Тайная сила победных команд. Как компании Kormotech, balbek bureau, EPAM и Intellias развивают и измеряют креативность /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Тайная сила победных команд. Как компании Kormotech, balbek bureau, EPAM и Intellias развивают и измеряют креативность

Тайная сила победных команд. Как компании Kormotech, balbek bureau, EPAM и Intellias развивают и измеряют креативность Фото Getty Images

Более креативные компании показывают лучшие финансовые результаты, утверждают исследователи компании McKinsey. Контрибьюторы блога LinkedIn регулярно вспоминают креативность в списках наиболее востребованных работодателями софт-скиллов. Креативные команды более устойчивы к вызовам – видят украинские компании. Какие инструменты используют, чтобы помогать командам становиться более творческими

В конце 2022 года основатель архитектурной мастерской balbek bureau Слава Балбек заметил: его креативная команда истощена. Так что лидеры решили: людям нужна встряска.

Мастерская отправилась на участие в пяти международных конкурсах. «Сказали команде: если выиграем все пять, будем в плюсе, – рассказывает Балбек. – Четыре – в минусе». Создали пять полностью новых команд. Для решения задач был месяц. Креативщики работали по ночам.

«Первая неделя была очень тяжелой, – говорит предприниматель. – Я и сам отвык согласовывать какой-нибудь концепт каждый день».

Первое место balbek bureau не получила ни в одном конкурсе, однако завоевала вторые, третьи и отдельные упоминания от жюри. Главная победа – положительная встряска. «На выходе все были счастливы, – говорит Балбек. – Это был действенный инструмент перезагрузки».

Креативность оказывает положительное влияние на финансовое состояние компании, убеждены в McKinsey. На основе полученных наград в конкурсе «Каннские львы» консультанты разработали индекс ACS (Award Creativity Score). Оказалось, что у более креативных компаний финансовые показатели лучше. 67% имели выше среднего органичный прирост доходов.

«Креативность – сердце инновационности, а инновационность – двигатель роста», – резюмируют исследователи McKinsey.

Дело не только в том, чтобы опередить. Главное – не отстать, убеждена профессор kmbs Елена Жильцова. Команды будущего будут состоять из людей и машин, говорит она. «Технологии будут отвечать за рутинные задачи, за производительность, – говорит Жильцова. – А люди – за инновации, за креативность. Это просто ответ на вопрос: готовы ли вы к будущему?».

Как развивают креативность украинские компании?

Воспитание креативности

Прогуливаясь со своим вест-хайленд-вайт-терьером Лаки, директор департаментов маркетинга и инноваций в Kormotech Игорь Блистов заметил: собака ведет себя необычно. Он позвонил коллеге, ветеринару по образованию, и спросил совета.

«Что в такой ситуации делают люди, у которых нет знакомых ветеринаров?» – задумался он. С этого вопроса начался сервис вет-заботы 9100. Каждый владелец домашнего животного может бесплатно позвонить в любое время и получить консультацию. «Проект родился с проблемы, – говорит маркетолог. – Мы задали себе вопрос: как найти ценность в этой ситуации?»

В мастерской balbek bureau каждый может присоединиться к креативному процессу на этапе создания идеи. «Пытаемся дать возможность творчески проявиться», – говорит Балбек.

Креативность – не магическая способность генерировать оригинальные решения в ответ на вызовы, предупреждает Жильцова из kmbs. «По-настоящему креативные достижения почти никогда не являются результатом внезапных открытий», – говорит она. За креативными инсайтами стоят любознательность, многолетнее расширение знаний, драйв от процесса интеллектуального труда и сеть общения, способствующая креативному мышлению. Сильные идеи – продукт коллективного творчества, считает профессор.

Еженедельно в balbek bureau одна из команд представляет свой актуальный проект. Каждый может высказать мнение по поводу него, рассказывает CFO Юлия Колесникова. «Это хорошая практика для понимания и поддержания творчества», – добавляет она.

В Kormotech концепции представлены в общем холле. К обсуждению новой идеи бренд-команда приглашает коллег из разных подразделений. Разработчики рецептов для кормов могут рассказать, как восприняли тот или иной ролик, а дизайнеры – дать отзыв о коммуникации. Приветствуются все мысли – как уместные, так и не очень, говорит Блистов.

«Если нет доверия и свободы, не стоит уповать на креативность, – резюмирует он. – Доверие нужно, чтобы люди не боялись выражать самую безумную идею».

Обязательно к изучению. Что читать и смотреть, чтобы прокачать креативность

Советует эксперт по развитию талантов в IT-компании EPAM Виктория Злотникова:

  • Книги эксперта по креативности и творческому мышлению Майкла Микалко
  • Книга «Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес», Санни Браун, Джеймс Макануфо, Дэйв Грей
  • Книга «Путь художника», Джулия Кэмерон
  • Книга «Гений внутри. Фрирайтинг для поиска идей и решения задач», Марк Леви
  • Книга «Кради как художник», Остин Клеон
  • Инструменты для дизайн-мышления «Design. Think. Make. Break. Repeat. A Handbook of Methods»

Советует директор департаментов маркетинга и инноваций в Kormotech Игорь Блистов:

  • Посещать театры и выставки современного искусства
  • ​​Книга «Искусство войны», Сунь-дзы
  • Книга «Беседы мастера Хай Тао о стратегии», Валерий Пекарь
  • Книги консультанта и автора теории «взрывных инноваций» Клейтона Кристенсена
  • Книги специалиста по менеджменту и бизнес-мыслителя Адриана Сливоцкого
  • Книга и подкаст «Мастера масштабирования» Рида Гоффмана

Советует консультант по организационному поведению и управлению командами и профессор kmbs Елена Жильцова:

  • Книга «Креативность: поток и психология открытий и изобретений», Михай Чиксентмихаи
  • Фильм «Почему мы креативны?» Германа Васке

Как измерить уровень креативности в команде? Эксперт по развитию талантов в IT-компании EPAM Виктория Злотникова обращает внимание на количество полезных идей, сгенерированных во время встречи. Для Блистова признаком того, что с креативностью все в порядке, есть творческие предложения коллег вне работы. К примеру, в 2023-м отдел маркетинга предложил сделать рождественский вертеп. «Это был очень творческий процесс, который вывел нас на новый уровень креативности», – вспоминает Блистов.

Маркетологи Kormotech играют друг с другом в теннис, «Мафию» и брейн-ринг. «Одна из базовых потребностей человека – игра и спонтанность», – говорит Блистов. Этот инсайт он получил на онлайн-курсе Павла Вржеща, соучредителя креативного агентства banda.

Руководитель программы по развитию лидерства в Intellias Илона Лесько тренирует креативную мышцу с «детским» упражнением «Генератор бреда». Нужно искать общее в совершенно разных вещах: в цифре и медведе, в погоде и книге. Еще один инструмент – смотреть на мир глазами ребенка. «Это когда во время прогулки по парку вы смотрите на деревья, птиц и людей так, будто видите их впервые», – объясняет она.

Злотникова из EPAM цитирует учебник по творческому мышлению, в котором говорилось: стимулом для креативности может быть что угодно: от деревьев в окне до аромата цветов или какого-либо звука. Но самое важное – иметь конкретный запрос, добавляет эксперт по развитию талантов.

Она описывает практику американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана, всегда имевшего в голове 12 запросов, на которые искал ответы. Когда Фейнман читал книгу, гулял, общался или учился, всю полученную информацию пытался приложить к каждому из своих запросов, чтобы решить их.

В условиях хронического стресса развитие креативности – как и любого нового навыка – является вызовом. Как его преодолеть? Елена Жильцова советует контролировать усталость: физическую, эмоциональную, когнитивную. «Нужно останавливаться, восстанавливаться и пополнять запасы энергии, – говорит она. – Это прежде всего здоровая пища, хороший сон и физическая активность».

Чем сильнее команда, в которой развивают творчество? «Команды, которые хотя бы раз сгенерировали идею и решили запрос, который считался неразрешимым, изменили майндсет», – считает Злотникова. Творческая команда устойчива к вызовам и будет всегда искать решения, соглашается Блистов. «Она готова бороться, даже когда кажется, что выхода нет», – говорит маркетолог.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине