6 июня российские военные взорвали Каховскую ГЭС. Прошло больше месяца с момента катастрофы, а ущерб до сих пор считают. Подрыв плотины повлек по меньшей мере $2 млрд убытков, подсчитали в июне аналитики KSE Institute. Forbes расспросил министра аграрной политики Украины Николая Сольского о последствиях, с которыми столкнулись фермеры пострадавшего региона
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Это отредактированная и сокращенная для ясности версия интервью
Как подрыв Каховской ГЭС повлиял на сельское хозяйство Херсонского региона?
Перед войной каналы, бравшие воду из Каховской дамбы, орошали более 300 000 га в зависимости от сезона. После теракта эти территории сейчас не получают воду. Агропредприниматели, которые вкладывались в оросительные системы, возделывают земли, которые под орошением и без него. Соответственно, первые всегда приносили прибыль, а вторые – не каждый сезон. Поэтому фермеры фактически дотировали орошаемые земли за счет орошаемых.
Теперь когда постоянного источника дохода нет, они не смогут нормально работать со всем своим земельным банком. Количество пострадавшей земли гораздо превышает 300 000 га. По разным оценкам, может идти речь о 700 000–1 млн га. Это соразмерно с общей площадью сельхозземель некоторых европейских стран.
Когда произошел подрыв ГЭС, Чикагская товарная биржа мгновенно среагировала повышением цены на несколько долларов. Они поняли, что определенный объем зерна надолго исчезнет из торговли. По нашим подсчетам, украинский экспорт может потерять $1,5–2 млрд.
Сколько времени нужно на восстановление дамбы?
Возрождение возможно только после победы. Восстановление займет годы. Несколько лет на фактическое восстановление ГЭС, потом 2–3 года понадобится, чтобы вода наполнила дамбу. После этого потребуется время на ремонт и возобновление каналов и систем орошения, которые строились в 1970–1990-х годах. То есть минимум семь лет.
Но что будет за эти семь лет с аграрным бизнесом в этом регионе? Сейчас мы понимаем, что точно не все фермеры выдержат жизнь без дамбы. Они и так последние 20 лет развивали этот регион своими усилиями, не очень полагаясь на помощь государства. Нам нужно будет разработать механизмы, которые помогут фермерам сохранить мотивацию заниматься сельским хозяйством несмотря на все сложности.
Какими должны быть эти механизмы?
Я не готов сейчас об этом говорить. Их нужно создавать. Эта проблема на годы, и важно, чтобы этот регион оставался в фокусе внимания следующих министров и чиновников, несмотря на то что в стране будут новые вызовы и задачи.
Какие культуры выращивали в этом регионе? Что мы можем потерять?
Херсонская область производила стандартные для украинского региона культуры: пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою. Они производили гораздо больше овощей, чем другая часть Украины, но мы уже второй сезон живем фактически без овощей и фруктов из этого региона.
Точно не будет ситуации, когда мы придем в магазин и не увидим на полке какой-нибудь продукт или сверхвысокие цены. Проблема есть, но последствия мы будем ощущать еще лет 10-15. У нас будут и арбузы, и помидоры, и другие продукты. Что-то будет не такого качества, что-то дороже, что-то будет появляться позже, но всё будет.
99% процентов проблем от подрыва ГЭС сконцентрированы на левом берегу. Мы в этом сезоне не очень-то рассчитывали на продукцию оттуда. Но мы все точно рассчитываем на этот регион в будущем, и это основная проблема. Все последствия в полной мере ощутим после освобождения этой территории.
Какая проблема с рыболовством?
Чтобы вы поняли масштаб водохранилища – когда вода утекла, то площадь суши составила 150 000 га. И пока вода сходила, то забрала с собой рыбу и уничтожила все 85 рыбных хозяйств, расположенных ниже по течению: 49 в Каховском водохранилище и 36 в Днепровско-Бугской устьевой системе.
Можно утверждать о полном уничтожении рыбы в Каховском водохранилище. Поскольку даже та рыба, которая была вынесена с потоком воды в низовья Днепра в пределах Херсонской и Николаевской областей, оказалась на пойменных участках суши.
Общая сумма ущерба от прямой потери и от потери потомства вследствие ухудшения условий существования из-за сброса воды из Каховского водохранилища составляет 9,8 млрд грн. В общей сложности потеряно не менее 11 388,3 т рыбы.
Создаются ли рабочие группы с местными аграриями, чтобы решить последствия катастрофы?
На прошлой неделе я был на правом берегу Херсона и Николаева. Там аграрии довольно быстро сориентировались и закачали воду в оставшиеся небольшие оросительные системы. По левому берегу никаких встреч не происходит – это невозможно. Если вначале войны мы как-то пытались общаться с оставшимися там фермерами, то сейчас это опасно, в первую очередь для людей, оставшихся на тех территориях. К тому же, даже если и можно было бы поговорить онлайн, то это не решило бы вопрос.
Я видела, что есть рабочие группы, изучающие последствия подрыва Каховской ГЭС. Как происходит процедура? Какие данные собирают?
У нас есть утвержденная методика определения вреда и ущерба, причиненного земельному фонду Украины в результате вооруженной агрессии РФ. Там есть процедура определения ущерба и убытков, причиненных земельному фонду Украины в результате вооруженной агрессии РФ, которая включает потери земельного фонда и связанную с ними упущенную выгоду.
Ответственны за определение ущерба и убутков областные военные администрации.
Я общалась с фермерами на следующий день после подрыва Каховской ГЭС, и их больше интересовало не уничтожение оросительных систем, а проблема разминирования. Не все фермеры понимают, как им сделать разминирование. Можете рассказать, скольким площадям требуется разминирование и как это сделать? Куда обращаться фермеру?
По состоянию на июнь потенциально опасными территориями считали более 1 млн га земель. Были определены приоритетные зоны для разминирования, потому что никто не был готов к таким площадям. Херсонская область была одной из приоритетных. В Херсонской области заминированы 208 400 га деоккупированных земель. После деоккупации цифры возрастут.
Процедура разминирования может быть двух типов. Первый – фермер должен уведомить ГСЧС или штабы, созданные при ОВА, о том, что у него потенциально заминирована земля. Тогда эту территорию проверяют и включают в список потенциально заминированных территорий, и уже в порядке очередности разминирования производят подразделения ГСЧС или Министерства обороны.
Также возможен вариант, когда фермер обращается в частные компании, и операторы противоминной деятельности на коммерческой основе разминируют. (В настоящее время лицензию от Минобороны на разминирование имеют 10 операторов противоминной деятельности. – Ред.)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.