Категория
Деньги
Дата

Строительство рядом с Киевской ГЭС может повлечь за собой техногенную катастрофу, считает ГБР. Действительно ли это так, объясняет гидрогеолог Руслан Гаврилюк

5 хв читання

Соучредитель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа 19 января получил подозрение по делу о завладении государственной землей вблизи Киевской ГЭС. Застройка земель рядом с Киевской ГЭС, фигурирующих в его деле, может повлечь за собой техногенную катастрофу, заявил на брифинге 22 января директор ГБР Алексей Сухачев. Forbes Ukraine спросил у главы Национального экологического центра Украины Руслана Гаврилюка, может ли на самом деле такое произойти.

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

Руслан Гаврилюк /из личного архива

Руслан Гаврилюк, глава Национального экологического центра Украины. Фото из личного архива

Может ли застройка земель рядом с Киевской ГЭС повлечь за собой техногенную катастрофу?

Ситуация с гидротехническими постройками Киевской ГЭС непростая и без всякой застройки. Киевское водохранилище имеет земляную дамбу и бетонную плотину, на которой расположены сооружения Киевской ГЭС.

Плотина водохранилища – это техногенно опасный объект, под которым находятся жители столицы. Последствия разрушения такого объекта мы, к сожалению, видели после подрыва российскими войсками дамбы Каховского водохранилища. Вместе с земляной дамбой это очень сложные объекты, построенные еще в 60-х годах прошлого века, они несут немало рисков для Киева.

Непосредственно у самой плотины Киевской ГЭС и ее гидроагрегатов я не видел никаких застроек, кроме офиса «Укргидроэнерго». Это территория, контролируемая «Укргидроэнерго». Эта же компания ответственна за состояние дамбы.

Самый ответственный и опасный участок – плотина и часть дамбы, которая перекрывает русло Днепра. Дальше это уже немного другая история.

Каково предназначение земляной дамбы?

Когда создавалось Киевское водохранилище, уровень воды подняли примерно на 13 м (уровень водохранилища составляет 103 м). Перепад уровня в водохранилище и в Днепре ниже дамбы водохранилища – около 13 м. Это примерно четырехэтажный дом. Поскольку река Днепр протекает по равнине, при создании водохранилища затапливались значительные территории, особенно ее левый берег (он низкий и пологий). Чтобы уменьшить это затопление, построили защитную дамбу, которая должна была минимизировать затопление населенных пунктов на левом берегу реки.

Также был построен обводной канал. Он перехватывает воду, которая фильтруется через защитную дамбу. На карте мы видим эту тонкую полосу канала вдоль Левого берега фактически на всей протяженности Киевского водохранилища. Эти сооружения создавались для того, чтобы снизить затопление и влияние водохранилища на Левый берег. Также чтобы минимизировать потерю воды, что уменьшает его эффективность.

Почему вокруг дамбы нельзя строить?

Там, где есть дамбы, строить нельзя. Во-первых, это защитные инженерные постройки. Во-вторых, это земли водного фонда. Они должны поддерживаться в надлежащем состоянии, а не застраиваться.

Дело Мазепы

Вечером 18 января стало известно, что Госбюро расследований задержало основателя инвесткомпании Concorde Capital Игоря Мазепу, 47. Дело касается возведения коттеджных городков еще в 2013 году, отмечается в релизе пресс-службы бизнесмена. Мазепа владеет комплексами GoodLife и Shelest, расположенными около Киевской ГЭС.

Поздним вечером 19 января Печерский райсуд Киева отправил Мазепу в СИЗО по делу о завладении государственной землей вблизи Киевской ГЭС с возможностью залога 349 млн грн.

Застройка земель рядом с Киевской гидроэлектростанцией, фигурирующих в деле бизнесмена Игоря Мазепы, может привести к техногенной катастрофе. Пострадать могли не только местные жители, но и киевляне, заявил 22 января на брифинге директор ГБР Алексей Сухачев.

Речь идет о землях на территории Лебедевского и Хотяновского сельских советов Вышгородского района Киевской области, где расположена левобережная защитная плотина каскада Киевских ГЭС и ГАЭС протяженностью более 65 км, отметил Сухачев. Она является объектом государственной собственности и находится в ведении Минэкономики.

Любое жилищное строительство на дамбе запрещено законом, и это не просто так, подытожил Сухачев.

Может ли застройка вдоль отводного канала привести к техногенной катастрофе или спровоцировать угрозу жизни людей?

Это не столь опасный объект, как территория непосредственно возле Киевской ГЭС, где большой перепад уровня воды и может быть потенциально опасная ситуация из-за внешних факторов. Здесь рисков масштабной техногенной катастрофы нет.

Однако, если дамба не будет выполнять свою роль и будет фильтровать больше воды, чем рассчитано на ее эксплуатацию в нормальных условиях, могут быть весьма негативные последствия.

Хочу уточнить насчет инфраструктуры. Есть отдельно сооружение ГЭС и другие объекты для ее функционирования, а есть водохранилище и отводные каналы. Как они влияют на работу ГЭС?

Отводящие каналы не имеют непосредственного отношения к ГЭС. Водохранилище может использоваться по-разному. В случае Киевского гидроэнергетика – это его основная роль.

Каскад днепровских водохранилищ строился с расчетом их использования также для водного транспорта, разведения рыбы, ее вылова, водоснабжения. На юге страны в них накапливают воду, используемую для орошения.

Следовательно, технологические сооружения не связаны с ГЭС, а именно с функционированием водохранилища. На работу ГЭС они влияют косвенно – через поддержание определенного уровня воды в водохранилище. Он определяет эффективность работы гидроагрегатов, производящих электроэнергию.

Земля вокруг Киевской ГЭС. /ГБР

Карта земель, которыми, по мнению следователей ГБР, незаконно завладели при участии Игоря Мазепы. Фото ГБР

Застройка территории непосредственно вдоль отводящего канала водохранилища может каким-то образом препятствовать работникам ГЭС налаживать процесс работы данного инфраструктурного объекта?

На работников ГЭС это не влияет. Разумеется, поскольку водохранилище используется для производства электроэнергии, у «Укргидроэнерго» есть определенные обязанности по управлению им. В то же время за состояние обводного канала, работу помповых станций, откачивающих из него воду, отвечает Госводагентство.

«Укргидроэнерго» отвечает за производство электроэнергии. Все сопутствующие расходы по поддержанию водохранилища несет государство через Госводагентство. Ему подчиняется управление, отвечающее за поддержание защитных массивов днепровских водохранилищ в требуемом состоянии.

Понятно, что люди хотят иметь дома поближе к воде. Законно ли застраиваются берега Днепра, в частности в Киеве – вопрос риторический. К примеру, многоэтажки на Левом берегу у моста Метро. Застройщики отмечают, что это не берег Днепра, а его притоки, поэтому прибрежная защитная полоса сомнительно уменьшена со 100 м до 50 м.

Хотя ясно, что все вместе это Днепр. Есть разные рукава Днепра, есть Труханов остров и другие острова. Это острова на Днепре, соответственно – берег Днепра, который должен быть защищен, как это предусмотрено Водным и Земельным кодексами Украины.

Так застройка территории отводного канала может привести к техногенной катастрофе? Возможно, имеется в виду увеличение загрязнения отходами жизнедеятельности окружающих вод?

Нет, о катастрофе тут не стоит говорить. Но стойкость земляной дамбы может пострадать.

Прибрежную защитную полосу устанавливают во избежание вредного воздействия на водные объекты, чтобы никто рядом с водой ничего вредного не делал.

Но это экологическое воздействие. Не техногенная катастрофа.

Что представляет собой техногенная катастрофа по сравнению с экологическим воздействием?

Техногенная катастрофа – это, например, подрыв Каховской ГЭС. Если бы пострадала плотина водохранилища, что-то в этом роде, но в меньших масштабах, могло бы произойти.

Возможно сам процесс строительства, рытье котлованов для домов и т.д. каким-то образом может спровоцировать появление трещин в самих сооружениях ГЭС или дамбы либо же их разрушение? Или нарушить целостность обводных каналов?

Влияние на постройки Киевской ГЭС и дамбу водохранилища исключено. Может пострадать прежде всего земляная защитная дамба водохранилища. Но застройка защитной дамбы – проблема системная, о которой экологи говорят уже долгое время. Этой проблеме более 10 лет, и она нуждается в системном решении.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд