Згідно з дослідженням «Потреби в навчанні та розвитку менеджерів 2023», три найкращі методи й формати навчання для керівників: коучинг і наставництво (77%); змішане навчання (53%); case studies (39%). /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Управление изменениями, прокачка лидерства и видение стратегии – основные компетенции для современного руководителя. Нужно ли вкладываться в развитие менеджеров и какие формы обучения избрать? Исследование

5 хв читання

Согласно исследованию «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023», три лучших метода и формата обучения для руководителей: коучинг и наставничество (77%); смешанное обучение (53%); case studies (39%). Фото Getty Images

Чтобы понять запрос украинских и глобальных компаний относительно развития компетенций руководителей бизнеса, работающих в Украине, агентство по инвестициям в человеческий капитал APT в партнерстве с Европейской ассоциацией программного обеспечения провели исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023». Александра Альхимович и Мария Кот, управляющие партнеры агентства APT, рассказывают, что они узнали из его результатов

Современные условия требуют от руководителей способности адаптироваться к меняющейся среде, поддерживать и развивать свои команды, эффективно общаться и стимулировать развитие сотрудников для достижения бизнес-целей. Часто линейные менеджеры испытывают недостаток навыков управления персоналом, им не хватает лидерства.

Такая проблематика, в частности, упоминается в отчете платформы LinkedIn за 2022 год The ​​Transformation of L&D: в 2022-м 49% учебных программ были направлены на развитие управленческих компетенций.

Опыт бизнес-школ и образовательных платформ, работающих на украинском рынке – UCU Business School, LABA, Prometheus – также подтверждают этот тренд. Клиенты активно обращаются с просьбой о создании комплексных обучающих программ для менеджеров разных уровней управления.

Далее – основные выводы из исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023».

Обучение и развитие

95% опрошенных для исследования респондентов считают, что обучение и развитие руководителей актуальны, 3% – что нет. 2% – это зависит от целей организации.

10 управленческих компетенций, которые следует развивать уже сейчас. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

10 управленческих компетенций, которые следует развивать уже сейчас. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Методы и форматы обучения

Интересными оказались результаты методов и форматов обучения, которые респонденты считают наиболее эффективными для развития руководителей по сравнению с уже применяемыми в их организациях.

Есть основания полагать, что если менеджеры высоко оценивают определенный формат, то они хотят использовать этот подход. Это может служить ориентиром для компаний по внедрению таких подходов.

Методы и форматы обучения, наиболее эффективные для развития руководителей. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Методы и форматы обучения, наиболее эффективные для развития руководителей. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Учитывая эффективность, по мнению респондентов, три лучших метода и формата обучения:

  • коучинг и наставничество (77%);
  • смешанное обучение (53%);
  • case studies (39%).

При этом процент применения коучинга и наставничества и case studies в организациях ниже ожидаемого: 55% и 26% соответственно.

Интересен также показатель по электронному обучению: этот формат широко используется в организациях, однако респонденты оценивают его действенность значительно ниже процента использования. Возможно, это повод подумать, соответствуют ли все учебные программы в электронном каталоге стратегическим целям организации и личным целям развития руководителей, имеют ли удобный интерфейс и актуальный и интересный контент.

Также респонденты высоко оценили такие подходы к обучению, как симуляция и обучение «pear-to-pear», при этом процент применения этих форматов ниже ожидаемого. Возможно, эти форматы станут новой практикой в развитии руководителей для многих организаций.

Микрообучение также оценено достаточно высоко респондентами, но по сравнению с другими подходами набрало наименьшее количество голосов. Это может являться показателем того, что такой метод следует использовать в комплексе с другими для наиболее эффективных результатов при внедрении плана развития руководителей.

К примеру, теоретический блок участник обучающей программы прослушивает в виде микроуроков, а практически отрабатывает с помощью case study в группе.

Оценка менеджерских компетенций и обучающих программ

Для оценки эффективности усилий и достижения поставленных целей в рамках плана развития лидерства необходимо установить механизм мониторинга, позволяющий проводить оценку прогресса во время и после завершения плана.

Респонденты отметили, что используют следующие методы оценки менеджерских компетенций:

  • оценка 180 или 360 градусов (53%);
  • интервью по компетенциям (50%);
  • опрос (18%);
  • тестирование (18%);
  • Gap-анализ по навыкам (11%).

Критериями эффективности учебных программ являются следующие показатели: результаты работы после обучения (63%), удовлетворенность от опыта обучения (52%), успешность прохождения обучения (31%), количество окончивших обучение участников и процент текучести среди них (27%), а также возврат инвестиций (15%).

Критерии эффективности обучающих программ. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Критерии эффективности обучающих программ. Данные: исследование APT «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Спрос на управленческие навыки

Если попытаться рассмотреть перспективы спроса на управленческие навыки через три–пять лет, респонденты отметили, что наиболее важны гибкость и адаптивность, управление персоналом и внедрение изменений.

Остальные выделенные компетенции можно сгруппировать согласно модели лидерских навыков SHRM по трем направлениям:

  • управление организацией;
  • управление другими;
  • управление собой.

Необходимые компетенции для управления организацией за три–пять лет:

  • Внедрение инноваций, стратегическое мышление, креативное мышление, принятие решений, целеполагание, кризисный менеджмент, системное мышление, деловая хватка, управление неопределенностью, управление процессами.

Компетенции для управления другими за три–пять лет:

  • Лидерство, межкультурный интеллект, управление гибридными глобальными командами, эмоциональный интеллект, управление отношениями, делегирование, управление конфликтами.

Компетенции для управления собой за три–пять лет:

  • Цифровая грамотность, жизнестойкость, презентационные навыки, ситуативное самосознание, умение учиться, внимательность, человекоцентричность, экспертность в отрасли, радикальная откровенность.

Преимущества инвестиций в развитие собственных менеджеров

Развитие менеджеров является стратегическим инвестированием в будущее организации, которое стимулирует ее успех, устойчивость и способность добиваться поставленных целей в непредсказуемой бизнес-среде.

1. Повышение производительности. Оснащенные руководители эффективно управляют ресурсами, распределяют задачи и управляют командой.

2. Управление персоналом. Умение менеджеров мотивировать, развивать и удерживать талантливых сотрудников делает организацию более привлекательной для потенциальных сотрудников и уменьшает текучесть кадров.

3. Инновационность и адаптивность. Дальновидные лидеры способствуют созданию инновационной корпоративной культуры, способной адаптироваться к изменениям во внешней среде и рыночным условиям.

4. Управление кризисами. Менеджеры с развитыми навыками управления могут эффективно реагировать на кризисные ситуации и обеспечивать стабильность компании в сложные периоды.

5. Улучшение репутации. Компании, активно инвестирующие в развитие своих руководителей, обычно известны как прогрессивные и респектабельные работодатели, что может привлекать больше клиентов и инвесторов.

6. Эффективное использование ресурсов. Зрелые менеджеры способствуют оптимизации использования ресурсов компании, что позволяет снизить затраты и повысить прибыльность.

7. Усиление конкурентоспособности. Эффективные руководители отдают организации конкурентное преимущество, помогая ей сохранять лидерство на рынке.

8. Внутреннее развитие. Введение программ развития менеджеров в компании позволяет увеличить кадровый резерв и привлекать на руководящие должности внутренние таланты.

Развитие менеджеров становится ключевым фактором в достижении успеха организации. Результаты этого исследования можно использовать для принятия решения о построении плана развития руководителей в организациях.

Исследование «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023»

Основная цель исследования «Потребности в обучении и развитии менеджеров 2023» – изучить взгляды специалистов и экспертов относительно необходимости развития компетенций для управления организацией, другими и собой.

В опросе приняли участие 157 респондентов: 96 руководителей IТ-сектора, 61 собственник и менеджер других отраслей. Целевой аудиторией были мужчины и женщины, являющиеся руководителями или владельцами малого (21%), среднего (16%) и крупного бизнеса (62%). Период – июль–август 2023 года.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине