Чтобы понять запрос украинских и глобальных компаний относительно развития компетенций руководителей бизнеса, работающих в Украине, агентство по инвестициям в человеческий капитал APT в партнерстве с Европейской ассоциацией программного обеспечения провели исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023». Александра Альхимович и Мария Кот, управляющие партнеры агентства APT, рассказывают, что они узнали из его результатов
Современные условия требуют от руководителей способности адаптироваться к меняющейся среде, поддерживать и развивать свои команды, эффективно общаться и стимулировать развитие сотрудников для достижения бизнес-целей. Часто линейные менеджеры испытывают недостаток навыков управления персоналом, им не хватает лидерства.
Такая проблематика, в частности, упоминается в отчете платформы LinkedIn за 2022 год The Transformation of L&D: в 2022-м 49% учебных программ были направлены на развитие управленческих компетенций.
Опыт бизнес-школ и образовательных платформ, работающих на украинском рынке – UCU Business School, LABA, Prometheus – также подтверждают этот тренд. Клиенты активно обращаются с просьбой о создании комплексных обучающих программ для менеджеров разных уровней управления.
Далее – основные выводы из исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023».
Обучение и развитие
95% опрошенных для исследования респондентов считают, что обучение и развитие руководителей актуальны, 3% – что нет. 2% – это зависит от целей организации.
Методы и форматы обучения
Интересными оказались результаты методов и форматов обучения, которые респонденты считают наиболее эффективными для развития руководителей по сравнению с уже применяемыми в их организациях.
Есть основания полагать, что если менеджеры высоко оценивают определенный формат, то они хотят использовать этот подход. Это может служить ориентиром для компаний по внедрению таких подходов.
Учитывая эффективность, по мнению респондентов, три лучших метода и формата обучения:
- коучинг и наставничество (77%);
- смешанное обучение (53%);
- case studies (39%).
При этом процент применения коучинга и наставничества и case studies в организациях ниже ожидаемого: 55% и 26% соответственно.
Интересен также показатель по электронному обучению: этот формат широко используется в организациях, однако респонденты оценивают его действенность значительно ниже процента использования. Возможно, это повод подумать, соответствуют ли все учебные программы в электронном каталоге стратегическим целям организации и личным целям развития руководителей, имеют ли удобный интерфейс и актуальный и интересный контент.
Также респонденты высоко оценили такие подходы к обучению, как симуляция и обучение «pear-to-pear», при этом процент применения этих форматов ниже ожидаемого. Возможно, эти форматы станут новой практикой в развитии руководителей для многих организаций.
Микрообучение также оценено достаточно высоко респондентами, но по сравнению с другими подходами набрало наименьшее количество голосов. Это может являться показателем того, что такой метод следует использовать в комплексе с другими для наиболее эффективных результатов при внедрении плана развития руководителей.
К примеру, теоретический блок участник обучающей программы прослушивает в виде микроуроков, а практически отрабатывает с помощью case study в группе.
Оценка менеджерских компетенций и обучающих программ
Для оценки эффективности усилий и достижения поставленных целей в рамках плана развития лидерства необходимо установить механизм мониторинга, позволяющий проводить оценку прогресса во время и после завершения плана.
Респонденты отметили, что используют следующие методы оценки менеджерских компетенций:
- оценка 180 или 360 градусов (53%);
- интервью по компетенциям (50%);
- опрос (18%);
- тестирование (18%);
- Gap-анализ по навыкам (11%).
Критериями эффективности учебных программ являются следующие показатели: результаты работы после обучения (63%), удовлетворенность от опыта обучения (52%), успешность прохождения обучения (31%), количество окончивших обучение участников и процент текучести среди них (27%), а также возврат инвестиций (15%).
Спрос на управленческие навыки
Если попытаться рассмотреть перспективы спроса на управленческие навыки через три–пять лет, респонденты отметили, что наиболее важны гибкость и адаптивность, управление персоналом и внедрение изменений.
Остальные выделенные компетенции можно сгруппировать согласно модели лидерских навыков SHRM по трем направлениям:
- управление организацией;
- управление другими;
- управление собой.
Необходимые компетенции для управления организацией за три–пять лет:
- Внедрение инноваций, стратегическое мышление, креативное мышление, принятие решений, целеполагание, кризисный менеджмент, системное мышление, деловая хватка, управление неопределенностью, управление процессами.
Компетенции для управления другими за три–пять лет:
- Лидерство, межкультурный интеллект, управление гибридными глобальными командами, эмоциональный интеллект, управление отношениями, делегирование, управление конфликтами.
Компетенции для управления собой за три–пять лет:
- Цифровая грамотность, жизнестойкость, презентационные навыки, ситуативное самосознание, умение учиться, внимательность, человекоцентричность, экспертность в отрасли, радикальная откровенность.
Преимущества инвестиций в развитие собственных менеджеров
Развитие менеджеров является стратегическим инвестированием в будущее организации, которое стимулирует ее успех, устойчивость и способность добиваться поставленных целей в непредсказуемой бизнес-среде.
1. Повышение производительности. Оснащенные руководители эффективно управляют ресурсами, распределяют задачи и управляют командой.
2. Управление персоналом. Умение менеджеров мотивировать, развивать и удерживать талантливых сотрудников делает организацию более привлекательной для потенциальных сотрудников и уменьшает текучесть кадров.
3. Инновационность и адаптивность. Дальновидные лидеры способствуют созданию инновационной корпоративной культуры, способной адаптироваться к изменениям во внешней среде и рыночным условиям.
4. Управление кризисами. Менеджеры с развитыми навыками управления могут эффективно реагировать на кризисные ситуации и обеспечивать стабильность компании в сложные периоды.
5. Улучшение репутации. Компании, активно инвестирующие в развитие своих руководителей, обычно известны как прогрессивные и респектабельные работодатели, что может привлекать больше клиентов и инвесторов.
6. Эффективное использование ресурсов. Зрелые менеджеры способствуют оптимизации использования ресурсов компании, что позволяет снизить затраты и повысить прибыльность.
7. Усиление конкурентоспособности. Эффективные руководители отдают организации конкурентное преимущество, помогая ей сохранять лидерство на рынке.
8. Внутреннее развитие. Введение программ развития менеджеров в компании позволяет увеличить кадровый резерв и привлекать на руководящие должности внутренние таланты.
Развитие менеджеров становится ключевым фактором в достижении успеха организации. Результаты этого исследования можно использовать для принятия решения о построении плана развития руководителей в организациях.
Исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»
Основная цель исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023» – изучить взгляды специалистов и экспертов относительно необходимости развития компетенций для управления организацией, другими и собой.
В опросе приняли участие 157 респондентов: 96 руководителей IТ-сектора, 61 собственник и менеджер других отраслей. Целевой аудиторией были мужчины и женщины, являющиеся руководителями или владельцами малого (21%), среднего (16%) и крупного бизнеса (62%). Период – июль–август 2023 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.