Чтобы понять запрос украинских и глобальных компаний относительно развития компетенций руководителей бизнеса, работающих в Украине, агентство по инвестициям в человеческий капитал APT в партнерстве с Европейской ассоциацией программного обеспечения провели исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023». Александра Альхимович и Мария Кот, управляющие партнеры агентства APT, рассказывают, что они узнали из его результатов
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Современные условия требуют от руководителей способности адаптироваться к меняющейся среде, поддерживать и развивать свои команды, эффективно общаться и стимулировать развитие сотрудников для достижения бизнес-целей. Часто линейные менеджеры испытывают недостаток навыков управления персоналом, им не хватает лидерства.
Такая проблематика, в частности, упоминается в отчете платформы LinkedIn за 2022 год The Transformation of L&D: в 2022-м 49% учебных программ были направлены на развитие управленческих компетенций.
Опыт бизнес-школ и образовательных платформ, работающих на украинском рынке – UCU Business School, LABA, Prometheus – также подтверждают этот тренд. Клиенты активно обращаются с просьбой о создании комплексных обучающих программ для менеджеров разных уровней управления.
Далее – основные выводы из исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023».
Обучение и развитие
95% опрошенных для исследования респондентов считают, что обучение и развитие руководителей актуальны, 3% – что нет. 2% – это зависит от целей организации.
10 управленческих компетенций, которые следует развивать уже сейчас. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»
Методы и форматы обучения
Интересными оказались результаты методов и форматов обучения, которые респонденты считают наиболее эффективными для развития руководителей по сравнению с уже применяемыми в их организациях.
Есть основания полагать, что если менеджеры высоко оценивают определенный формат, то они хотят использовать этот подход. Это может служить ориентиром для компаний по внедрению таких подходов.
Методы и форматы обучения, наиболее эффективные для развития руководителей. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»
Учитывая эффективность, по мнению респондентов, три лучших метода и формата обучения:
- коучинг и наставничество (77%);
- смешанное обучение (53%);
- case studies (39%).
При этом процент применения коучинга и наставничества и case studies в организациях ниже ожидаемого: 55% и 26% соответственно.
Интересен также показатель по электронному обучению: этот формат широко используется в организациях, однако респонденты оценивают его действенность значительно ниже процента использования. Возможно, это повод подумать, соответствуют ли все учебные программы в электронном каталоге стратегическим целям организации и личным целям развития руководителей, имеют ли удобный интерфейс и актуальный и интересный контент.
Также респонденты высоко оценили такие подходы к обучению, как симуляция и обучение «pear-to-pear», при этом процент применения этих форматов ниже ожидаемого. Возможно, эти форматы станут новой практикой в развитии руководителей для многих организаций.
Микрообучение также оценено достаточно высоко респондентами, но по сравнению с другими подходами набрало наименьшее количество голосов. Это может являться показателем того, что такой метод следует использовать в комплексе с другими для наиболее эффективных результатов при внедрении плана развития руководителей.
К примеру, теоретический блок участник обучающей программы прослушивает в виде микроуроков, а практически отрабатывает с помощью case study в группе.
Оценка менеджерских компетенций и обучающих программ
Для оценки эффективности усилий и достижения поставленных целей в рамках плана развития лидерства необходимо установить механизм мониторинга, позволяющий проводить оценку прогресса во время и после завершения плана.
Респонденты отметили, что используют следующие методы оценки менеджерских компетенций:
- оценка 180 или 360 градусов (53%);
- интервью по компетенциям (50%);
- опрос (18%);
- тестирование (18%);
- Gap-анализ по навыкам (11%).
Критериями эффективности учебных программ являются следующие показатели: результаты работы после обучения (63%), удовлетворенность от опыта обучения (52%), успешность прохождения обучения (31%), количество окончивших обучение участников и процент текучести среди них (27%), а также возврат инвестиций (15%).
Критерии эффективности обучающих программ. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»
Спрос на управленческие навыки
Если попытаться рассмотреть перспективы спроса на управленческие навыки через три–пять лет, респонденты отметили, что наиболее важны гибкость и адаптивность, управление персоналом и внедрение изменений.
Остальные выделенные компетенции можно сгруппировать согласно модели лидерских навыков SHRM по трем направлениям:
- управление организацией;
- управление другими;
- управление собой.
Необходимые компетенции для управления организацией за три–пять лет:
- Внедрение инноваций, стратегическое мышление, креативное мышление, принятие решений, целеполагание, кризисный менеджмент, системное мышление, деловая хватка, управление неопределенностью, управление процессами.
Компетенции для управления другими за три–пять лет:
- Лидерство, межкультурный интеллект, управление гибридными глобальными командами, эмоциональный интеллект, управление отношениями, делегирование, управление конфликтами.
Компетенции для управления собой за три–пять лет:
- Цифровая грамотность, жизнестойкость, презентационные навыки, ситуативное самосознание, умение учиться, внимательность, человекоцентричность, экспертность в отрасли, радикальная откровенность.
Преимущества инвестиций в развитие собственных менеджеров
Развитие менеджеров является стратегическим инвестированием в будущее организации, которое стимулирует ее успех, устойчивость и способность добиваться поставленных целей в непредсказуемой бизнес-среде.
1. Повышение производительности. Оснащенные руководители эффективно управляют ресурсами, распределяют задачи и управляют командой.
2. Управление персоналом. Умение менеджеров мотивировать, развивать и удерживать талантливых сотрудников делает организацию более привлекательной для потенциальных сотрудников и уменьшает текучесть кадров.
3. Инновационность и адаптивность. Дальновидные лидеры способствуют созданию инновационной корпоративной культуры, способной адаптироваться к изменениям во внешней среде и рыночным условиям.
4. Управление кризисами. Менеджеры с развитыми навыками управления могут эффективно реагировать на кризисные ситуации и обеспечивать стабильность компании в сложные периоды.
5. Улучшение репутации. Компании, активно инвестирующие в развитие своих руководителей, обычно известны как прогрессивные и респектабельные работодатели, что может привлекать больше клиентов и инвесторов.
6. Эффективное использование ресурсов. Зрелые менеджеры способствуют оптимизации использования ресурсов компании, что позволяет снизить затраты и повысить прибыльность.
7. Усиление конкурентоспособности. Эффективные руководители отдают организации конкурентное преимущество, помогая ей сохранять лидерство на рынке.
8. Внутреннее развитие. Введение программ развития менеджеров в компании позволяет увеличить кадровый резерв и привлекать на руководящие должности внутренние таланты.
Развитие менеджеров становится ключевым фактором в достижении успеха организации. Результаты этого исследования можно использовать для принятия решения о построении плана развития руководителей в организациях.
Исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»
Основная цель исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023» – изучить взгляды специалистов и экспертов относительно необходимости развития компетенций для управления организацией, другими и собой.
В опросе приняли участие 157 респондентов: 96 руководителей IТ-сектора, 61 собственник и менеджер других отраслей. Целевой аудиторией были мужчины и женщины, являющиеся руководителями или владельцами малого (21%), среднего (16%) и крупного бизнеса (62%). Период – июль–август 2023 года.




Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.