Как передать управление бизнесом в надежные руки и сохранить стратегическое мышление владельца? Опыт основателя PET Technologies Александра Суворова показывает, что выбор правильного СЕО требует терпения, доверия и готовности к переменам. Вот его пять выводов, как найти себе замену
Мне нравится тезис, что срок годности владельца бизнеса составляет 25 лет, затем владелец становится неэффективным как управленец. Чтобы сохранять способность мыслить стратегически и трезво оценивать ситуацию в компании, ее положение на рынке и перспективы, рано или поздно владельцу следует передать управление в другие руки.
По себе знаю – это очень тяжело. Не все предприниматели готовы доверить кому-то управление делом своей жизни.
Свою компанию я построил с нуля и руководил ею 20 лет.
Процесс подготовки компании к моему выходу растянулся на три года – столько времени потребовалось на структурирование, поиск СЕО и передачу ему дел.
Процесс был не идеальным, не все получалось с первого раза и пришлось наступить на несколько граблей. Но, в конце концов, все удалось – я отошел от управления за пару месяцев до начала COVID-19. И не вернулся даже во время полномасштабной войны, хотя и был такой соблазн. Без меня бизнес успешно работает.
Как найти и подготовить правильного СЕО, который будет управлять эффективнее владельца и в случае необходимости будет способен провести компанию через кризис?
Пять выводов из моего опыта.
Начинать поиск кандидата лучше в компании, а не за ее пределами
Я не верю в эффективность «пришлых варягов», занимавших высокие должности в других компаниях. Возможно, они показали там отличные результаты, но их опыт в новой компании часто оказывается не столь полезным. Каждый бизнес имеет свои особенности.
В крупных международных корпорациях все стандартизировано, процессы выстраивались десятилетиями. У нас совсем другая история. У каждой компании свои правила игры, традиции, «фишки» и, конечно, «скелеты в шкафу».
Это касается как процессов, так и корпоративной культуры. Человек, привыкший работать в одной системе, сталкивается с проблемами адаптации в другой.
Скорость не на вашей стороне
Владельцу придется запастись терпением и в течение одного-двух лет наблюдать за работой сотрудников: как они проявляют себя в ежедневной работе, какие результаты приносят, насколько внимательны к деталям и ответственны.
Правильный выбор не всегда очевиден, поэтому лучше не ограничиваться кругом первых заместителей или руководителей департаментов. Например, мой СЕО начинал путь в компании от рядового менеджера, затем вырос до руководителя маркетинга и директора по маркетингу.
Самыми первыми, вероятно, привлекут внимание «звезды» – они есть в каждой команде. Но «звезда» на позиции СЕО – не самое лучшее решение. Они быстро выгорают, во многом действуют на эмоциях и из-за самоуверенности могут допустить критические ошибки. Кандидат должен быть сдержанным, уравновешенным и ответственным. Короче – правильным.
Хорошо, если кандидат один. Но что делать, если их несколько? Проведите управленческий поединок.
Это простой инструмент: поставьте кандидатам стратегическую задачу, пусть каждый предложит свое решение. Сравнив подходы, владелец быстро поймет, кто лучше подходит на роль СЕО.
Правда, есть нюанс: проигравший кандидат может обидеться или потерять мотивацию. Это риск для его дальнейшей работы в компании. Заранее продумайте, как интегрировать этого сотрудника в новую структуру или обсудить с ним перспективы во избежание конфликтов.
Передача дел занимает около года
Сразу после назначения нового СЕО ему передают дела – на этом этапе формально. На самом деле с новым руководителем нужно прожить определенное время: понять его мировоззрение, стиль мышления и подходы к работе. В моем случае на это ушел год.
К этому моменту все процессы должны быть прописаны, а сотрудники должны понимать, кто за что отвечает и к кому обращаться.
Некоторые сотрудники будут саботировать изменения или подвергать сомнению авторитет нового СЕО. В таких случаях владельцу нужно не сдаваться, а мягко, но упорно защищать новый порядок.
СЕО – ответственность, владелец – стратегический наблюдатель
Владелец должен показать новому руководителю, что готов поддерживать его решения, даже если они противоречивы. Я всегда говорил своему СЕО: «Я приму любое решение, даже если оно мне не понравится. Это твое право, и я его уважаю». Если владелец назначил СЕО, а затем сам начинает идти против него, это подрывает всю систему управления.
Как бы собственник ни дистанцировался от операционных процессов, важно определить «красные флажки» – сигналы, указывающие на необходимость вмешаться. Любой бизнес существует ради двух целей – получения прибыли и роста. Все остальное подчинено им.
Ежегодно, как правило, проводится стратегическая сессия. Команда представляет планы, владелец их утверждает, а далее все работают на достижение этих задач. В течение года он следит за ключевыми показателями и сравнивает их с утвержденным планом. Если результаты отклоняются от намеченного курса, следует аккуратно вмешаться.
Владелец и CEO – это одна команда, где существуют взаимопонимание, поддержка и право на ошибку.
Без доверия не стоит и начинать
Я специально оставил этот пункт напоследок, ведь запоминается то, что в конце – он основной.
Если вы не способны доверять человеку, который становится к штурвалу вашего корабля, лучше оставаться в операционном управлении и далее контролировать все процессы.
У меня, как, думаю, и у вас были печальные истории в партнерстве. Я дважды расходился с партнерами. После этих болезненных эпизодов, казалось бы, я должен был перестать доверять людям. Но нет, я продолжаю доверять, поскольку в состоянии перманентной паранойи невозможно построить что-нибудь по-настоящему великое.
Подчеркну, что в этой статье речь идет не о корпоративных практиках крупных международных компаний, описанных в книгах для студентов MBA.
Это уникальный опыт, ведь мы строили свои компании в условиях, которые западным авторам книг об управлении не снились даже в ночных ужасах. Я уверен, что нам стоит им делиться – как между собой, так и с новым поколением украинских предпринимателей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.