Категория
Жизнь
Дата

Проекция в будущее. Какие пять ключевых трендов медиарынка определят потребление контента и масштабируются на любой бизнес? Рассказывает медийщица Елена Мартынова

4 хв читання

Олена Мартинова, СМО Starlight Media /из личного архива

Елена Мартынова, СМО Starlight Media Фото из личного архива

Зрители узнают новости в мессенджерах и смотрят шоу со смартфонов. Французские продюсеры – авторы «Пятого элемента» – помогают снимать фильм о водительнице-украинке, которая помогает людям бежать от войны. Фильмы, которые выйдут в кино в 2026-м, создаются прямо сейчас. Какие тенденции определяют будущее медиарынка и как они влияют на другие бизнесы?

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

Медиабизнес имеет теснейший контакт с миллионными аудиториями и мгновенную обратную связь. В настоящее время рынок аудиовизуального контента переживает сразу несколько фундаментальных трансформаций. Пообщавшись с трендсеттерами индустрии в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Киеве, выделила пять основных вызовов, стоящих сегодня перед медиарынком. Способы решить их – универсальные и подойдут любому бизнесу.

«Чувствовать чувства». Новая синхронизация брендов с людьми

Личный контекст потребителей, связанный с войной, – отчаяние, ярость, потеря близких, миграция – влияет на отношения брендов и людей. А совместное переживание эмоциональных последствий войны – это глубоко и это надолго. Даже для брендов, работающих на территории радости и счастья.

В Украине сейчас любой контент рискует стать чувствительным. Коммуникация касательно фронта и тыла, шутки или их отсутствие, тонкости использования украинского языка – все может стать триггером для конфликта со зрителем. Часто каждая деталь создаваемых историй требует привлечения дополнительной экспертизы, способной учесть нюансы и предусмотреть возможные реакции.

Вызов для массовой культуры, в том числе и крупных брендов, – помочь обществу из посттравматического синдрома перейти в посттравматическое развитие. Наша задача – «чувствовать чувства» зрителей и предлагать обществу новые ролевые модели.

Мы в Starlight Media актуализировали маркетинговые стратегии наших основных брендов, чтобы поддержать зрителя. СТБ борется со страхом бессилия и дает чувство внутренней силы. «Новый канал» лечит страх опасности юмором и любовью к жизни. ICTV2 помогает справиться с одиночеством посредством ощущения единства и принадлежности к «своим».

Все смотрят все и всюду – и это о новых возможностях

Вынужденная мобильность, привязанность к «военным новостям» и необходимость оперативной связи с близкими окончательно сделали смартфон главным носителем контента.

В то же время телевизор, точнее SMART TV-панель, остается главным атрибутом нормальной домашней среды, где есть место отдыху, семейному общению и долгосрочным планам. На всех экранах можно посмотреть все: линейное телевидение, кино, влоги.

Форматы контента мигрируют между платформами, «опыляя» друг друга инсайтами. Короткие новости теперь читают не в соцсетях, а в мессенджерах, эксперты в YouTube используют модели телевизионных прямых эфиров с фиксированным расписанием, а телевизионные редакции все чаще привлекают блогеров к своим шоу.

Линейное телевидение продолжает сегментироваться, запуская новые нишевые каналы и активно работая со своим контентом в YouTube, TikTok и на других платформах.

Подглядывать у всех все можно и нужно, поскольку у потребителей формируются новые привычки, которые могут быть удовлетворены другими каналами. Подписная модель Netflix может работать и для офлайн-магазина, и для недвижимости в Карпатах. Быть smart – это быстро маневрировать между устоявшимися решениями и новыми идеями.

Глобальные партнерства. Все работают со всеми

Интеграция в глобальный рынок – стратегическая необходимость. Если мы этого не сделаем, мы проиграли. Хорошая новость – мир соткан из партнерств и открыт к коллаборации и сотрудничеству. На аудиовизуальном контенте это максимально ощущается.

За последние 12 месяцев на Netflix появилось не менее 40 украинских продуктов. За этим следует поддержка Украины, стратегия стриминга по развитию локальных рынков и отраслевые тренды.

После замораживания производства контента во время пандемии и шестимесячной забастовки голливудских профсоюзов в 2023 году на полках глобальных платформ возник дефицит. В настоящее время он заполняется контентом из разных регионов (Южная Корея, Скандинавия, Восточная Европа). Это возможность для украинских компаний.

Мультфильм «Мавка. Лесная песня»

Пример расширения дистрибуции украинского контента – мировой прокат мультфильма «Мавка. Лесная песня».

Международные партнерства в Украине развиваются по нескольким направлениям. Во-первых, расширяется дистрибуция нашего контента. Пример – мировой прокат фильма «Мавка. Лесная песня».

Во-вторых, тренд sharing economy позволил снять несколько украинских проектов на европейских площадках – например «Голос страны» от «1+1» в Польше, квиз-шоу «Нового канала» «Поле» в Нидерландах.

В-третьих, интегрированный co-production, когда международные партнеры не только инвестируют в получение прав на контент, но и активно участвуют в его разработке и производстве. Например, к «Евровидению-2023» BBC привлекло более 15 украинских продакшн- и креативных команд, а в разработке и производстве сериала In her car («Перевозчица», Starlight Media) приняли участие легендарные Gaumont, европейские партнеры-вещатели и глобальный дистрибьютор Beta.

Для конкурентной борьбы на мировом рынке нам стоит научиться системно придумывать международные истории, построить системы фандрейзинга, дистрибуции и маркетинга, адаптировать производство к глобальным стандартам. Можно начинать с одного направления, маленького партнерства, но активно наращивать новые «нейронные связи» для дальнейшего роста.

Нанимать ИИ на работу

Представьте, что искусственный интеллект – человек. Вам нужно нанять его на работу. Это значит, что кто-то должен его выбрать, подумать над его задачами, обучить, интегрировать в процесс и найти оптимальную позицию. Придется научиться с ним взаимодействовать, ставить задачи и даже давать обратную связь. А как насчет «эксклюзивного контракта»? Нам нужно будет развивать этого «сотрудника» и даже вовремя с ним попрощаться, чтобы нанять нового.

Мы сделали несколько десятков рекламных роликов и постеров с привлечением программ ИИ. В каждом проекте участвовали креативный директор и несколько специалистов. Часто приходилось использовать несколько программ, каждая из которых способна решать лишь отдельную задачу. В будущем ожидаем новые агрегированные (соединяющие различные инструменты на одной платформе) и кастомизированные (обучающиеся под конкретные задачи) решения, а также непростую дискуссию об авторских правах и этических аспектах использования искусственного интеллекта.

«Забеременейте» будущим

Беременная женщина не может не думать о будущем, поскольку она физически с ним связана. Для появления нового ТВ-шоу нужно три – шесть месяцев, сериала – 9–24 месяца, художественного фильма – от двух лет. Сейчас шоураннеры и сценаристы работают над историями, которые появятся на экранах после 2026 года. Это касается любых бизнесов с длительным циклом производства.

Забеременеть большой идеей нужно уже сейчас. Весной 2024 года сформируются нарративы, которые выйдут в публичное пространство в 2026-м. Мы должны спрогнозировать, какой будет зрительская аудитория в Украине и что она будет чувствовать через два года.

Например, в будущем от 3 до 5 млн украинцев – это ветераны и члены их семей. Какое место война должна занимать в книгах, кино и сериалах? Чем можно будет вдохновлять зрителя? Чем мы будем развлекать? О чем должны быть наши истории?

Мы должны выиграть конкуренцию за внимание украинского зрителя у российского контента, за производством которого стоит огромный ресурс – $1,2 млрд в 2023 году только из госбюджета было потрачено на финансирование государственных средств массовой информации.

Государство, общество и медиабизнес должны определиться, о чем украинская культура будущего, кто и как должен в нее инвестировать. Если мы не сформируем будущее, кто-то сделает это за нас.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні