Категория
Лидерство
Дата

«Звезда» на позиции СЕО – не самое лучшее решение». Как найти и подготовить руководителя, способного управлять бизнесом в кризис? Опытом делится основатель PET Technologies Александр Суворов

4 хв читання

Как передать управление бизнесом в надежные руки и сохранить стратегическое мышление владельца? Опыт основателя PET Technologies Александра Суворова показывает, что выбор правильного СЕО требует терпения, доверия и готовности к переменам. Вот его пять выводов, как найти себе замену

Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes

Спасибо за подписку

Мне нравится тезис, что срок годности владельца бизнеса составляет 25 лет, затем владелец становится неэффективным как управленец. Чтобы сохранять способность мыслить стратегически и трезво оценивать ситуацию в компании, ее положение на рынке и перспективы, рано или поздно владельцу следует передать управление в другие руки.

По себе знаю – это очень тяжело. Не все предприниматели готовы доверить кому-то управление делом своей жизни.

Свою компанию я построил с нуля и руководил ею 20 лет.

Процесс подготовки компании к моему выходу растянулся на три года – столько времени потребовалось на структурирование, поиск СЕО и передачу ему дел.

Процесс был не идеальным, не все получалось с первого раза и пришлось наступить на несколько граблей. Но, в конце концов, все удалось – я отошел от управления за пару месяцев до начала COVID-19. И не вернулся даже во время полномасштабной войны, хотя и был такой соблазн. Без меня бизнес успешно работает.

Как найти и подготовить правильного СЕО, который будет управлять эффективнее владельца и в случае необходимости будет способен провести компанию через кризис?

Пять выводов из моего опыта.

Начинать поиск кандидата лучше в компании, а не за ее пределами

Я не верю в эффективность «пришлых варягов», занимавших высокие должности в других компаниях. Возможно, они показали там отличные результаты, но их опыт в новой компании часто оказывается не столь полезным. Каждый бизнес имеет свои особенности.

В крупных международных корпорациях все стандартизировано, процессы выстраивались десятилетиями. У нас совсем другая история. У каждой компании свои правила игры, традиции, «фишки» и, конечно, «скелеты в шкафу».

Это касается как процессов, так и корпоративной культуры. Человек, привыкший работать в одной системе, сталкивается с проблемами адаптации в другой.

Скорость не на вашей стороне

Владельцу придется запастись терпением и в течение одного-двух лет наблюдать за работой сотрудников: как они проявляют себя в ежедневной работе, какие результаты приносят, насколько внимательны к деталям и ответственны.

Правильный выбор не всегда очевиден, поэтому лучше не ограничиваться кругом первых заместителей или руководителей департаментов. Например, мой СЕО начинал путь в компании от рядового менеджера, затем вырос до руководителя маркетинга и директора по маркетингу.

Самыми первыми, вероятно, привлекут внимание «звезды» – они есть в каждой команде. Но «звезда» на позиции СЕО – не самое лучшее решение. Они быстро выгорают, во многом действуют на эмоциях и из-за самоуверенности могут допустить критические ошибки. Кандидат должен быть сдержанным, уравновешенным и ответственным. Короче – правильным.

Хорошо, если кандидат один. Но что делать, если их несколько? Проведите управленческий поединок.

Это простой инструмент: поставьте кандидатам стратегическую задачу, пусть каждый предложит свое решение. Сравнив подходы, владелец быстро поймет, кто лучше подходит на роль СЕО.

Правда, есть нюанс: проигравший кандидат может обидеться или потерять мотивацию. Это риск для его дальнейшей работы в компании. Заранее продумайте, как интегрировать этого сотрудника в новую структуру или обсудить с ним перспективы во избежание конфликтов.

Передача дел занимает около года

Сразу после назначения нового СЕО ему передают дела – на этом этапе формально. На самом деле с новым руководителем нужно прожить определенное время: понять его мировоззрение, стиль мышления и подходы к работе. В моем случае на это ушел год.

К этому моменту все процессы должны быть прописаны, а сотрудники должны понимать, кто за что отвечает и к кому обращаться.

Некоторые сотрудники будут саботировать изменения или подвергать сомнению авторитет нового СЕО. В таких случаях владельцу нужно не сдаваться, а мягко, но упорно защищать новый порядок.

СЕО – ответственность, владелец – стратегический наблюдатель

Владелец должен показать новому руководителю, что готов поддерживать его решения, даже если они противоречивы. Я всегда говорил своему СЕО: «Я приму любое решение, даже если оно мне не понравится. Это твое право, и я его уважаю». Если владелец назначил СЕО, а затем сам начинает идти против него, это подрывает всю систему управления.

Как бы собственник ни дистанцировался от операционных процессов, важно определить «красные флажки» – сигналы, указывающие на необходимость вмешаться. Любой бизнес существует ради двух целей – получения прибыли и роста. Все остальное подчинено им.

Ежегодно, как правило, проводится стратегическая сессия. Команда представляет планы, владелец их утверждает, а далее все работают на достижение этих задач. В течение года он следит за ключевыми показателями и сравнивает их с утвержденным планом. Если результаты отклоняются от намеченного курса, следует аккуратно вмешаться.

Владелец и CEO – это одна команда, где существуют взаимопонимание, поддержка и право на ошибку.

Без доверия не стоит и начинать

Я специально оставил этот пункт напоследок, ведь запоминается то, что в конце – он основной.

Если вы не способны доверять человеку, который становится к штурвалу вашего корабля, лучше оставаться в операционном управлении и далее контролировать все процессы.

У меня, как, думаю, и у вас были печальные истории в партнерстве. Я дважды расходился с партнерами. После этих болезненных эпизодов, казалось бы, я должен был перестать доверять людям. Но нет, я продолжаю доверять, поскольку в состоянии перманентной паранойи невозможно построить что-нибудь по-настоящему великое.

Подчеркну, что в этой статье речь идет не о корпоративных практиках крупных международных компаний, описанных в книгах для студентов MBA.

Это уникальный опыт, ведь мы строили свои компании в условиях, которые западным авторам книг об управлении не снились даже в ночных ужасах. Я уверен, что нам стоит им делиться – как между собой, так и с новым поколением украинских предпринимателей.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Перший випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні