Проект «Вишкіл капітанів» готовит новых командиров – гуманных, сообразительных, способных мыслить критически. В школу инвестируют IT-компании Genesis, SKELAR и другие. Как офицеры, прошедшие «Вишкіл», изменят ситуацию на поле боя
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
«Когда вы завершите обучение и возвратитесь в батальоны, помните: результат войны будет зависеть в значительной мере от вас, – обращается к полному залу командующий Сил ТрО ВСУ генерал-майор Игорь Танцюра. – От вашей добросовестности, обученности, лидерских качеств. От того, как хорошо вы объедините людей и поведете их в бой. От того, как мотивируете их собственным примером». Аудитория командующего – курсанты «Вишколу капітанів», который готовит офицеров Сил теробороны.
Выступление слушает третий набор курса. В марте «Вишкіл» выпустил второй – семинедельный интенсив прошли 87 офицеров. Курс окончили не все: трое слушателей были отчислены. С теми, кто не готов полностью посвятить себя обучению, в «Вишколе» прощаются без сантиментов. Плохо учишься – забрал место другого офицера.
«Будьте честными во время экзаменов и испытаний, – наставляет слушателей бригадный генерал и заместитель командующего Сил ТрО Сергей Собко. – В бою не будет шпаргалок. Наивысшие баллы получите, когда враг побежит или будет уничтожен».
Целевая «Вишколу капітанів» – командиры роты. «Мы сделали ставку на развитие обученности и боеспособности командиров среднего звена, – объясняет Танцюра. – На тех офицеров, которые планируют бой и командуют людьми. Только обученный, сильный и мотивированный командир способен превратить подразделение в эффективную боевую единицу». Программа-минимум – к концу года дать навыки планирования боя 500 офицерам.
Быстрая подготовка офицеров среднего звена приближает к победе. Для нынешней протяженности фронта всегда будет чего-то не хватать – вооружения, людей, припасов, говорит Собко. «Настоящий лидер выполнит задачу даже с минимальным обеспечением, – добавляет генерал. – А плохо подготовленный командир не достигнет цели, хотя будет иметь все лучшее».
Собко выводит формулу боеспособности подразделения: лидерство умноженное на дисциплину, оружие и подготовку. Слабость офицера нивелирует любые преимущества.
Военное управление исследуют и в Центре лидерства Украинского католического университета. Там работают с канадской моделью 11 добродетелей лидера – это, в частности, драйв, смелость, честность и смирение. Исследование гражданского и военного лидерства, проведенное в центре, показало: чем больше офицер развит в 11 добродетелях, тем больше у него шансов достичь цели, несмотря на нехватку ресурсов.
«Помогает смекалка, – говорит исполнительный директор Центра лидерства Андрей Рождественский. – Когда нет ресурса, но есть сильный характер, вы подумаете: что сделать, чтобы это заиграло новыми красками?».
Принимая горизонтальные решения, военнослужащие выигрывают самое важное – время, говорит Максим Зинчук, операционный менеджер фонда «Повернись живим». Фонд поддерживает «Вишкіл» по пилотному курсу, обеспечивая слушателей ноутбуками, планшетами и другими материалами для обучения. «Командиры российской армии в полях ждут разрешения высшего командования, – добавляет Зинчук. – Децентрализованное планирование и выполнение операции дает нам преимущество».
Советская военная система была техникоцентрической: можно потерять сколь угодно личного состава, а производить технику – долго и дорого, описывает Рождественский. В армиях НАТО высшей ценностью является человек. Важно, чтобы такой приоритет был и в украинской армии, говорит Рождественский.
«Маленькая советская украинская армия не сможет победить большую советскую российскую армию, – добавляет он. – Маленькая европейская – сможет».
Научить побеждать
В комнате – с десяток человек. Над картой склонились командир батальона, начальник штаба, офицеры по разведке, логистике, огневой поддержке, противовоздушной обороне и т.д. Штаб составляет план наступления и формирует боевой приказ командирам роты.
Так выглядят занятия в группах «Вишколу капітанів». Каждый слушатель вытягивает должность и играет ее в течение недели. Затем меняются ролями, чтобы увидеть больше уровней ответственности и обязанностей.
В одном из таких уроков принимал участие Зинчук из «Повернись живим». Получил роль начальника подразделения переносных зенитно-ракетных комплексов. Его впечатление? Понравилось большое внимание к деталям. «Надо было учитывать маршрут отхода, настроения местного населения – могут ли люди рассказать врагу о локации наших войск, – описывает Зинчук. – Погодные условия, вязкость почвы и тому подобное».
После 2014 года армия начала переход к военным стандартам НАТО. Программа «Вишколу» построена на алгоритмах и инструментах, которыми пользуются в армиях США и Великобритании. Учебный процесс, в котором студенты примеряют должности офицеров штаба – адаптированная процедура Military Decision Making Process, или MDMP. Это механизм принятия военных решений, состоящий из семи этапов – от получения боевой задачи до разработки способа действий и, в конце концов, отдачи приказа.
Курс также опирается на американский инструмент TLP (Troop Leading Procedures) и британский Combat Estimate. «Они называются по-разному, но принцип один: детальный анализ каждого обстоятельства», – говорит операционный менеджер «Вишколу» с позывным Фемида. В апреле школа сделала публичными учебные материалы и видео по единоличному планированию боя, предназначенные для командиров. Они доступны онлайн для всех.
У британских коллег «Вишкіл капітанів» взял не только инструментарий, но и основной принцип: учить не что думать, а как. В армии Великобритании существует формат анализа по трем табличкам: фактор – дедукция – вывод. «Идет снег. Итак, люди будут мерзнуть, – приводит пример Фемида. – Значит, надо делать короче дежурства, чтобы они не болели». Украинские инструкторы курса добавили еще две колонки последствий, чтобы углубить анализ.
За каждым инструктором «Вишколу капітанів» закреплена собственная группа. Все они – боевые офицеры и командиры рот. Пройдя курсы обучения в Великобритании, инструкторы проанализировали уроки, сделали поправку на украинский военный устав, реалии войны с Россией и составили уникальную программу. На входе и выходе – украинские стандарты, шаги – американские TLP и MDMP, инструменты – из британской Combat Estimate.
Офицер, руководитель департамента в IT-компании и инструктор «Вишколу капітанів» Андрей Барсуков начинает преподавание со знакомства с группой. Рассказывает свою историю и дает слово слушателям. «Сразу появляется общее: а мы с вами соседи, а мы ваш батальон заменяли, – говорит Барсуков. – Без взаимодействия невозможно эффективно учиться».
Один из принципов курса – равный обучает равного. Барсуков пытается быть доступным для ответа на любые вопросы, объясняет, пока не поймет каждый. Но оставляет границы: они – побратимы, а не братья.
Поведение инструкторов – тоже урок для студентов. Лидерство – это конкретные поступки, считают в школе. Поэтому преподаватели показывают: лидер общается лицом к лицу и следит за бытом бойцов.
Фокус программы – принятие военных решений. Однако курс – живой организм. Команда опрашивает участников, их отзывы и пожелания учитываются в программе. Увидев, что слушателям недостаточно общевойсковой базы, этот модуль был расширен. Уроки работы с программным обеспечением «Крапива», системой Delta и курс аэроразведки тоже появились в расписании по инициативе студентов.
Офицеров обучают общеразвивающим дисциплинам: философии российско-украинской войны, истории Украины, международному гуманитарному праву. Один из модулей – лидерство и медиаграмотность. На нем слушатели разыгрывают ситуации, где ставят себя на место командира и подчиненных.
Лекций в «Вишколі» нет. До занятия слушателям выдают материалы, которые нужно выучить, а на уроке группа дискутирует и ведет диалоги. Инструкторы могут провоцировать учащихся нравственными задачами. «Будете ли вы стрелять по мосту, на котором стоит Путин, если рядом с ним ребенок?» – приводит пример Фемида.
Отправляясь в «Вишкіл капітанів», командир стрелковой роты с позывным Скиф волновался, что ему будет скучно. Зря. «То, что рассказывают на курсе, мы проходим и на практике – на карте и на местности», – говорит Скиф. Какими новыми навыками он овладел? В частности, работа с оверлеями – прозрачными слоями, на которые можно наносить дополнительную информацию и накладывать на карту для наглядности.
«Многие люди учатся во внеклассное время и в субботу, – говорит Зинчук из «Повернись живим». – Им нравится».
Дополнительный элемент программы – гостевые спикеры. Основатель Центра стратегических коммуникаций Любовь Цыбульская рассказывала о гибридных операциях Кремля в Украине, боевые комбаты – о принятии решений в успешных и неуспешных операциях.
«Аудитория «Вишколу капітанів» – одна из лучших, для которых я выступал, – говорит CEO и основатель IT-компании SKELAR Макс Штепа. – Это новое поколение армии».
В марте Штепа проводил семинар об уроках лидерства, полученных за время управления SKELAR. Его компания – один из главных партнеров «Вишколу». Общение с курсантами показало Штепе: инвестировать в эту программу было правильным решением. «Качественное образование может изменить Вооруженные силы Украины», – уверен он.
Мнение Штепы разделяет Владимир Многолетний, соучредитель и CEO Genesis – еще одного главного партнера школы. Genesis и компании из его экосистемы – AMO и Universe, вместе с appflame и Headway, поддержали курс, взяв на себя часть расходов и выделив людей для помощи в организации.
Почему бизнес вкладывается в военное образование? Это инвестиция с высокой рентабельностью, говорят Многолетний и Штепа.
Более пяти лет благотворительные проекты Genesis фокусируются на образовании. В сентябре 2022-го компания запустила обучающий курс по созданию цифровых продуктов, который прошло 15 000 украинцев. Собственная школа Genesis выпустила уже несколько тысяч IT-специалистов. «Доллар, который мы вложим в образование, лучше доллара, который мы проинвестируем в любой другой проект», – говорит Многолетний.
С начала вторжения SKELAR запустила три центра обучения тактической медицине. Столько же появится скоро. Ежемесячно курсы будут проходить более тысячи солдат и медиков. При виде масштаба влияния в SKELAR решили: стоит инвестировать как можно больше в образовательные программы.
Капитаны выигрывают войны, цитирует Многолетний знакомого, окончившего американскую Военную академию Вест-Пойнт. Чем больше офицеров будут грамотно управлять подразделениями на поле боя, тем больше влияние проекта, говорит основатель Genesis.
«Наша цель – помочь научить 500 офицеров, – добавляет он. – У каждого – около сотни людей в подчинении. Воздействие – почти 50 000 бойцов. Это фантастически много».
Новые военные лидеры
Сергей Дмитриев служит капелланом восемь лет. Посещая обучающие мероприятия для офицеров, он всегда задумывался: как это работает на поле боя? «Можешь начертить себе на карте танки, артиллерийские системы, с десяток всего, но в жизни все будет по-другому, – рассуждает он. – Кто-то испугается, не услышит команду, не послушает приказ».
Пример офицерского лидерства Дмитриев увидел в 2014 году. Полковник 30-й ОМБр имени князя Константина Острожского оборонял позиции в районе Нью-Йорка Донецкой области. Удерживал линию фронта с одним батальоном почти полгода, используя смекалку и вводя врага в заблуждение, описывает Дмитриев.
«Острее оружия только ум», – говорит капеллан.
Когда выпускник «Вишколу» Скиф вернулся в подразделение, всем – от солдат до командиров – было интересно, чему его учили. «Спрашивали, как правильно писать боевой приказ – звонили по телефону даже командиры», – говорит он. Эта идея была заложена в курсе: воспитать агентов перемен.
После «Вишколу» офицеры знают, как планировать операции с минимальными потерями. Умеют анализировать окружающую среду, видят, что следует делегировать, а что – брать на себя.
Школа не только учит, но и создает сообщество. «Армия должна давать примеры взаимодействия, коллективной ответственности, опеки, ощущения спины побратима», – говорит инструктор «Вишколу» Барсуков.
Фемида вспоминает, как одного из студентов отчислили за нарушение правил. Он попросил начальника штаба взять его обратно – тот сказал просить у однокурсников. «Они вымуштровали его так, что в конце курса он имел очень хорошие оценки», – говорит директор.
Умение строить взаимоотношения и общаться с побратимами критически важно. На фронте атмосфера превращается в конкретные действия, говорит главный сержант 47-й ОШБр Валерий Маркус.
«Если ваши люди не подходят к вам за советом, это уже не ваши люди, – рассказывал Маркус сержантам своей бригады. – Для сержанта это смерть». Каждый боец должен видеть командира и слышать его голос, добавляет отец Дмитриев. Хотя бы в рацию – это значит, что он рядом.
В армиях НАТО софт скилам офицеров уделяют особое внимание. Рождественский из УКУ проводит трехдневные курсы по военному лидерству, опираясь, в частности, на алгоритмы американской армии. На курсе военного лидерства Вест-Пойнт вначале проходит развитие характера лидера, говорит он. Затем – учатся принимать решения, развивать эмоциональный интеллект, управлять конфликтами.
Обязательные программы обучения военного лидера в США – коучинг, менторинг, ментальная поддержка. Они нужны и украинской армии. «Мы отличаемся от врага мотивацией военного, – говорит Дмитриев. – Командир может ее предоставлять».
Как «Вишкіл капітанів» меняет армию? «Пока нет критической массы выпускников, чтобы мы видели: в этом батальоне – 5–10 наших слушателей, и его результативность изменилась», – говорит Фемида. Проект – пока стартап, делать выводы можно будет через шесть месяцев, считает Многолетний.
Команда «Вишколу» планирует через три и через шесть месяцев опросить выпускников, их руководителей и подчиненных о том, что они используют, а что не понадобилось в бою. В планах – формирование сообщества выпускников, курсы повышения квалификации, узкоспециализированные программы для лидеров и командиров.
Американский центр тренировок военных Форт Беннинг воспитывает армейских лидеров с 1918 года. Базовая тренировка солдат в центре длится до 14 недель. Капитанский курс – восемь месяцев, и на него набирают лучших из лучших, говорит директор «Вишколу капітанів».
«Если бы не военное время, мы бы проводили набор по этой же логике, – добавляет Фемида. – Но сейчас на должностях в ТрО – вчерашние гражданские. Их нужно готовить».
Войску нужны образованные офицеры и их навыки, поэтому скорость так важна, соглашается Зинчук с «Повернись живим». «После победы курс может стать более длительным – семестр или два», – добавляет он.
Программа-минимум для Genesis, SKELAR и других бизнесов-партнеров – помочь стране в войне. Программа-максимум? Украинский Вест-Пойнт.
Курсы могут превратиться из интенсива для капитанов в образовательное учреждение со специализациями для разных типов войск, считает Штепа. «Мне бы очень хотелось, чтобы эта инициатива привела к качественным изменениям военного образования в Украине», – говорит он.
«Оцениваю удовлетворенность на 9 из 10, – говорит Многолетний об инвестиции в «Вишкіл капітанів». – А 10 из 10 не бывает».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.