власти в 1967 году были многочисленные нарушения прав человека. Вопрос об исключении Греции был поднят в Организации в 1969 году, а Греция заявила о самостоятельном выходе. Окончательно Греция покинула Организацию в 1970 году.
Конечно, хотелось бы верить, что это решение подтолкнет страны более умеренно относиться к желанию найти диалог с агрессорами.
С точки зрения России, не изменится почти ничего – тенденция об отграничении прав человека и вообще международного права началась в РФ далеко не вчера. Еще в 2015 году в России был принят закон, закрепивший право Конституционного суда признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции. Этому предшествовало решение Конституционного суда, которым Суд установил, что будет решать вопросы исполнения решений Европейского суда по правам человека по каждому делу индивидуально, решения ЕСПЧ будут подлежать исполнению только с учетом признания верховенства Конституции России.
При внесении последних изменений в Конституцию России статья 79, которая ранее отмечала, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации», была заменена новой: Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации, которые в их толковании противоречат Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению Российской Федерацией».
То есть вопрос только в том, каким может быть следующий шаг? Фракция ЛДПР говорит, что готова инициировать референдум о возвращении смертной казни, потому что это одна из чужих для них ценностей и правил. Логический шаг после публикации архивов о пытках в системе исполнения наказаний.
Следовательно, выход России из Совета Европы это об углублении бесправия для нее и дополнительном напоминании, что заигрывание с агрессором – это молчаливое согласие на дальнейшие преступления.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.