Более креативные компании показывают лучшие финансовые результаты, утверждают исследователи компании McKinsey. Контрибьюторы блога LinkedIn регулярно вспоминают креативность в списках наиболее востребованных работодателями софт-скиллов. Креативные команды более устойчивы к вызовам – видят украинские компании. Какие инструменты используют, чтобы помогать командам становиться более творческими
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В конце 2022 года основатель архитектурной мастерской balbek bureau Слава Балбек заметил: его креативная команда истощена. Так что лидеры решили: людям нужна встряска.
Мастерская отправилась на участие в пяти международных конкурсах. «Сказали команде: если выиграем все пять, будем в плюсе, – рассказывает Балбек. – Четыре – в минусе». Создали пять полностью новых команд. Для решения задач был месяц. Креативщики работали по ночам.
«Первая неделя была очень тяжелой, – говорит предприниматель. – Я и сам отвык согласовывать какой-нибудь концепт каждый день».
Первое место balbek bureau не получила ни в одном конкурсе, однако завоевала вторые, третьи и отдельные упоминания от жюри. Главная победа – положительная встряска. «На выходе все были счастливы, – говорит Балбек. – Это был действенный инструмент перезагрузки».
Креативность оказывает положительное влияние на финансовое состояние компании, убеждены в McKinsey. На основе полученных наград в конкурсе «Каннские львы» консультанты разработали индекс ACS (Award Creativity Score). Оказалось, что у более креативных компаний финансовые показатели лучше. 67% имели выше среднего органичный прирост доходов.
«Креативность – сердце инновационности, а инновационность – двигатель роста», – резюмируют исследователи McKinsey.
Дело не только в том, чтобы опередить. Главное – не отстать, убеждена профессор kmbs Елена Жильцова. Команды будущего будут состоять из людей и машин, говорит она. «Технологии будут отвечать за рутинные задачи, за производительность, – говорит Жильцова. – А люди – за инновации, за креативность. Это просто ответ на вопрос: готовы ли вы к будущему?».
Как развивают креативность украинские компании?
Воспитание креативности
Прогуливаясь со своим вест-хайленд-вайт-терьером Лаки, директор департаментов маркетинга и инноваций в Kormotech Игорь Блистов заметил: собака ведет себя необычно. Он позвонил коллеге, ветеринару по образованию, и спросил совета.
«Что в такой ситуации делают люди, у которых нет знакомых ветеринаров?» – задумался он. С этого вопроса начался сервис вет-заботы 9100. Каждый владелец домашнего животного может бесплатно позвонить в любое время и получить консультацию. «Проект родился с проблемы, – говорит маркетолог. – Мы задали себе вопрос: как найти ценность в этой ситуации?»
В мастерской balbek bureau каждый может присоединиться к креативному процессу на этапе создания идеи. «Пытаемся дать возможность творчески проявиться», – говорит Балбек.
Креативность – не магическая способность генерировать оригинальные решения в ответ на вызовы, предупреждает Жильцова из kmbs. «По-настоящему креативные достижения почти никогда не являются результатом внезапных открытий», – говорит она. За креативными инсайтами стоят любознательность, многолетнее расширение знаний, драйв от процесса интеллектуального труда и сеть общения, способствующая креативному мышлению. Сильные идеи – продукт коллективного творчества, считает профессор.
Еженедельно в balbek bureau одна из команд представляет свой актуальный проект. Каждый может высказать мнение по поводу него, рассказывает CFO Юлия Колесникова. «Это хорошая практика для понимания и поддержания творчества», – добавляет она.
В Kormotech концепции представлены в общем холле. К обсуждению новой идеи бренд-команда приглашает коллег из разных подразделений. Разработчики рецептов для кормов могут рассказать, как восприняли тот или иной ролик, а дизайнеры – дать отзыв о коммуникации. Приветствуются все мысли – как уместные, так и не очень, говорит Блистов.
«Если нет доверия и свободы, не стоит уповать на креативность, – резюмирует он. – Доверие нужно, чтобы люди не боялись выражать самую безумную идею».
Обязательно к изучению. Что читать и смотреть, чтобы прокачать креативность
Советует эксперт по развитию талантов в IT-компании EPAM Виктория Злотникова:
- Книги эксперта по креативности и творческому мышлению Майкла Микалко
- Книга «Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес», Санни Браун, Джеймс Макануфо, Дэйв Грей
- Книга «Путь художника», Джулия Кэмерон
- Книга «Гений внутри. Фрирайтинг для поиска идей и решения задач», Марк Леви
- Книга «Кради как художник», Остин Клеон
- Инструменты для дизайн-мышления «Design. Think. Make. Break. Repeat. A Handbook of Methods»
Советует директор департаментов маркетинга и инноваций в Kormotech Игорь Блистов:
- Посещать театры и выставки современного искусства
- Книга «Искусство войны», Сунь-дзы
- Книга «Беседы мастера Хай Тао о стратегии», Валерий Пекарь
- Книги консультанта и автора теории «взрывных инноваций» Клейтона Кристенсена
- Книги специалиста по менеджменту и бизнес-мыслителя Адриана Сливоцкого
- Книга и подкаст «Мастера масштабирования» Рида Гоффмана
Советует консультант по организационному поведению и управлению командами и профессор kmbs Елена Жильцова:
- Книга «Креативность: поток и психология открытий и изобретений», Михай Чиксентмихаи
- Фильм «Почему мы креативны?» Германа Васке
Как измерить уровень креативности в команде? Эксперт по развитию талантов в IT-компании EPAM Виктория Злотникова обращает внимание на количество полезных идей, сгенерированных во время встречи. Для Блистова признаком того, что с креативностью все в порядке, есть творческие предложения коллег вне работы. К примеру, в 2023-м отдел маркетинга предложил сделать рождественский вертеп. «Это был очень творческий процесс, который вывел нас на новый уровень креативности», – вспоминает Блистов.
Маркетологи Kormotech играют друг с другом в теннис, «Мафию» и брейн-ринг. «Одна из базовых потребностей человека – игра и спонтанность», – говорит Блистов. Этот инсайт он получил на онлайн-курсе Павла Вржеща, соучредителя креативного агентства banda.
Руководитель программы по развитию лидерства в Intellias Илона Лесько тренирует креативную мышцу с «детским» упражнением «Генератор бреда». Нужно искать общее в совершенно разных вещах: в цифре и медведе, в погоде и книге. Еще один инструмент – смотреть на мир глазами ребенка. «Это когда во время прогулки по парку вы смотрите на деревья, птиц и людей так, будто видите их впервые», – объясняет она.
Злотникова из EPAM цитирует учебник по творческому мышлению, в котором говорилось: стимулом для креативности может быть что угодно: от деревьев в окне до аромата цветов или какого-либо звука. Но самое важное – иметь конкретный запрос, добавляет эксперт по развитию талантов.
Она описывает практику американского физика и лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана, всегда имевшего в голове 12 запросов, на которые искал ответы. Когда Фейнман читал книгу, гулял, общался или учился, всю полученную информацию пытался приложить к каждому из своих запросов, чтобы решить их.
В условиях хронического стресса развитие креативности – как и любого нового навыка – является вызовом. Как его преодолеть? Елена Жильцова советует контролировать усталость: физическую, эмоциональную, когнитивную. «Нужно останавливаться, восстанавливаться и пополнять запасы энергии, – говорит она. – Это прежде всего здоровая пища, хороший сон и физическая активность».
Чем сильнее команда, в которой развивают творчество? «Команды, которые хотя бы раз сгенерировали идею и решили запрос, который считался неразрешимым, изменили майндсет», – считает Злотникова. Творческая команда устойчива к вызовам и будет всегда искать решения, соглашается Блистов. «Она готова бороться, даже когда кажется, что выхода нет», – говорит маркетолог.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.